МААМ-картинки

Проект по расширению кругозора детей «Н. И. Ашмарин»

Вера Киселева
Проект по расширению кругозора детей «Н. И. Ашмарин»

Цель проекта : Активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знание детей о знаменитых земляках. Знакомить с элитой общества, вызвать у детей подражать им.

Задачи проекта

Образовательные: познакомить с биографией и творчеством Н. И. Ашмарина. Расширить кругозор детей. Способствовать расширению словарного запаса.

Развивающие: развивать речь детей, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине, чувство патриотизма.

Публикация «Проект по расширению кругозора детей „Н, И, Ашмарин“» размещена в разделах

Участники проекта : дети, учитель, родители.

Срок реализации: январь – апрель

Результат проекта : знакомство детей с биографией и творчеством Н. И. Ашмарина. Повышение уровня знания о наших земляках. Воспитание гордости за свой народ. Расширение словарного запаса детей. Выполнение рисунка «Словарь чувашского языка»

План реализации проекта «Николай Иванович Ашмарин»

Проект информационно - творческий, среднесрочный, групповой.

Этапы проекта :

1 этап Подготовительный:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Я живу в Чувашии»

Поиск в интернете, библиотеке книг по данной теме. Просмотр книг - энциклопедий.

2 этап Основной:

Знакомство с биографией Н. И. Ашмарина.

Знакомство с творчеством Н. И. Ашмарина.

3 этап Заключительный:

Представление детьми, собранного совместно с родителями материала.

Рисунок «Словарь чувашского языка»

ИБОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1» Минобразования Чувашии

Исследовательская работа

«Николай Иванович Ашмарин»

Сивков Илья, 5а класс, Чебоксарская ООШ с ОВЗ №1

Руководитель: Киселева В. А. учитель на дому

Чебоксары, 2022

Содержание

Введение

Основная часть работы:

1. Николай Иванович Ашмарин - крупнейший ученый-тюрколог.

2. Интересные факты

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Трудно найти среди нас, чуваш, такого человека, который не знал и не знает имя Николая Ивановича Ашмарина. Он был крупнейшим ученым-тюркологом с мировым именем, знавшим 65 языков, он исследователь чувашского языкознания. Неоценим его 17-томный «Словарь чувашского языка». 4 октября 2022 года исполнилось 152 года со дня рождения этого замечательного человека. У нас появилось огромное желание узнать, как он, русский по национальности, смог собрать 40 тысяч чувашских слов в одно целое. Кто помог ему в этом? Ведь его словарь - это целая энциклопедия чувашской жизни, своеобразная многотомная история нашего народа с древнейших времен до наших дней. Желание узнать о нем все больше и больше заставило нас узнать про Н. И. Ашмарина. И мы выбрали тему: «Николай Иванович Ашмарин».

Целью нашей работы является изучение и обобщение имеющихся сведений о жизни и деятельности Ашмарина Николая Ивановича.

В соответствии с целью нами были поставлены задачи:

• изучить биографические материалы, материалы о начале творческой деятельности;

• обобщить полученные сведения и составить общую картину жизни и творческой деятельности Ашмарина Николая Ивановича на основе полученных сведений.

При работе над решением данных задач были использованы методы:

• изучение источников;

• анализ и синтез полученных результатов.

Актуальность работы:

собранный материал будет представлять большую ценность при изучении истории родного края.

Практическая значимость исследования:

Материалы работы о Н. И. Ашмарине можно использовать на уроках истории, культуры родного края, искусства.

Николай Иванович Ашмарин- крупнейший ученый-тюрколог

Николай Иванович Ашмарин- крупнейший ученый-тюрколог с мировым именем, знавший 65 языков. Его несколько раз приглашали в зарубежные страны, обещая всевозможные блага и престижную работу. Он всякий раз отказывался, говоря, что у него есть Родина, которой он должен служить, как бы ни было трудно… он выдающийся тюрколог, этнограф, педагог, историк, член Академии наук СССР.

Родился Николай Иванович 4 октября 1870 года в Ядрине. Кстати, дом его родителей сохранился по сей день. Он находится на улице Ленина, на нем висит мемориальная доска, сообщающая о том, что в этом доме родился известный языковед. Правда, найти ее не так-то просто из-за разросшихся елей, мощные ветви которых закрывают вид на здание. Правда, домом это ветхое, разграбленное здание можно назвать с большой натяжкой. Власти города не раз поднимали вопрос о его реконструкции, но дальше слов дело пока не пошло, и здание продолжает разваливаться.

Однако вернемся в прошлый век. В то время, когда в семье небогатого купца второй гильдии Ивана Филипповича Ашмарина и крепостной крестьянки родился первый сын, все было по-другому. Ядрин тогда был культурным центром, развитию которого способствовали купцы Таланцевы. Когда торговые дела в семье пошли не так хорошо, как хотелось, семья перебралась на родину матери в Курмыш, в то время уездный город с развитой торговлей и большими возможностями, входящий в Симбирскую губернию. Именно туда в конце XIX века переехала и семья Николая Мордвинова, всемирно известного артиста, также родившегося в Ядрине.

По воспоминаниям самого Николая Ашмарина, чувашскую речь он услышал и полюбил именно в Курмыше. “Первые чувашские слова и фразы я узнал от моей бабушки (по матери, которая относилась очень сочувственно к чувашам, — писал он в книге “Болгары и чуваши”. — Некоторыми чертами своей личности она оставила на моем нравственном облике неизгладимые следы”.

Советские ученые-языковеды, среди которых известный тюрколог Михаил Сироткин, не сомневались в том, что Ашмарин имеет чувашские корни по линии бабушки со стороны матери. Но, увы, именно этот вопрос остался в его биографии открытым, до сих пор родословная Николая Ашмарина до конца не изучена и версия ученых документально не подтверждена.

Окончив городское училище в Курмыше, Николай Ашмарин поступил в Нижегородскую классическую гимназию. Именно там у него проснулся филологический интерес к чувашскому языку. “Изучение чувашского языка начато мною еще на гимназической скамье, когда мне было 13 лет. Я изучал язык самостоятельно, без учителя, и не имел почти никаких пособий”, — писал впоследствии он в своей автобиографии. Также самостоятельно он изучал арабский, персидский, турецкий и татарский языки.

После окончания гимназии он отправился в Москву, в Лазаревский институт восточных языков, который окончил в 1894 году с дипломом первой степени и выпускной научной работой “Очерк народной поэзии у чуваш”.

Во время учебы умер его отец. Сиротами остались семь сыновей и три дочери. Сразу после окончания учебы именно Николаю, как старшему из детей, пришлось помогать семье. Влияние его и авторитет были настолько велики, что брат Василий, студент Московского университета, тоже увлекся этнографией чувашей и других инородцев.

В 1896 году Ашмарин получил должность преподавателя географии в Казанской “инородческой” учительской семинарии (преподавал там 25 лет) и всерьез занялся изучением чувашского языка. Мысль составить словарь появилась в это время, в 1901 году он разослал по всем местностям, где проживали чуваши, программу по сбору материала. На его обращение откликнулись десятки учителей национальных школ и другие грамотные люди. Спустя 10 лет был издан первый том словаря, через два года — второй.

После революции Ашмарин много работал, чтобы прокормить семью, в которой было девять детей. В 1919-1931 годах профессор трудился в разных вузах: в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте в Казани, Чувашском практическом институте в Симбирске, Азербайджанском университете, Чувашском отделении Восточного пединститута в Казани.

Несмотря на то что прославился Ашмарин именно чувашским словарем, над ним он работал только в свободное время, а средства на жизнь зарабатывал, трудясь преподавателем географии. Все звания, почести пришли уже после издания словаря. Ему присвоили ученую степень доктора тюркологии, в 1929 году он избран членом-корреспондентом АН СССР, членом ЦИК Чувашской АССР.

В 1919 году Николай Иванович был принят на работу в должности профессора чувашского и татарского языков в Северо-Восточный археологический и этнографический институт. Но ненадолго. В годы гражданской войны Ашмарину с его многочисленным семейством пришлось очень тяжело. Поэтому в 1920 году ученый принимает решение покинуть Казань и переехать в Симбирск. Там в это время открывается первый чувашский вуз — Чувашский институт народного образования. В Симбирск семья Ашмариных приехала в составе восьми человек. Среди них сам Николай Иванович, супруга Ксения Логиновна, сыновья Петр, Борис, Виктор, Николай, Константин и дочь Вера.

К сожалению, и в Симбирске все оказалось не так гладко, как было обещано. Именно в это время в Поволжье разразился голод. В 1923 году Ашмарина приглашают в Баку. Приехав в Азербайджан, он с присущим ему упорством начал изучать азербайджанский язык, с головой погрузился в работу. А так как Николай Иванович накопил уже большой опыт по собиранию материалов для словаря чувашского языка, то здесь ему предложили возглавить комиссию по созданию аналогичного словаря, но уже говоров Азербайджана.

В 1926 году Ашмарины возвращаются в Казань. Ученый поступает на работу во вновь созданный здесь Восточный педагогический институт. Он работает до выхода на пенсию в 1931 году профессором на чувашском отделении. Летом 1933 года Николай Иванович приезжает в Чебоксары по делам, но по возвращении в Казань заболевает сыпным тифом.

26 августа 1933 года ученого не стало. Он умер на больничной койке. Кончина стала для всех трагедией и неожиданностью. Похоронили ученого на Арском кладбище Казани.

Но дело его тем не менее было продолжено, в 1950 году вышел в свет последний, 17-й том чувашского словаря.

Интересные факты

1. В Чебоксарах есть улица Ашмарина и памятный знак на одном из домов Южного поселка. В 1954 году именем Ашмарина в Чебоксарах названа одна из улиц Южного поселка.

2. В Ядрине сохранился дом, в котором родился Николай Ашмарин.

3. В деревне Верхние Ачаки Ядринского района по инициативе председателя колхоза “Ленинская искра”, известного в республике организатора сельскохозяйственного производства Аркадия Айдака заложен сквер с 17 дубами, символизирующими 17 томов словаря.

4. Документальный фильм, посвященный 150-летию со дня рождения Н. И. Ашмарина. Государственная киностудия «Чувашкино».

Заключение

Труд Н. И. Ашмарина стал большим событием в жизни чувашского народа, золотой страницей вошел в ее историю. После анализа собранного материала мы пришли к таким выводам:

Ашмарин увлекся чувашским языком, его исследованием, составил словарь именно чувашского языка, а не русского, изучал обычаи и традиции, нравы чувашского народа и написал огромный неоценимый труд, который известен всему нашему народу. И поэтому Ашмарин нам близок, мы знаем и помним его, высоко оцениваем то, что он сделал для нас, для чуваш. Этого добиться удается не каждому.

Практическая значимость исследования: наш материал может быть использован читателями в качестве дополнительного пособия при изучении творчества Николая Ивановича, при изучении родного края.

Список литературы

1. Н. И. Ашмарин — основоположник чувашского языкознания. Сб. ст. Ч., 1971.

2. Егоров В. Г. Н. И. Ашмарин как исследователь чувашского языка. Ч., 1970.

3. Егоров В. Г. Н. В. Ашмарин как исследователь чувашского языка. – Чебоксары,1948.

4. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. - Чебоксары, 2000.

сследовательская работа «Николай Иванович Ашмарин»

Публикации по теме:

НОД по пожарной безопасности и расширению знаний о назначении пожарной машины «Помощь пожарных» (старшая группа)НОД по пожарной безопасности и расширению знаний о назначении пожарной машины «Помощь пожарных» (старшая группа) Цель: актуализировать представления детей о профессии пожарный и пожарной технике. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с трудом пожарного.

Дидактическая игра по расширению представлений детей 4–7 лет о живой природе «Узнавай-ка!»Дидактическая игра по расширению представлений детей 4–7 лет о живой природе «Узнавай-ка!» Цель: расширять представления детей о живой природе. Задачи: 1. Учить детей различать растения разных видов, животных в зависимости от.

Игра-мемори для развития внимания и кругозора для дошкольников «Забавные насекомые»Игра-мемори для развития внимания и кругозора для дошкольников «Забавные насекомые» Игра - мемори "Забавные насекомые" Игра предназначена для детей дошкольного возраста. Количество участников 2-6 человек. Цель: развитие.

Конспект ООД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи для детей раннего возраста «В лес к друзьям» Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: Образовательные: Побуждать детей узнавать и называть животных леса. Учить выполнять.

Конспект НОД по расширению знаний детей 5–7 лет о космосе «Космическое путешествие» образовательная область «Познание» Цель: Расширение знаний детей о космосе. Задачи: 1. Уточнение представлений детей о космосе, звездах,.

Конструктивная деятельность по расширению представлений о бытовой технике «Пылесос»Конструктивная деятельность по расширению представлений о бытовой технике «Пылесос» Цель: Расширение и углубление представлений о бытовой технике, её частях и назначении. Задачи: Уточнять, расширять и активизировать словарный.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Перспективное планирование по формированию целостной картины мира и расширению кругозора Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. СЕНТЯБРЬ 1. Тема Детский сад. (Предметное окружение. Явления общественной.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Автор публикации:
Проект по расширению кругозора детей «Н. И. Ашмарин»
Опубликовано: 20 сентября 2023 в 17:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по расширению кругозора детей «Н. И. Ашмарин»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Киселева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД