Лучший педагог года

Проект «Здоровьесбережение в ДОУ»

МБОУ НОШ группа Ромашки
Проект «Здоровьесбережение в ДОУ»

Содержание

1 Пояснительная записка 3

2 Паспорт проекта 4

3 Актуальность и новизна данного проекта 7

4 План мероприятий в ходе реализации проекта 10

5 Работа с родителями (законными представителями) 11

6 Описание полученных результатов 12

7 Список использованных источников 13

8 Приложение 1 (Анкета для родителей (законных представителей) «Условия здорового образа жизни в семье») 14

9 Приложение 2 (Анкета для обучающихся «Твой – здоровый образ жизни») 15

Публикация «Проект „Здоровьесбережение в ДОУ“» размещена в разделах

10 Приложение 3 (Консультация для родителей (законных представителей) «Правильное питание для дошкольников») 16

11 Приложение 4 (Конспект ООД «Правильное питание для дошкольников») 17

12 Приложение 5 (Конспект спортивного мероприятия «Папа, мама и я – спортивная семья») 21

13 Приложение 6 (Фотоотчет) 25

Пояснительная записка

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский

В настоящее время одним из главных вопросов является сохранение и укрепление здоровья ребенка. Это связано с тем, что к детям предъявляют высокие требования, которым может соответствовать только здоровый ребенок. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких либо заболеваний, но и при условии гармоничного психического развития ребенка, высокой умственной и физической работоспособности.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Для того чтобы ребенок рос - здоровым и активным, необходимо правильно организовать его деятельность в течение дня. Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, целиком зависит от соблюдения или несоблюдения определенного режима дня. Это определенная система, которая помогает распределять время сна и бодрствования, прием пищи, гигиенических процедур, прогулок, образовательной деятельности, игр и других занятий ребенка. Даже небольшая задержка сна или приема пищи, может негативно сказаться на общем состоянии здоровья ребенка.

Сухомлинский В. А. писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять – забота о здоровье детей, это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и веры в свои силы»

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в совмещении с обучением воспитанников приемам улучшения и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

На основании этой задачи воспитатели и узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи соответствующие годовым. Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности и в работе с родителями.

Педагоги изучают методическую литературу по проблеме здоровье - сбережения, ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей. Создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, а так же на анализе медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. На основании всего вышесказанного и был разработан проект : «В здоровом теле - здоровый дух

Паспорт проекта

Наименование проекта Оздоровительно - игровой, долгосрочный проект

«В здоровом теле - здоровый дух

Авторы-составители проекта Руководитель проекта :

Левицкая Елена Анатольевна - воспитатель, высшая квалификационная категория

Консультант проекта :

Сухих Елена Юрьевна - старший воспитатель МБОУ «НОШ № 5» г. Юрга.

Инициативная группа:

Иванова Л. А. воспитатель группы № 2, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Цель и задачи проекта Цель проекта :

.Формирование у детей осознанно-правильного отношения к своему здоровью.

Задачи проекта :

Для детей:

- укреплять и охранять здоровье детей;

- формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;

- дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.

Для педагогов:

- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

- создавать условия для благотворного физического развития детей;

- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.

Для родителей (законных представителей) :

- повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни;

- способствовать созданию активной позиции родителей (законных представителей) в совместной двигательной деятельности с детьми;

-заинтересовать родителей (законных представителей) укреплять здоровый образ жизни в семье.

Основные принципы, лежащие в основе проекта - индивидуального и дифференцированного подхода;

- принцип доступности изучаемого материала;

- эмоционально - насыщенная тематика игровых упражнений, занятий;

- взаимодействия «Дети - здоровьесбережение»;

- принцип системности и наглядности;

-опора на развитие самостоятельности физической деятельности;

- самоорганизации, самовоспитания;

- принцип сотрудничества с семьей, сочетание разных видов деятельности по физической культуре;

- принцип наглядности (изготовление разных пособий).

Целевая аудитория Дети старшей группы МБОУ «НОШ № 5» в возрасте 5-6 лет.

Сроки реализации проекта С 04.09.2021 - по 08.04.2022

(реализация проекта, подведение итогов)

Механизм реализации проекта Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.

Механизм реализации проекта предусматривает системно - деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий по здоровьесбережению.

Ожидаемые результаты проекта Для детей :

-повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

- улучшение показателей здоровья;

-наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для педагогов:

-повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов, использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;

- создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;

-личностный и профессиональный рост.

Для родителей (законных представителей) :

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- физическая и психологическая подготовленность обучающихся;

- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, совместная деятельность по формированию у ребят навыков здорового образа жизни.

Объем и источники финансирования проекта Администрация МБОУ «НОШ № 5», родители, (законные представители) обучающихся.

Организация контроля над исполнением проекта Администрация МБОУ «НОШ № 5».

Риски и пути их устранения Риски у детей:

Отсутствие интереса у ребят темой проекта

Пути преодоления риска:

- заинтересовать детей через разные виды деятельности;

- применять в ходе проекта различные средства, методы и приемы.

Риски у родителей (законных представителей) :

Малая активность родителей (законных представителей) в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.

Пути преодоления риска:

Повышение степени открытости образовательного учреждения, освещение деятельности работы по здоровьесбережению перед ними– на сайте учреждения, а также - в форме консультаций, памяток; привлечения родителей (законных представителей) к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи по задачам здоровьясбережения детей.

Риски у педагогов:

Недостаточное количество метод. Литературы.

Пути преодоления риска:

Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах сети ИНТЕРНЕТ.

Ресурсы проекта :

-материально- техническое обеспечение;

- использование ИКТ;

- учебно- методическое обеспечение;

-учебно – методическое обеспечение

Информационно - техническое (компьютер, ноутбук, интернет, фотоаппарат, видеокамера)

- Учебно методические пособия по физической культуре и здоровьсбережению ;

-тематические книги;

-наглядные и раздаточные материалы;

- оборудование.

Особенности проекта :

- по характеру создаваемого продукта;

-по количеству участников;

- по количеству создателей;

- по продолжительности;

- по профилю знаний - Оздоровительно, практико- ориентированный

- Групповой

- Подгрупповой

- Долгосрочный

- Межпредметный

Актуальность и новизна данного проекта

Сухомлинский Василий Александрович писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …»

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

Семья и дошкольные учреждения – социальные структуры, которые в основном сохраняют и укрепляют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений.

Просмотрев анкеты родителей (законных представителей)обучающихся, полученные в нашем дошкольном учреждении, мы – воспитатели, пришли к выводу, что, хотя все родители (законные представители) имеют среднее (а некоторые высшее) образование, уровень знаний и умений в области воспитания и привычки к здоровому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

Поэтому, дошкольному учреждению необходимо осуществлять разностороннее, систематическое и педагогическое просвещение родителей, включая оказание помощи в приобретении теоретических знаний и практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта в физическом воспитании детей.

Отсюда становится понятным, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, осмысление того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Для достижения гармонии с природой, с самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

На этапе дошкольного детства формируются первоначальные основы здорового образа жизни : ребята получает навыки самообслуживания, личной гигиены, накапливает знания о своем организме, о рациональном питании, закаливании организма, совершенствует двигательные навыки. У детей накапливаются знания о здоровье, как одной из ценностей человеческой жизни, развивается умение выделять компоненты здоровья и устанавливать их взаимосвязь, закрепляются основные понятия – «распорядок дня», «личная гигиена», «полезные продукты», «здоровый образ жизни».Таким образом, уже в этот, дошкольный период, формируется часть общей культуры человека о здоровье.

Дошкольные образовательные учреждения обладают большим потенциалом для формирования культуры, которая сохраняет здоровье детей и навыки здорового образа жизни у детей. Это связано с системным подходом в дошкольном образовании, возможностью постепенного выполнения поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей дошкольников.

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает с каждым годом, особенно в рамках внедрения ФГОС.

ФГОС нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у дошкольников интереса и положительного отношения к занятиям по физической культуре.

В работе с детьми следует использовать здоровьесберегающие технологии различных видов деятельности ребенка: физическую культуру, комплексы закаливающих процедур, просмотр телепередач, экскурсии, беседы, оздоровительные минуты, игры, праздники, литературные произведения.

Гипотеза: Здоровье ребят будет развито и сохранено, а физические качества будут результативно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению, с созданием комфортных условий для занятий физической культурой в ДОУ и семьи.

Проблема - поиск участниками образовательного процесса результативных способов укрепления здоровья ребенка – дошкольника и приобщения его к здоровому образу жизни.

Объектом исследования является формирвания культуры здоровьясбережения у дошкольников, а предметом – процесс влияния здоровьесберегающей технологии в дошкольном образовательном учреждении на здоровье детей.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный (формулирование проблемы, определение результата)

- исследование уровня компетентности и мотивации родителей воспитанников в вопросах укрепления и поддержания здоровья детей;

- изучение научно – методической литературы по проблеме – новых методик и технологий физического развития и оздоровления воспитанников.

2 этап – организационно - мотивационный (планирование деятельности)

- утренняя гимнастика (ежедневно);

- гимнастика после сна (ежедневно);

- водные процедуры;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

-пальчиковая гимнастика;

- подвижные и спортивные игры;

- физминутки (во время образовательной деятельности);

- спортивные праздники и развлечения.

3 этап – деятельностно- ориентированный (реализация проектных мероприятий)

4 этап – заключительный (подведение итогов, презентация).

Условия реализации проекта :

- интеграция здоровьесберегающего материала;

- наличие теоретических и практических знаний у педагогов;

- накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению детей и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы;

- сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Методы реализации проекта :

- наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья дошкольников, их физического развития;

- проведение исследований по здоровьесбережению (анкетирование родителей, опрос, наблюдение);

- изучение методической и научной литературы.

Формы реализации проекта :

-организация различных видов детской деятельности (двигательная, игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная);

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная работа ДОУ с семьями обучающихся.

Ожидаемые результаты проекта :

- расширение представления у детей знаний о здоровом образе жизни;

- развитие навыков соблюдения режима дня, личной гигиены, а также правил безопасного поведения при занятии физической культуры;

- развитие у детей интереса к подвижным играм и занятием по физической культуре;

- установление дружеского взаимопонимания с родителями (законными представителями0 по вопросам здоровьесбережения и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни.

Новизна проекта

Заключается в том, что проект нацелен на работу, как педагогов, так и для детей и родителей (законных представителей) по физическому воспитанию - через реализацию проектной деятельности.

Данный проект, включен в разработанное годовое планирование.

Новизна проекта обусловлена внедрением экспериментальной деятельности, способствующей формированию у дошкольников и их родителей (законных представителей) знаний по здоровьесбережению.

Также, новизна определяется, в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личную включенность детей и их родителей в жизнь ДОУ.

Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить включенность, дающую бесспорные положительные результаты, в ходе реализации проекта.

План мероприятий в ходе реализации проекта

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми:

- Соблюдение режима дня; режима двигательной активности;

- Правильное сбалансированное питание;

- Соблюдение правил безопасности на улице и в помещении.

- Ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий);

- Физминутки во время образовательной деятельности;

- Артикуляционная гимнастика (вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков);

- Гимнастика после сна (проводится ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса);

- Дыхательная гимнастика (способствует правильному развитию дыхания, умению регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов);

- Гимнастика для глаз (для укрепления мышц глаза, развития остроты зрения);

- Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм (для развития мелкой моторики рук, способствующей развитию мозговых центров речи);

- Ритмопластика (развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, укрепляет мышцы и осанку);

- Суставная гимнастика (самомассаж ушей, потирание ладоней);

- Профилактика сохранения правильной осанки и плоскостопия (с помощью традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря);

- Релаксация перед сном (использование спокойной классической музыки, колыбельных песен, звуков природы помогают снять напряжение и успокаивают организм);

-Закаливающие мероприятия: максимальное пребывание детей на свежем воздухе; воздушные и солнечные ванны; хождение по массажным коврикам, по «дорожкам здоровья» в помещении; проветривание помещений;

- Подвижные и спортивные игры: «Охотники и утки», «У кого мяч?», «Великаны и гномы», «У медведя во бору», «Мороз - красный нос», «Космонавты», «Пустое место», «Солнышко и дождик» - (самостоятельная двигательная активность детей)

- Спортивный праздник: «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивные развлечения: «Веселые старты», «Защитники отечества», «День космонавтики»;

Беседы с детьми по здоровьесбережению.

«Польза от витаминов»; «О режиме дня дома и в детском саду»; «Я такой. Строение тела человека»; «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься спортом и утренней гимнастикой!».

Чтение художественной литературы.

А. Барто «Я расту»; К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»; Ю. Тувим «Овощи»; Е. Шкловский «Как вести себя во время болезни»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», загадки об овощах и фруктах, грибах и ягодах.

Заучивание потешек, стихотворений.

«Водичка, водичка, умой мое личико…», «Хомка, хомка, хомячок».

Сюжетно-ролевые и дидактические игры, направленные на формирование культурногигиенических навыков, здорового образа жизни.

«Поликлиника», «Магазин продуктов», «Оденем куклу на прогулку», Вредно – полезно», «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу», «Умею – не умею».

Работа с родителями

Описание полученных результатов

Подводя итоги работы, хочется отметить, что работа проведена не зря.

Представленный проект по здоровьесбережению : «В здоровом теле - здоровый – дух, стал системообразующим звеном, лежащим в основе физического и здоровьесберегающего воспитания детей.

Вид проекта был представлен как оздоровительно - игровой, долгосрочный.

Участниками проекта стали обучающиеся старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители (законные представители).

Мы, педагоги, способствовали формированию положительных эмоций, активности в двигательной деятельности. В течение всего проекта продолжали формировать привычки здорового образа жизни : делать зарядку по утрам и после сна, проводили закаливающие процедуры, вели беседы о том, что нужно делать, для того чтобы быть здоровым, с помощью игровых обучающих ситуаций старались вызвать у детей эмоциальный отклик, также читали литературные произведения, анализировали их и делали выводы.

Непосредственная образовательная деятельность по выбранной теме проводилась в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей, воспитывать культуру поведения, помогать другу, развивать желание делать поделки совместно с взрослыми. Для детей была проведены беседы: «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», «Полезные витамины», «Режим дня», «Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Для родителей (законных представителей) были подготовлены и проведены: беседы, родительское собрание, консультации, памятки, конкурс рисунков, выставка семейных фотографий, спортивные мероприятия.

Таким образом, в завершении проекта у ребят сформировалось представление о здоровом образе жизни, дети с удовольствием стали ходить на зарядку, могут рассказать о том, как человеку необходимо заниматься спортом, как важны витамины, занятия спортом.

В начале реализации проекта было проведено анкетирование детей, результаты показали низкие знания о ЗОЖ, всего 5 человек - 39 % могут сами рассказать о том, что такое ЗОЖ, а остальные 8 - 61 % частично владеют.

По итогам проекта, по проведению анкетирования у обучающихся, 12 человек- 92 % детей могут сами рассказать о том, что такое ЗОЖ, 1 ребенок – 8 %, частично владеет знаниями о ЗОЖ.

Родители (законные представители) стали активно участвовать с детьми в оздоровительных мероприятиях учреждения, а также стали активными в вопросах формирования представлений и здоровом образе жизни.

Следует отметить, что родители (законные представители) активно принимали участие в выставке семейных фотографий: «Мы - здоровая семья», помогали организовать спортивные мероприятия и участвовали в них, проводили с детьми беседы на тему: «Здоровье – наше богатство», заучивали стихотворения о спорте.

Проект помог педагогам разработать методические и практические материалы, повысить компетенцию в вопросах здоровья, изучить литературу по заданной теме.

Если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают знаниями о здоровом образе жизни, занимаются спортом, показывают важность сохранения и укрепления здоровья для жизни, помогают детям в формировании опыта здоровьесбережения, являются для ребенка личным примером – только тогда, можно сказать, что мы - взрослые, сохраним и укрепим здоровье наших детей и сформируем у ребят стойкую мотивацию на здоровый образ жизни!

Здоровый дух – в здоровом теле, вот краткое, но полное описание счастливого состояния человека в этом мире!

(Джон Локк)

Публикации по теме:

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Проект «23 февраля»Проект «23 февраля» Краткосрочный проект для детей средней группы «Звездочка» «23 февраля - День защитника Отечества» Описание: Данный проект, рассчитан на.

Проект «Я и моя родословная»Проект «Я и моя родословная» Проект: "Я и моя родословная" ДЕВИЗ ПРОЕКТА: "Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект «Мое дерево»Проект «Мое дерево» «МОЁ ДЕРЕВО»Познавательно-творческий проект Реализован педагогами Веселковой Мариной Викторовной, Данилиной Светланой Владимировной и.

Проект «Мой город»Проект «Мой город» Проект «Мой город» был разработан мною с целью воспитания в детях патриотических чувств, любви к своему городу и желанию изучать историю.

Проект «Мы — актёры!»Проект «Мы — актёры!» Паспорт педагогического проекта Название проекта «Мы - актёры!» Разработчик проекта: Лузина Ирина Анатольевна, музыкальный руководитель.

Проект «Шаг навстречу»Проект «Шаг навстречу» Взаимодействие с семьями воспитанников второй младшей группы «Гномики» в рамках реализации проекта «Шаг навстречу».На РМО, я представляла.

Проект «Сказки»Проект «Сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50» Проект «Мои первые сказки» в 1 младшей группе Воспитатель:.

Проект «Мой Ямал»Проект «Мой Ямал» Тема проекта: "Мой Ямал" в подготовительной группе. Дата проведения: 26 - 30 октября 2020г. Задачи: закрепить знания о символике Ямала;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Здоровьесбережение в ДОУ»
Опубликовано: 30 августа 2022 в 17:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД