Лучший педагог года

Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста

Снежана Правда
Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего

дошкольного возраста

Правда Снежана Эдвартовна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 250 г. Екатеринбурга

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Ключевые слова:

Публикация «Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проектная деятельность, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству.

Патриотическое воспитание процесс формирования человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося свершениями своего народа, его культурой.

На современном этапе дошкольное образование первый, самый важный уровень образования. В ФГОС ДО ключевым принципом является поддержка разнообразия детства, подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к своим корням.

В каждом округе, регионе нашей страны есть все необходимое для патриотического воспитания дошкольников. Окружающая среда дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры ребенка.

Цель работы – воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к малой родине с помощью проектной деятельности.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города;

рассмотреть методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к малой родине;

изучить метод проектной деятельности в ДОУ;

провести диагностическое исследование уровня патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста;

разработать педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города во взаимодействии с родителями.

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

1. Современное понимание патриотизма, или любви к Родине, характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.

И. Е. Кравцов отмечает: «Патриотизм это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

Важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма в любую историческую эпоху является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, а также та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

2. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости. Добровольность участия каждого обязательное требование и условие данной работы.

Методическую работу педагога по патриотическому воспитанию можно разделить на основные направления:

– ближайшее окружение – семья, детский сад, мир природы, деятельность людей : быт и труд жителей, промыслы и традиции края;

культура края: архитектура, художественная среда, знаменитые земляки;

история края: прошлое и настоящее региона – возникновение го­рода, заповедные и памятные места, места военных событий, сведения о подвигах земляков на фронте и в тылу.

Эти направления работы тесно взаимосвязаны.

В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области:

– социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др.);

– познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отечестве, региональных традициях и др.);

– речевое развитие (знакомство с художественной литературой, художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность);

– физическое развитие (экскурсии, прогулки, игровая деятельность)

3. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Педагогический проект – это система планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей. Завершается проект созданием творческих работ.

4. Реализацию метода проектов можно свести к четырем основным этапам:

1. Подготовительный (целеполагание) – определение цели.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за по­мощью (взрослому, педагогу, в каких источниках можно найти информацию и пр.).

3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.

4. Подведение итогов – пре­зентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.

Для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами разрабатываются педагогические проекты воспитания любви к малой родине.

Задачи данных проектов :

1. Познакомить детей с достопримечательностями города, в котором они живут.

2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, формировать чувство гордости за её достижения.

4. Ознакомливали детей старшего дошкольного возраста с ближайшим окружением и родным городом.

5. Анализируя данные первичной диагностики воспитанников, мы пришли к выводу о необходимости развивать у детей интерес к истории родного края, родного города.

Для решения поставленных образовательных задач был разработан педагогический проект «Наш город».

Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края в ходе экскурсий и целевых прогулок. Так постепенно у детей появляются любимые уголки в городе. От близкого окружения нужно перейти к жизни людей города и края, значимости их труда для региона, страны; показать, что край – часть большой страны. Ознакомление с героической историей и искусством края, традициями региона – возможность узнать людей, прославивших край и оставивших о себе добрую память. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети начинают понимать, что Родина – святое!

Метод проекта позволил детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

6. Примечания

1 Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. Виноградова. М. : Просвещение, 1980.

2 Как научить детей любить Родину : руководство для воспитателей и учителей / авт. -сост. : Е. Ю. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова. – М., 2003.

3 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ СФЕРА, 2013.

4 Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошк. учр. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса– М. : Мозаика-Синтез, 2008.

5 Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011

Публикации по теме:

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителейИстоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 14:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Снежана Правда на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД