Папки-передвижки

Проектная деятельность в разновозрастной группе детского сада

Надежда Крыночкина
Проектная деятельность в разновозрастной группе детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4»

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ 2022-2023.

«Проектная деятельность в разновозрастной группе»

Крыночкина Надежда Владимировна

Старший воспитатель

2023г.

Введение.

Публикация «Проектная деятельность в разновозрастной группе детского сада» размещена в разделах

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В образовательных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада.

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.

Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.

Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

В своей практике педагоги дошкольных образовательных учреждений все больше используют метод проектов. Проектная деятельность интересна детям : они получают возможность экспериментировать, анализировать, синтезировать и воплощать в жизнь полученные знания. Суть проектной деятельности заключается в том, что решение проблемы, которая лежит в основе любого проекта, дошкольники самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом всегда завершают созданием творческого "продукта".

Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и практическую ценность.

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой.

Цель доклада: представить на педагогические чтения опыт работы по организации проектной деятельности в разновозрастной группе детского сада.

Цель работы с обучающимися: сформировать разновозрастное взаимодействие, способствующее обогащению опыта обучающихся, познанию себя и других, развитию инициативности у детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.

Задачи работы по применению проектной технологии в разновозрастной группе :

- развитие индивидуальности ребёнка;

- установление взаимодействия ребёнка с предметным миром и с социумом;

- сохранение самобытности детского коллектива при взаимодействии и взаимопроникновении взрослой и детской субкультур;

- помощь в самоорганизации личности.

Целевая аудитория: дети 3-7 лет.

Основная часть.

Работа в разновозрастной группе имеет свою специфику. Воспитателю нужно организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы увлечь все возрастные подгруппы детей, удерживая при этом, их интерес. Метод проектной деятельности просто незаменим для такой организации работы.

Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным. Поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.

Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за результат деятельности, свои поступки.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Руководство проектной деятельностью ведёт к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребёнку приобретать универсальные культурные способы действий (умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Виды проектов.

По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничиваются рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей.

По характеру доминирующей детской деятельности :

Творческо-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)

Исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов).

Информационно-практические (дети осваивают новую информацию и её в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук, в оформлении группы (поделки к Новому году, в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей, во взаимодействии с детьми младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, и т. д.).

Творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты, средней продолжительности и долгосрочными.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность :

1) Погружение в проект;

2) Организация деятельности;

3) Осуществление деятельности;

4) Презентация результатов.

Метод проектной деятельности я использовала в работе разновозрастной группы от 3 до 7 лет. Дети участвовали в проектах с большим интересом и с желанием. Считаю необходимым предоставлять каждому ребёнку свободу выбора в реализации проекта, использовать индивидуальный подход, отталкиваться от интересов и способностей детей.

Работа над проектами включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.

1. Постановка проблемы, формулировка задач.

2. Поиск форм и методов решения проблемы.

3. Определение направлений поисковой и практической деятельности.

4. Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.

5. Работа над частями проекта, коррекция.

6. Коллективная реализация проекта, его реализация.

Тематика и содержание проектов, реализованных в нашей группе разнообразна :

- «Вырастим свёклу для супа» – интегрированный, информационно-практический, коллективный, долгосрочный.

- «Ах, картошка-картошка!» – интегрированный, информационно-практический, коллективный, долгосрочный.

- «Стенгазета к Дню защитника Отечества» – интегрированный, коллективный, краткосрочный, информационно-практический проект с привлечением родителей (законных представителей).

- «Мы – иллюстраторы» (Создание книги «Дед Мазай и зайцы») – интегрированный, коллективный, краткосрочный, информационно-практический проект.

- «Огород на окошке» – интегрированный, коллективный, долгосрочный, исследовательско-практический проект.

- «Мы – помощники бабушек и дедушек» – интегрированный, коллективный, краткосрочный, информационно-практический проект с привлечением родителей (законных представителей).

- «Украсим елочку ледяными игрушками» – интегрированный, коллективный, краткосрочный, исследовательско-творческий проект с привлечением родителей.

- «Покажем сказку малышам» – интегрированный, групповой, среднесрочный, творческо-игровой проект.

Подробнее хотелось бы рассказать о некоторых проектах.

Долгосрочный проект «Вырастим свёклу для супа»

Вид проекта : интегрированный, информационно-практический, коллективный, долгосрочный.

Срок проведения: март – октябрь.

Участники проекта : дети разновозрастной группы 3-7 лет, воспитатель группы.

Проблема: как вырастить свёклу, чтобы нам в садике чаще варили любимый суп?

Цель: Развитие познавательных и трудовых способностей детей в процессе выращивания свёклы.

Задачи:

- сформировать представление о процессе роста растения от семени до плода.

- выбрать материалы, инструментарий для работы.

- составить журнал наблюдений за ростом свёклы.

- собрать урожай свёклы и передать его на кухню детского сада.

Работа над проектом распределялась по этапам.

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап Подготовительная работа. Беседа о труде взрослых на огороде, о выращиваемых на огородах овощах, о корнеплодах.

Беседа с детьми о правильном питании, о том, какой суп они любят больше других, о составе свекольника. Ответы на вопросы воспитателя, составление рассказов из собственного опыта, рисование, лепка на тему «Овощи», «Труд на огороде».

Обсуждение любимых блюд, сюжетно-ролевая игра «Кафе»

2 этап Формулировка проблемы.

1. Как вырастить свёклу для любимого супа – свекольника?

2. Постановка вопросов:

-Что нужно для того, чтобы вырастить свёклу?

- Как можно вырастить свёклу самим?

3. Формулировка задачи.

- вырастить свёклу на огороде детского садика.

Собрать урожай свёклы.

- передать урожай свёклы на кухню детского сада.

1. Обсуждение проблемы.

2. Составление план работы по выращиванию свёклы.

3. Обсуждение поиска нужных материалов и инструментария для работы

- поиск семян, емкостей для посадки.

- поиск земли для посадки семян.

-выращивание рассады свёклы.

3 этап. Работа по ранее разработанному плану.

1. Посадка семян свёклы.

2. Выращивание рассады на подоконнике.

3. Высаживание рассады свёклы на грядку.

4. Сбор урожая свёклы.

5. Передача свёклы поварам. 1. Рассмативание семян свёклы.

2. Посадка семян.

3 Уход за рассадой свёклы.

4. Фиксирование роста рассады свёклы в дневнике наблюдения.

5. Высадка свёклы на грядку.

6. Уход за свёклой во время её роста.

7. Уборка урожая свёклы.

4 этап.

Обсуждение результата работы над проектом. 1. Рассматривание, взвешивание урожая свёклы.

2. Передача урожая на кухню детского сада.

5 этап.

Рефлексия. Каждый раз при появлении в меню свекольника или борща съедать весь суп.

Вспоминать и делиться впечатлениями о проделанной работе по выращиванию свёклы.

Мини-проект «Мы – иллюстраторы»

Вид проекта : интегрированный, коллективный, краткосрочный, информационно - практический проект.

Срок проведения: 2-3 дня.

Участники проекта : дети разновозрастной группы 3-7 лет, воспитатель группы.

Проблема: Как создать собственную книгу?

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе создания книги.

Задачи:

1. Сформировать представление о том, как создаётся и оформляется книга.

2. Выбрать материал и способы создания книги, проиллюстрированной самими ребятами.

3. Нарисовать сюжетные и предметные рисунки по тексту произведения.

4. Создать книгу.

Работа над проектом распределилась по этапам:

Этап Деятельность педагога Деятельность детей.

1 этап. Предварительная работа.

Знакомить детей с творчеством детских писателей, с детскими книгами, показ иллюстраций, беседа о том, как создаётся книга. Слушание рассказов о детских писателях, рассматривание иллюстраций в книгах, ответы на вопросы по содержанию произведений.

2 этап. 1. Формулирование проблемы.

Предложение проиллюстрировать понравившуюся книгу самим.

2. Постановка вопросов, помощь в поиске путей решения проблемы.

3. Формулировка задачи.

-Сделать книгу с иллюстрациями детей. 1 Обсуждение ранее прослушанных книг, выбор книги для иллюстрирования. (Выбрана книга Некрасова «Дед Мазай и зайцы»)

2. Рассматривание детской книги, её оформления.

3. Планирование деятельности.

- распределение обязанностей (воспитатель распечатывает текст, готовит листы бумаги, дети – рисуют картинки по сюжету книги.)

3 этап. Выполнение поставленных задач.

Подготовка листов, распечатка текста произведения. Рисование картинок-иллюстраций по тексту произведения.

4 этап. Сборка книги.

Помощь детям в согласовании текста и иллюстраций. Наклеивание иллюстраций на страницы с текстом. Скрепление книги. Рисование обложки.

5 этап. Рефлексия. Обсуждение результата работы. Рассматривание получившейся книги, слушание произведения и рассматривание иллюстраций.

Заключение: Проектная деятельность в разновозрастной группе позволяет увлечь всех детей общим делом, развивает такие качества как взаимопомощь, умение работать сообща, делиться опытом с младшими, развивает чувство ответственности, воспитывает трудовые навыки, умение и желание радоваться результатам работы, гордиться ими.

Также проектная деятельность улучшает позитивный настрой детей, позволяет сделать жизнь детей в садике более насыщенной, разнообразной, улучшает положительный настрой в коллективе, сплачивает его.

Благодаря использованию проектного метода у детей расширяются познавательные интересы, совершенствуются навыки поисковой работы, развиваются творческие начала, формируется умение сотрудничать, радоваться общему успеху и успехам друг друга.

Список используемой литературы:

1. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие)

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М. : Центр педагогического образования, 2012.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. (Библиотека руководителя ДОУ)

5. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада : пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова-Свирская. – М. : Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

6. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ Сфера, 2006. (Проrpамма развития).

7. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие)

8. Рыжова Н. А. и другие. Мини-музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка-Пресс, 2008.

9. Рыжова Н. А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями» : лекции 5-8. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

10. Рыжова Н. А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями» : лекции, 1-4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

11. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 94-96.

12. Фатеева И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании [Текст] / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. — 2013. №1. — С. 376-378.

13. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пространство детской реализации. Проектная деятельность. – Мозаика-Синтез. Москва, 2021

14. Шиян О. А. Современный детский сад. Каким он должен быть. - Мозаика-Синтез. Москва, 2022г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет ко Дню урожая на МAAM в младшей разновозрастной группе детского садаФотоотчет ко Дню урожая на МAAM в младшей разновозрастной группе детского сада Фотоотчет ко дню урожая на МААМ в младшей разновозрастной группе детского сада. Осень — щедрое время года, она дарит богатый витаминный.

Фотоотчет о Дне здоровья в разновозрастной группе детского садаФотоотчет о Дне здоровья в разновозрастной группе детского сада Фотоотчет о Дне здоровья в разновозрастной группе детского сада. Воспитатель: Назарова Т. А. Здравствуйте уважаемые коллеги! Вот и закончилась.

Фотоотчет осеннего утренника «Во саду ли, в огороде» в разновозрастной группе детского сада 3–7 летФотоотчет осеннего утренника «Во саду ли, в огороде» в разновозрастной группе детского сада 3–7 лет В конце октября в нашем семейном детском саду состоялся долгожданный осенний утренник "Во саду ли в огороде", посвященный теме осени и осеннего.

План мероприятий к Дню народного единства в старшей разновозрастной группе детского сада. План мероприятий к Дню народного единства в старшей разновозрастной группе детского сада. 4 ноября – День народного единства! Это большой.

Праздник 8 Марта в разновозрастной группе сельского детского сада «Весенний теремок»Праздник 8 Марта в разновозрастной группе сельского детского сада «Весенний теремок» ВОСЬМОЕ МАРТА- это праздник замечательный для каждого ребенка, повод отблагодарить свою маму за нежность, заботу и внимание и высказать.

Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе «Лук — здоровью друг»Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе «Лук — здоровью друг» .

Проектная деятельность в старшей разновозрастной группе детей 4–7 лет «Микромир в баночке»Проектная деятельность в старшей разновозрастной группе детей 4–7 лет «Микромир в баночке» Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия.

Сценарий выпускного утренника «Скоро в школу» в разновозрастной группе детского сада Сценарий выпускного утренника «Скоро в школу» в разновозрастной группе. В зал входят малыши: мальчик и девочка. Девочка: В этот день торжественный,.

Совместная деятельность по рисованию «Плакат «Снеговики» в первой младшей группе детского садаСовместная деятельность по рисованию «Плакат «Снеговики» в первой младшей группе детского сада Совместная деятельность по рисованию "Плакат «Снеговики» в первой младшей группе детского сада. Учитывая то, что дети в возрасте 2 – 3 года.

Совместная деятельность по рисованию «Ваза с цветами» к 8 Марта в первой младшей группе детского садаСовместная деятельность по рисованию «Ваза с цветами» к 8 Марта в первой младшей группе детского сада Совместная деятельность по рисованию «Ваза с цветами» к 8 Марта в первой младшей группе детского сада (2 – 3 года). В Международный женский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в разновозрастной группе детского сада
Опубликовано: 30 марта 2023 в 18:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в разновозрастной группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Крыночкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД