МААМ-картинки

Проект «Юный финансист»

Екатерина Демиденко
Проект «Юный финансист»

Проект

по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников

«ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный

Вид проекта : долгосрочный (1 год)

Возраст: дети старшей группы

Воспитатель: Демиденко Е. А.

Актуальность.

Публикация «Проект „Юный финансист“» размещена в разделах

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель проекта : Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи проекта :

• Создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

• Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;

• Повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации;

• Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

• Развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

• Развивать речь, внимание, мыслительные операции;

• Воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей;

• Воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Принципы реализации проекта :

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип прочности;

- принцип целенаправленности;

- принцип новизны;

- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

Сроки реализации проекта : Долгосрочный (в течение 2021-2022 уч. года).

Тип проекта : Информационно – практико - ориентированный.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме проекта.

Создание разнообразных картотек по финансовой грамотности;

Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин».

Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей.

II этап – основной (реализация проекта)

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Рынок».

III этап – заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей «Изготовление копилки»;

Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»;

Альбом «Деньги разных стран»;

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

• развит познавательный интерес, к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

• развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

• развита речь, внимание, мыслительные операции;

• воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей;

• воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

• активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

• имеют представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.

• понимают, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Для родителей:

• Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;

• Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для педагогов:

• Созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

• Повышена профессиональная компетентность педага в вопросах финансовой грамотности.

Тематическое планирование

Сентябрь

Что мы знаем о финансах?

Диагностика «Уровень финансовых знаний и умений детей»

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Октябрь

История возникновения денег

Беседа «Что такое деньги? История возникновения денег».

Просмотр видеофильма «Деньги разных стран».

Д. игра «Путешествие денежки».

Рисование «Нарисуй купюру будущего».

Д. игра «Что угодно для души».

Чтение пословиц и поговорок по теме.

Информирование педагогов о содержании и значении проекта на педагогическом совете.

Стендовые консультации для родителей

Ноябрь

Бюджет семьи

Беседа «Бюджет семьи».

Д. игра «Какие бывают доходы?».

С. р игра «Семья. Все зарабатывают деньги».

Чтение и обсуждение сказок.

Лепка из соленого теста «Товары для магазина».

С. р игра «Магазин».

Консультации, рекомендации «Азы финансовой грамотности в семье»

Декабрь

Что такое экономика?

Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономика».

Игра-беседа «Что такое экономика?».

Чтение пословиц и поговорок по теме.

Чтение и обсуждение сказок.

Аппликация «Друзья гнома Эконома».

Проблемная ситуация «Удачная покупка».

Стендовые консультации для родителей

Январь

В мире современных профессий

Беседа «В мире современных профессий».

Рисование «Моя будущая профессия».

Проблемная ситуация «Кто работает в банке?».

С. р игра «Сберкасса», «Кафе»

Чтение и обсуждение сказок.

Игра «Кому что нужно?».

Д. игра «Угадай, где продаются».

Стендовые консультации для родителей

Февраль

Наши потребности и возможности

Беседа «Что такое потребности?»

Д. игра «Давай положим в корзинку».

Д. игра «Наши потребности».

Чтение и обсуждение сказок.

Д. игра «Хочу и надо».

С. р игра «Магазин».

Просмотр мультфильмов

Стендовые консультации для родителей

Март

Мир рекламы

Игра-занятие «Мир рекламы».

Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.

Беседа «Какой товар лучше?».

Д. игра «Что быстрее купят?».

Рекламная компания – дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

Чтение и обсуждение сказок.

Стендовые консультации для родителей

Апрель

Мы много знаем о финансах!

Игра-занятие «Ярмарка».

Проблемная ситуация «О чем говорят вещи?».

С. р игра «Кафе».

Чтение и обсуждение сказок.

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Май

Подведение итогов

Итоговая диагностика «Уровень

финансовых знаний и умений детей»

Работа с педагогами: обобщение опыта работы по проекту

на педагогическом совете.

Сравнительный анализ результатов:

В процессе работы над проектом наблюдалась динамика познавательного, эмоционального и речевого развития детей, так как использовалось большое количество литературы, наглядного материала. Дети расширили свой кругозор. У них возник интерес к дальнейшему изучению данной темы.

Работа способствовала, также воспитанию бережного отношения к деньгам, уважению к труду взрослых.

Кроме того, дети в группе стали более дружными и получили навыки безконфликтного общения.

Положительных результатов работы с детьми удалось добиться в совместной деятельности с родителями. После совместной деятельности и мероприятий, взаимодействие родителей и детей значительно улучшилось. Взаимодействие между детьми, воспитателем и родителями осуществлялось на уровне партнерства. После опроса, отмечается, что родители воспитанников могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогам в процессе работы, но также стать непосредственным участником образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Пополнилась предметно – развивающая среда в группе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

7. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. -М. :ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». https://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami

Публикации по теме:

Фотоотчет «Юный исследователь»Фотоотчет «Юный исследователь» Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование.

Фотоотчет «Юный шашист»Фотоотчет «Юный шашист» Знают взрослые и дети, знает каждый на планете, Знает даже детвора — шашки — лучшая игра! (Г. Горючко, Е. Славская) Каждый год в нашем городе.

Фотоотчет «Юный пожарный» в ДОУФотоотчет «Юный пожарный» в ДОУ 15 июля в городе Тюмени в детском саду номер 176 "Фантазёры", было проведено для детей старших и подготовительных групп очень интересное.

Интерактивная книга по финансовой грамотности «Юный финансист»Интерактивная книга по финансовой грамотности «Юный финансист» Методическая разработка - интерактивная книга по финансовой грамотности «Юный финансист». Она поможет объяснить ребенку, что такое деньги.

Проект «Маленький финансист» с детьми подготовительной группыПроект «Маленький финансист» с детьми подготовительной группы Тип проекта: информационно-практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (2 месяца) Участники проекта: дети подготовительной.

Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист»Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность.

Фотоотчет о реализации проекта «Юный финансист»Фотоотчет о реализации проекта «Юный финансист» В рамках реализации проекта «Юный финансист» воспитанники Максимовского детского дома – интернат «Родник» постигли азы финансовой грамотности.

Проект «Юный изобретатель» Проект «Юный изобретатель»Паспорт проекта Название проекта «Юный изобретатель», техническое моделирование и конструирование из бросового.

Проект «Юный патриот России»Проект «Юный патриот России» Тема проекта: «Юные патриоты» Автор: Сануева Д. А. Марченко А. В. Вид проекта: познавательно – информационный, творческий. Продолжительность.

Фотоотчет «Велопробег «Юный велосипедист»Фотоотчет «Велопробег «Юный велосипедист» Велопробег «Юный велосипедист» А знаете ли вы, что первое официальное велосипедное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. 24.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юный финансист»
Опубликовано: 10 мая 2023 в 11:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Юный финансист»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Демиденко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД