МААМ-картинки

Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ

Баринова Елена Ивановна
Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ

Современная (преимущественно молодая) семья обладает довольно высоким информационной, но относительно низким уровнем психолого – педагогической компетентности. Специалистам ДОУ необходимо научиться взаимодействовать с семьей на доступном ей языке с помощью современных средств коммуникации. Тогда значительно возрастает уровень сотрудничества с семьей для достижения общих целей в развитии и воспитании детей. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Публикация «Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ» размещена в разделах

Результативность этой деятельности возрастает, если предварительно тщательно ознакомиться с теоретической моделью данного взаимодействия. Существует множество определений данной модели.

Д. А. Белухин педагогическое взаимодействие определяет, как «взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности».

В работах педагога Е. П. Арнаутовой говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. По мнению Е. П. Арнаутовой, воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению автора, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».

Т. Н. Доронова считает, что педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с родителями и включает в себя изучение семей воспитанников, проведение работы по повышению правовой и психолого - педагогической культуры родителей, создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.

В ходе критического анализа теоретических моделей социально – педагогического взаимодействия с родителями, на базе нашего дошкольного учреждения «Детский сад № 340» Ленинского района г. Нижнего Новгорода была создана авторская структурно – функциональная модель, предложенная творческой инициативной группой педагогов – новаторов нашего ДОУ.

Возникает необходимость в специальной работе по подготовке семьи к сотрудничеству, взаимодействию с ДОУ. При проектировании сотрудничества с родителями складываются два направления:

- работа, направленная на помощь родителям в воспитании и образовании детей

- работа, направленная на стимулирование помощи ДОУ от семьи.

Перед педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 340» г. Н. Новгорода была поставлена цель: создать условия для разработки новых подходов к взаимодействию ДОУ и семьями.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:

- объединить совместные усилия ДОУ и семьи по вопросам развития и воспитания дошкольников

- ввести инновационные формы и методы взаимодействия с родителями

- создать условия для организации дополнительных образовательных услуг

- повысить качество системы управления.

Планируемые результаты:

- изучены особенности каждой семьи;

- выбран единый стиль общения ДОУ и семьи (общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ);

- у родителей сформирована уверенность в собственных педагогических возможностях;

- у ребенка сформировано чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;

- организованы дополнительные образовательные услуги.

Принципы построения модели взаимодействия :

- единство целей и задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;

-системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;

-взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).

Нам показался интересным опыт Центра медико – психолого – социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга, который разработал проект «Школа успешного родительства». Проект предполагал оказание всесторонней помощи родителям в ходе:

- адаптации при переходе из дома в детский сад;

-повышения родительской компетенции при подготовке детей к школе;

-развития у взрослых необходимых навыков сотрудничества;

-формирования культуры общения в преодолении сложившихся стереотипов воспитания.

Данный проект помог нам в разработке собственной структурно – функциональной модели взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков

-информационно – аналитический

-практический

-контрольно – оценочный.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь( 2-я.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Трудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развитияТрудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развития Трудовые или хозяйственные взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДОО. В соответствии с законом.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:

Публикация Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Баринова Елена Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
Опубликовано: 29 января 2023 в 19:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД