Получи документы

Проектная деятельность в образовании детей-сирот дошкольного возраста с разными стартовыми возможностями

Игнатьева Наталья
Проектная деятельность в образовании детей-сирот дошкольного возраста с разными стартовыми возможностями

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь

(Китайская пословица)

ОДНА ИЗ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ЦЕНТРА - РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОСПИТАННИКОВ.

СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №15» для обучения детей дошкольного возраста реализует «Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Публикация «Проектная деятельность в образовании детей-сирот дошкольного возраста с разными стартовыми возможностями» размещена в разделах

Все, без исключения дети,оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в Центре, - это дети, пережившие двойную травму: с одной стороны, плохое обращение в кровной семье и негативный жизненный опыт, с другой - сам факт разрыва с семьёй. Вследствие родительской депривации у детей отмечается отставание в развитии и поведенческая дезадаптация, а в результате отрыва от семьи разрушаются не только глубокие социальные и эмоциональные связи, но и сама способность эти связи устанавливать.

Дети, воспитывающиеся в нашем учреждении (как и в других сиротских учреждениях, по своему психическому развитию, как правило, отстают от ровесников, растущих в семье. Их психическое и физическое здоровье имеет ряд негативных особенностей, что отмечается на всех ступенях развития. У многих дошкольников из сиротских учреждений выявляются пассивность во всех видах деятельности, обеднённая речь, слабое внимание, снижение памяти. характерны специфические отклонения в развитии интеллектуальной сферы. Это выражается в задержке или отсутствии развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Следует отметить бедность речи, отставание в овладении навыками письма, чтения, счёта. У младших школьников, воспитывающихся в сиротских учреждениях, недостаточно развита способность планомерно исследовать предметы, явления, выделять их свойства. Дефект восприятия может иметь последствия не только для обучения в школе, но и для общего хода психического развития ребёнка.

Дети, лишённые семьи, лишаются и опыта самостоятельной жизни в обществе, и дело не только в том, что они не получают бытовых навыков. Прежде всего дети не получают моральной поддержки и родительской любви, что приводит к серьёзным психологическим проблемам. Дети, не прошедшие успешно основные этапы развития в семье, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.

Дети, которые воспитываются в сиротских учреждениях, испытывают различные типы деприваций: личностную, эмоциональную, социально-культурную, социально-предметную.

У них потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско-родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, переменой учреждений, сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых как родственников, ведёт к искажённому представлению об основах полноценной жизни. Вот почему важно повышать социальную компетентность воспитанников сиротских учреждений, формировать ценностные ориентации и положительную мотивацию к обучению на примере отдельных личностей, истории страны.

К сожалению, методы и способы работы с детьми, лишёнными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники сиротских детских учреждений оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений негативно сказываются и в их взрослой жизни, в возможностях социализации и адаптации.

В связи с этим, особую педагогическую значимость для успешной реализации АООП ДО приобретает МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Воспитательный потенциал метода проектной деятельности обусловлен его спецификой:

- позволяет сформировать у детей собственный опыт взаимодействия с окружающим миром;

- выводит педагогический процесс из стен Центра в окружающий мир, природную и социальную среду

- способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром

- реализует принцип сотрудничества детей и взрослых

-обеспечивает рост личности ребенка

Реализацию проектов в Центре обеспечивает междисциплинарная команда специалистов – воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель, библиотекарь, педагоги доп. образования, организаторы досуга.

Стали традиционными ежегодные проекты : «Наш дом – Россия», «Пожарный – профессия героическая», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Спасибо за Победу!»

Осенью 2021 года был реализован проект «В гостях у дедушки Крылова»

Литература:

1. Социализация детей в социально опасном положении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опыт учреждений социального обслуживания[Социальное обслуживание семей и детей : научно-методический сборник].//под. ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. - СПб. : СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», - вып. 7- 2016.

2. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот : Учебное пособие. – СПб. : Издательство С. -Петерб. Университета, 2005.

3. Яковлева Н. Н. Формирование коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью: монография. – СПб. : СПбАППО, 2009.

4. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности Методическое пособие ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, СПб2014

5. Джон Дьюи «Мое педагогическое кредо»

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Наши дорогие мамы»Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Наши дорогие мамы» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный на психическое.

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Снежная книга»Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Снежная книга» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Библиотека изображений:

Публикация Проектная деятельность в образовании детей-сирот дошкольного возраста с разными стартовыми возможностями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Игнатьева Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проектная деятельность в образовании детей-сирот дошкольного возраста с разными стартовыми возможностями
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 14:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД