Лучший педагог года

Проектная работа «Глаз — живая оптическая система»

Светлана Жук
Проектная работа «Глаз — живая оптическая система»

Цели:

1. Выяснение причин нарушения зрения.

2. Получение статистики нарушения зрения среди учащихся школы.

3. Установление причины возникновения дефектов зрения.

4. Сформировать у учащихся представление о гигиене зрения.

5. выяснить, что лучше для коррекции глаз : линзы или очки.

Зрение величайший дар природы. Благодаря ему мы можем

наслаждаться красотой окружающего нас мира. Но мы, увы. Это не ценим и часто относимся к здоровью глаз небрежно и беспечно.

1. Проблемы хорошего зрения.

Публикация «Проектная работа „Глаз — живая оптическая система“» размещена в разделах

Представьте себе, что вы стоите на углу оживленной улицы какого-нибудь города и что вдруг все недостатки зрения превращаются в недостатки ног; тогда более 50 % пешеходов начнут хромать или будут, неспособны, ходить без костылей или вынуждены, будут прибегнуть к коляскам. Современная цивилизация облегчила значительную часть нашего каждодневного труда и освободила нас от многих жизненных забот, нов во много раз увеличила нагрузку на глаза. Исследования показывают, что более 95 5 младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но, как видно из таблицы, очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно было бы в какой-то мере считать нормальным. На зрение людей возлагается большая нагрузка. В результате Россия быстро превращается в страну «очкастых». Несовместимость человеческого зрения в целом – один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.

Таблица: приближенный процент нормального зрения среди лиц разного возраста.

Возрастная группа

Процент лиц с недостатками зрения

Новорожденные 0,5 %

Учащиеся средней школы 40 %

40 лет 60 %

70 лет 80 %

Часть перегрузки глаз объясняется тем, что человек пользуется глазами при условиях совершенно иных, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых приспособлен.

2. Для того чтобы лучше понять причины нарушения зрения вспомним строение глаза :

Глаз человека имеет почти шарообразную форму.

Он защищен оболочкой называемой склерой.

Передняя часть склеры – роговая оболочка.

За роговой оболочкой расположена радужная оболочка.

В радужной оболочке есть отверстие – зрачок.

За зрачком расположено прозрачное тело, по форме похожее на собирающую линзу, - это хрусталик.

За хрусталиком расположено стекловидное тело.

Задняя часть склеры – глазное дно – покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой0.

3. Как получается и воспринимается глазом изображение?

Свет преломляется в оптической системе глаза, благодаря чему образуется действительное, уменьшенное, перевернутое изображение предмета.

Свет, падая на окончания зрительного нерва. Из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания.

Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, видит предмет.

Процесс корректируется мозгом, поэтому предметы мы воспринимаем прямыми.

4. Нормальный глаз.

Глаз называется нормальным, если он в ненапряженном состоянии, собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.

В одно мгновение нормальный глаз способен сфокусировать четко на сетчатке такой большой удаленный предмет как гора, а в следующую долю секунды он может дат одинаково четкое изображение отпечатанного текста, находящегося всего на расстоянии какого-нибудь десятка сантиметров от глаз. Хрусталик просто изменяет свою форму. С увеличением расстояния до предмета, приводящим к уменьшению расстояния до изображения, хрусталик становится тоньше. Таким образом его фокусное расстояние увеличивается, и изображение резко фокусируется на сетчатке. В случае если предмет приближается к глазу, заставляя увеличиваться расстояние до изображения, хрусталик становится более выпуклым и толстым. Его фокусное расстояние при этом уменьшается и изображение не сходит с сетчатки. Этот процесс называется аккомодацией.

При нарушении процесса аккомодации возникают болезни глаз : дальнозоркость и близорукость.

5. Гиперопия или дальнозоркость.

Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой.

Если расстояние между сетчаткой и хрусталиком очень мало или если хрусталик ненормально тонок, так что фокусное расстояние его очень велико, то изображение близких предметов оказывается за сетчаткой. Следовательно, близкие предметы не могут быть видимы без напряжения глаза.

6. Миопия или близорукость.

Близоруким называется такой глаз, у которого фокус, при спокойном состоянии мышцы лежит перед сетчаткой.

В том случае, если расстояние между сетчаткой и хрусталиком очень велико или хрусталик настолько закруглен и толст, что его фокусное расстояние очень мало, изображение удаленного предмета попадает перед сетчаткой.

Близорукость – это такой дефект глаза, который чрезвычайно распространен среди школьников и студентов. Именно поэтому мы решили получить статистику заболеваемости близорукостью среди учащихся нашей школы.

Мы взяли данные проверки зрения учащихся 1-го класса, проведенные в сентябре и мае прошлого учебного года. На начало учебного года все учащиеся имели 100 5 зрение, к концу учебного года у 30 5 учащихся развилась близорукость.

Причиной близорукости в большинстве случаев является, по-видимому, то, что в детстве глаз легко деформируется. При работе с близкими предметами глазное яблоко «привыкает» удлиняться на столько, что хрусталик уже теряет способность сплющиваться для фокусирования изображения удаленного предмета на сетчатке без избыточного напряжения. В школе нагрузка на глаза увеличивается, кроме того дети много сидят за компьютером, мало гуляют, в результате они теряют остроту зрения.

Затем мы провели опрос среди учащихся 4-х, 9-х и 11-х классов. Вопрос задавался один: «Хорошее ли у вас зрение». Результат опроса вы видите на экране. Из таблицы видно, сто количество учащихся с низким зрением увеличивается с возрастом.

7. Каковы же причины ухудшения зрения?

1. Яркий свет в том числе и солнечный.

От интенсивного воздействия ультрафиолета страдает сетчатка глаза.

Как защищаться:

1. носите солнечные очки.

2. Работа за компьютером.

У монитора есть две особенности вредные для глаз :

а) изображение на компьютере складывается из множества мельчайших точек.

б) яркость монитора неестественна для глаз.

Это заставляет сильно напрягать глаза. Кроме того, при работе за компьютером человек начинает реже моргать, и слезная жидкость испаряется с поверхности роговицы. Из-за этого возникает ощущение «песка» в глазах. А это - один из главных признаков синдрома сухого глаза, который может привести к дистрофическим изменением сетчатки.

Как защищаться:

1. расстояние от монитора до глаза не должно быть меньше 30-40 см.

2. делать перерыв на 10-15 минут каждый час.

3. Чтение в транспорте и при плохом освещении.

Когда человек читает или работает, он фокусируется на изображении. В результате движения книга или журнал колеблется, и происходит изменение фокусного расстояния. Глазная мышца вынуждена постоянно менять свой тонус, что провоцирует усталость глаз и приводит к близорукости. Не менее опасно чтение и при плохом освещении. При смене освещения меняется и величина зрачка. Что создает нагрузку на орган.

Как защищаться:

1. выбирайте книгу, где шрифт не очень мелкий и не крупный.

2. следите за осанкой.

3. делайте перерывы во время чтения.

4. Курение.

Курение может спровоцировать спазмы сосудов, как головы, так и глаз.

Как защищаться:

1. курите на улице или в проветриваемом помещении.

2. принимайте контрастные ванны для глаз.

3. старайтесь, чтобы в вашем ежедневном меню были продукты,

содержащие антиоксиданты.

Самым популярным способом коррекции зрения до сих пор являются очки, нов послднее время появилась альтернатива очкам – линзы.

8. Что лучше для коррекции глаз линзы или очки : плюсы и минусы.

Мягкие контактные линзы скорректировать зрение независимо от того, близорукость у вас или дальнозоркость.

Плюсы: 1) линзы не лишают бокового зрения

2) они не запотевают

3) линзы не разобьются

4) они не заметны для окружающих

5) можно выбрать удобный тип линз.

Минусы: 1) их нужно снимать на ночь, иначе глаза воспалятся. Снятые линзы хранятся в

специальных растворах

2) у линз короткий срок службы, максимум год

3) в линзах глаза быстро устают, независимо от типа зрения, их нежелательно

носить более 8 часов подряд.

Итак, из всего выше сказанного следует, что детям и подросткам лучше использовать очки, тем более, что линзы в современных очках делают из небьющихся стекол, есть специальные очки для работы за компьютером.

Всегда ли наше зрительное восприятие правильное?

Когда мы что-либо видим, то обычно уверены в том, что наше зрительное восприятие правильное. Иначе говоря, мы доверяем зрению. Но, доверяя зрению, мы нередко обнаруживаем, что наше суждение о виденном оказывается ложным.

Обратимся к некоторым зрительным наблюдениям. Рассмотрите рисунки.

1. На каждом рисунке две линии: вертикальная и горизонтальная. На каком из рисунков

линии равны по длине?

2. Посмотрите теперь на следующий рисунок. Сравните длины отрезков АВ и ВС.

3. Разве вам не кажется, что четырехугольник на рисунке трапеция? А на самом деле это

квадрат!

4. Вы видите трехгранный угол и коробку. Где расположена коробка – внутри

трехгранного угла или вне его? … При желании можете увидеть любое из этих

положений!

5. Глядя на рисунок на следующем слайде, мы видим спираль. В действительности на

рисунке изображены концентрические окружности. Убедиться в этом можно с

помощью циркуля.

Итак, опыт учит, что во многих случаях нельзя для точной оценки увиденного ограничиваться только зрительным восприятием.

Прикреплённые файлы:

proekt-glaz_rtdlb.ppt | 1175,5 Кб
 
Публикации по теме:

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Творческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группеТворческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группе Творческая проектная работа «Животный мир оригами и аппликации» в старшей группе Подготовила: воспитатель Пологутина И. Н. МДОУ «Детский.

Проектная работа учащейся 7 класса «Полимерная глина своими руками» «Полимерная глина своими руками» Авторы: Ещиганова Виктория 7 класс Руководитель: Макеева Наталья Ивановна Россия, Ханты-Мансийский.

Проектная работа учащегося 6 класса «Сколько стоит здоровье» проектная работа"сколько стоит здоровье" РУКОВОДИТЕЛЬ: МАЛИКОВА З. М., Участники: Ученик 6 класса Введение. Во время отдыха в Турции мы.

Проектная работа по технологии учащейся 7 класса «Классические капкейки с белковым кремом»Проектная работа по технологии учащейся 7 класса «Классические капкейки с белковым кремом» .

Проектная работа «Памяти моих прадедов посвящается…» Оглавление: 1. Вводная часть 1.1 Актуальность 1.2 Гипотеза 1.3 Цель и задачи 2. Основная часть 2.1 Объекты исследования 3. Заключение 3.1.

Проектная работа в подготовительной группе «Наша клумба бархатцев»Проектная работа в подготовительной группе «Наша клумба бархатцев» Уважаемые коллеги! Предлагаю на ваше внимание часть работы по проектной деятельности с нашими детьми, которую мы реализуем с марта месяца.

Проектная работа в старшей группе «Масленица»Проектная работа в старшей группе «Масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ».

Проектная работа в старшей группе «Зимнее окно»Проектная работа в старшей группе «Зимнее окно» Проект в старшей группе «Зимнее окно» Автор проекта: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№14 «Ручеёк» г. о. Балашиха, Московская.

Совместная творческая работа с детьми раннего возраста «Солнечная система»Совместная творческая работа с детьми раннего возраста «Солнечная система» В совместной и индивидуальной работе я использую различный материал для наглядного дидактического восприятия. И в очередной.

Библиотека изображений:

Публикация Проектная работа «Глаз — живая оптическая система» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Жук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проектная работа «Глаз — живая оптическая система»
Опубликовано: 1 апреля 2023 в 12:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД