МААМ-картинки

Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» (6 фото)

Ольга Бородина
Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ”

Проблема: Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями национальной культуры.

Публикация «Проектная деятельность „Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой своей проектной работы я выбрала русское народное творчество.

Тема проекта : «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Цель: Приобщение к элементам русской народной культуры в целях речевого и художественного развития дошкольников.

Задачи:

• Знакомить детей с русским фольклором через детские песенки, прибаутки, сказки.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).

• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

• Развивать интерес к изучению истории русского народа, русского народного творчества.

• Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

Актуальность:

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.

Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный.

Целевая аудитория реализации педагогического проекта :

1. воспитанники в возрасте 4 лет.

2. родители

Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Срок реализации проекта : 2 недели

Применяемые формы и методы работы: Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, посещение «комнаты быта» д/с, дидактические игры, просмотр театрализованных сказок, с использованием коврографа, художественная лепка.

Ожидаемые результаты:

1. Обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т. д. ;

2. Использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);

3. Умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам;

4. Развитие умения пересказывать сюжет услышанного произведения;

5. Расширить представление об истории России;

6. Дать представление о декоративно-прикладном искусстве;

7. Укреплять понимание детьми того, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.

8. Пополнить знание малых форм устного народного творчества : потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, прибауток, небылиц;

9. Увеличение потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.

10. Развивать умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).

11. Развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.

12. Удовлетворение потребности детей в самовыражении.

13. Знание и умение играть в русские народные игры.

Материально - техническое обеспечение проекта

• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;

«Комната русского быта» д/с

• Художественная литература русского народного творчества

• Тематические маски театрального уголка для самостоятельной игры в постановках сказок.

«Соленое» тесто для лепки

• Керамические изделия народного творчества (игрушки, свиристель, статуэтки)

Русские народные инструменты.

• Коврограф, сказка «Теремок»

Этапы проекта :

1-этап: Подготовительный (продолжительность - 1 день)

- опрос родителей: Народное творчество в нашей семье. Цель: выяснить уровень ознакомления детей с русским народным творчеством.

- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной литературы, материалов для реализации игр, показа театрализованной сказки, презентации.

- Консультация с педагогом по изодеятельности Мусиной Н. В. по методическому обеспечению, для проведения изодеятельности- лепка (в стиле народная игрушка)

- Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Какие народные сказки я знаю. Что значит сказка «народная»?».

-Анализ результатов беседы.

-Подбор методической художественной литературы для чтения, демонстрационного материала для наглядного просмотра.

2-этап: Основной. (Продолжительность – 5 дней)

1 –й день

1. Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей»

2. Утренняя беседа «Что такое «народная сказка»? «Какие сказки я люблю? Почему?»

3. Чтение народной сказки «Теремок». Самостоятельный пересказ детей, совместно с самостоятельным показом сказки на коврографе.

4. После сна, дети разыгрывают сказку «Теремок» самостоятельно, с использованием масок театрального уголка.

2 –й день

1. Беседа на тему: «Что такое пословица, поговорка?». Цель: Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицы и поговорки.

2. Разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение. Цель: вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях

3-й день

1. Беседа на тему: «Какие народные инструменты мы знаем?» Цель: введение в разговорную речь детей такие слова как «Свиристель», «Гусли», «Гармошка», «Баян».

2. Прослушивание аудиозаписи звучания народных инструментов.

3. Самостоятельная игра в шумовом оркестре.

4-й день

1. Знакомство с русскими народными играми «Золотые ворота», «Ворон», «Ручеек» Цель: познакомить с русскими народными играми; вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры; воспитывать чувство коллективизма.

5 –й день

1. Утренняя беседа на тему: «Что такое роспись игрушек?». Цель: Дать представление об художественном оформлении музыкальных инструментов, о такой форме творчества, как народная роспись игрушек.

2. Просмотр наглядных материалов, презентаций с изображением разных видов росписи игрушек, различными способами.

3. Экскурсия в изостудию, с целью просмотра готовых изделий.

4. Работа с родителями: раздать каждому рецепт изготовления «соленого теста», с просьбой изготовления для работы детей.

6 –й день

1. Экскурсия в «Комнату русского быта» д/с. Цель: углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты; разъяснить понятия «горница, печь, ухват, котелок» их назначение; совершенствовать знания о предметах народного быта.

2. Проведение изодеятельности. «Лепка из соленого теста». Тема: свиристель своими руками.

7-й день

1. Окончательное оформление вылепленных игрушек акварельными красками.

2. Оформление выставки «Народная игрушка» для родителей

Работа с родителями.

Задача: создание благополучной атмосферы для продуктивной деятельности по художественно-эстетическому, нравственному, познавательному и речевому развитию детей, для развития познавательных, коммуникативных навыков детей.

- Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения: Консультации для родителей: «Чтение русской народной литературы в свободное время», «Развиваем творческие способности детей», Консультации о необходимости выполнения предложенных развлечений вместе с детьми, рекомендованных педагогами.

- Организация общения с родителями через Viber, возможность передачи картинки и изображения. Родителям будет интересно узнать и посмотреть результаты каких-либо мероприятий.

3 этап: Итоговый (Продолжительность 1 день)

Задачи: разработка методических рекомендаций, демонстрация опыта работы.

- Опрос детей с целью узнать, закрепились ли у них знания о здоровом образе жизни, видах спорта, спортивном инвентаре.

-Разработка рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.

- Оформленная пространственная среда в группе.

Рефлексия:

Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта, дают воспитателю понять чему научились дети. Результаты проекта обсуждаются вместе с детьми. Им необходимо ответить на вопросы: Узнали ли вы что-нибудь новое? Что вас удивило больше всего? Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Провести рефлексию не только с детьми, но и с родителями. Что нового узнали их дети? Что больше понравилось? Был ли полезен проект в воспитании детей дома? Что нужно изменить или учесть в следующий раз? Что удалось, что не удалось и почему?

Подведение итогов:

1. Пополнение словарного запаса детей (диагностика в начале проекта и по его окончании).

2. Работа проводилась в течении двух недель, родители и дети приняли активное участие, все проходило согласно плану проекта

Реализация проекта проходила в игровой форме, театрализованной форме.

3. Была проведена всесторонняя консультация с родителями о художественно-эстетическом воспитании детей, о знании их народных сказок, о проведении совместного свободного времени с пользой. Дети охотно рассказывали, как они вместе с родителями смотрели и обсуждали мультфильмы и сказки, как много впечатлений принесла им самостоятельная игра в сказке, в качестве персонажей, как интересно было посетить «Комнату русского быта».

4. Прослеживается увеличение интереса детей к народной литературе.

5. Образовательная деятельность в «Комнате русского быта» не только вызвала интерес к старому русскому быту, но и вызвала увеличение интереса воспитанников в художественно-эстетической деятельности, интерес к художественному прикладному искусству.

6. Через игровую деятельность детей и беседы была достигнута цель, поставленная нами в проекте.

Анализ проекта :

В рамках проекта была реализована вся запланированная деятельность. Проведена работа по художественно-эстетическому, речевому, познавательному, социально-коммуникативному развитиям. По итогам рефлексии многими детьми был усвоен материал в полном объеме, дети отвечают на поставленные вопросы об узнанном в ходе проекта. С теми детьми, которые не смо

Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

ли ответить на поставленные вопросы, будут проведены дополнительные беседы по закреплению информации проекта. Воспитанники с удовольствием приняли участие в оформлении выставки. При работе с родителями наблюдалась их заинтересованность и желание детей участвовать в подобных проектах. При повторном проведении проекта на данную тему, будут привлечены родители для более продуктивной работы с детьми. Необходимо проводить мероприятия, направленные на ознакомление детей с народным творчеством как можно чаще, с участием родителей, с усложнением программы, согласно возрасту.

Фото «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Проектная деятельность - фото
Фото №1 Ушинский Как нет человека без самолюбия так нет человека без любви к отечеству и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека Фото №2 Проблема Необходимость обращения к истокам Фото №3 Народная культура фольклор народного искусства традициям обычаям народа не случайно не секрет что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения
Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство воспитания этнической идентичности дошкольников Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. Явное.

Конспект НОД «Русское народное творчество» Цель: создать условия для формирования представления о русском народном творчестве. Задачи: Обучающая • Формировать представления о народном.

Презентация педпроекта «Народное пение в работе с дошкольниками как средство приобщения к народной культуре» «Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как "совокупность.

Проект «Русское народное творчество, культура в семье и в саду» Проектная деятельность в детском саду. Педагогический проект «Русское народное творчество, культура в семье и в саду» средняя группа МБДОУ.

Проектная деятельность на занятиях ИЗО, как средство всестороннего развития дошкольников Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Проектная деятельность в дошкольном отделении по приобщению детей к русской народной культуре средствами фольклораПроектная деятельность в дошкольном отделении по приобщению детей к русской народной культуре средствами фольклора Анализ современной ситуации показывает, что дети дошкольного возраста, имеют мало знаний о выдающихся защитниках Отечества, о достижениях.

Проектная деятельность в ДОУ. Педагогический проект «Русское народное творчество, культура в семье и в саду» Проектная деятельность в детском саду. Педагогический проект «Русское народное творчество, культура в семье и в саду» средняя группа МБДОУ.

Русское народное творчество для дошкольников Русское народное творчество для дошкольников «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования. не величина городов,.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуреТеатрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию.

Устное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуреУстное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуре К. Д. Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к русской народной культуре, и эта любовь дает воспитанию.

Библиотека изображений:

Публикация Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Бородина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 10:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД