Папки-передвижки

Проект «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек»

Людмила Бикчантаева
Проект «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек» для детей 4-5 лет

Пояснительная записка

Важное место в решении социально значимых задач, связанных с охраной и укреплением здоровья семьи занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Публикация «Проект „Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек“» размещена в разделах

Проект «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек» разработан для детей среднего дошкольного возраста и родителей воспитанников, направлен на формирование здорового образа жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования основными задачами является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышения компетентности семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья семьи.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка.

Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.

Цель взаимодействия с родителями в рамках проекта – оказание помощи родителям в вопросах охраны и укрепления физического здоровья детей.

Данный проект способствует созданию единого воспитательно-образовательного пространства, в котором активно проявятся инициатива и творческие способности ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, доступных дошкольному возрасту по вопросам охраны и укрепления здоровья.

Тип проекта : коллективный, творческо-информационный.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.

Образовательная область: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта : формирование осознанного отношения детей к своему здоровью, повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

- познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами здорового образа жизни (далее – ЗОЖ);

- обогатить общие представления детей о здоровье как ценности, расширить представления о состоянии собственного тела;

- привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у дошкольников представлений о ЗОЖ;

- познакомить родителей с приемами эффективного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

В содержание проекта включены методы, одинаково эффективные как для ребенка, так и для взрослого. Это элементы и приемы:

- физические упражнения;

- игровая терапия (игровые упражнения и задания, подвижные игры);

- арттерапия (работа с рисунком);

- чтение художественной литературы;

- игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- сказкотерапия (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сюжета);

- совместные прогулки, походы, досуги;

- практикумы, дискуссии, консультации.

Ожидаемые результаты (ценность) реализации проекта :

- у детей сформируется понятие о ЗОЖ;

- дети усвоят определенный объем знаний об организации рационального, здорового питания;

- сформируются простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры;

- у родителей сформируются представления о важности совместной двигательной деятельности с детьми;

- повысится уровень знаний о здоровьесберегающих технологиях и оздоровительных мероприятиях;

- появится заинтересованность в здоровом образе жизни в семье.

Продукт проектной деятельности : «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек» (иллюстрированная книга-альбом).

Организация работы по проекту строилась с учетом следующих принципов:

- наглядности, энциклопедичности, интеграции, развивающего характера обучения, индивидуализации, единства с семьей.

Механизмы реализации проекта :

I этап. Подготовительный

- довести до участников проекта важность данной проблемы, а также мотивировать детей и родителей, выработать четкую стратегию сотрудничества;

- определить объем знаний и представлений детей и родителей о здоровом образе жизни;

- подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;

- произвести подбор материала для продуктивной и изобразительной деятельности детей;

- составить перспективный план реализации проекта.

II этап. Практический

План мероприятий по реализации проекта «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек»

Месяц

Познавательные беседы с детьми

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная деятельность родителей с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Беседа «Что такое энциклопедия»

Выставка «Мир детских энциклопедий»;

Принятие решения о создании собственной энциклопедии здоровья

Рассматривание энциклопедий

Знакомство с результатами диагностики детей;

Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни»

Октябрь

Беседа «Режим дня»

Досуг «Сказка о том, как вернулся мишке сон»;

Дидактическая игра «Части суток»

Раскрашивание картинок «Режимные моменты»

Дискуссия «Детский сад в сохранении и укреплении здоровья детей»;

Туристический поход «Осенними тропами»

Ноябрь

Беседа «Откуда берутся болезни»

Театрализация «Приключения в Королевстве микробов»

Рисование пальчиками «Микробы»

Информационный стенд «Нетрадиционные способы оздоровления»;

Практикум «Оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии»

Декабрь

Беседа

«Если кто-то заболел»

Чтение «Добрый доктор Айболит»;

Сюжетно-ролевая игра «Больница»;

Экскурсия в медицинский кабинет

Рисование «Детская поликлиника»

Папка-ширма «Веселая физкультура в квартире»;

Деловая игра «Сохранение и укрепление здоровья»

Январь

Беседа «Витамины: откуда они берутся»

Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху»;

Отгадывание загадок «Овощи и фрукты»;

Разрезные картинки

Аппликация способом «обрывание» на тему «Корзинка с витаминами»

Папка-ширма «Рецепты здоровой пищи»;

Родительская конференция «Секреты здоровья»

Февраль

Беседа «Зимние игры и забавы»

Развлечение «Волшебные игры в снежном царстве»;

Дидактическая игра «Что одеть на улицу», «Одень Мишку на прогулку»

Рисование способом «оттиск смятой бумагой» «Как мы лепили снеговика»

Совместная прогулка «Веселая лыжня»;

Фотосессия «Не боимся стужи, со здоровьем дружим

Март

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»;

Чтение «Девочка чумазая», «Чистюля – енот»

Коллективная аппликация (коллаж) на тему «Мойдодыр и его помощники»

Консультация с элементами практикума «Игры на формирование правильной осанки»

Апрель

Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

Чтение «Волшебный Морж»;

Кукольный театр «Как заяц стал сильным и здоровым»

Закаливающие процедуры

Практикум по обучению самомассажу;

Эколого-оздоровительная игра «Путешествие на планету здоровья»

Май

Беседа «Полезные и вредные привычки»

Чтение «Неправильные привычки»;

Просмотр мультфильма «Ах и Ох»;

Словестная-игра «Полезно – вредно»

Коллективное оформление «Энциклопедии здоровья для маленьких почемучек»

Презентация проекта

III этап. Презентация проекта

В завершении работы над проектом провести презентацию в форме развлечения, где каждая семья представит продукт совместной творческой деятельности.

IV этап. Заключительный

- Выявление уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей.

- Анкетирование родителей.

Список использованной литературы:

1. Агаджанова С. Н. «Как не болеть в детском саду»/СПб. :ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009.

2. Дергунская В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по пограмме «Детство» : Учебно-методическое пособие /науч. ред.

А. Г. Гогоберидзе. - СПб. :ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.

3. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие» /СПб. :ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.

4. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. -С. 57.

5. Сотрудничество детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника // Социальное партнерство детского сада с родителями. М., 2013.

6. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования».

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье : Методическое пособие»\ «Издательство: Сфера», 2004.

Приложение 1

Инструментарий к мониторингу

Диагностика сформированности основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста

Вопросы для собеседования:

1. Как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы назовем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?

3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

5. Знаешь ли ты, что такое микробы? Как защититься от них?

6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?

7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?

9. Делаете ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы холодной водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

10. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

11. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты думаешь?

Критерии оценивания представлений детей среднего дошкольного возраста о здоровом образе жизни

Высокий. Имеет четкие, осознанные начальные представления о показателях здоровья, закаливания, режиме дня, правильном питании и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.

Средний. Представления недостаточно развернутые и осмысленные, выражает их кратко, но выделяет основные моменты, затрудняется в их объяснении.

Низкий. Представления не четкие и неконкретные, многие аспекты представлений о здоровом образе жизни не осознанны.

Приложение 2

Анкета для родителей

«Условия здорового образа жизни в семье»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут нам в планировании и выборе форм реализации проекта.

Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда.)

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда.)

3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда.)

4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда.)

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? (Да, нет.)

6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (Полноценное питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно.)

7. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье? (Положительно, отрицательно, не воздействует.)

8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)

9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет.)

10. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда.)

11. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет.)

12. Вы сами здоровы? (Да, нет, затрудняюсь ответить.)

13. Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет.)

14. Каковы причины болезни Вашего ребенка? (Недостаточное физическое воспитание в детском саду, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням.)

Благодарим за оказанную помощь. Желаем Вам здоровья и благополучия!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в страну Почемучек» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Примечание (до-полнительная ин-формация к.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В лаборатории Почемучек. Выращиваем траву для кошки» Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования. Задачи: 1. Закреплять знания.

Неделя пожарной безопасности у «Почемучек»Неделя пожарной безопасности у «Почемучек» Все дети еще с раннего возраста знают поговорку: «Спички детям не игрушка», но не всегда помнят о ней. Каждый год в нашем детском саду планируется.

Образовательный проект в средней группе «Город для маленьких пешеходов» I этап - организационно - подготовительный. - постановка цели и задачи проекта на основе изученного материала; - беседы с родителями;.

План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе Пояснительная записка: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». В. А. Сухомлинский.

План викторины «Конкурс почемучек»План викторины «Конкурс почемучек» Второй год в нашем образовательном округе проводится конкурс "Почемучки". В нём участвуют команды подготовительных групп из малокомплектных.

Проект «Неделя здоровья» Актуальность Серьёзной проблемой, в последние годы становится малоподвижность детей. Они много сидят не только дома у телевизора и компьютера,.

Проект «Воспитываем маленьких патриотов» (учимся любить свой родной город). Проект средней срочности. Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар Тип проекта:.

Развлечение по экологии «Путешествие маленьких почемучек в царство матушки Природы» Цель: формировать экологическую культуру детей; воспитывать у детей любовь к природе; формировать правила экологически грамотного взаимодействия.

Энциклопедия безопасных ситуаций (фотоотчет)Энциклопедия безопасных ситуаций (фотоотчет) Вот и подходят к концу две недели по безопасности. В завершении было решено создать Энциклопедию безопасных ситуаций. Мои дети узнали о.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Бикчантаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Энциклопедия здоровья для маленьких почемучек»
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 17:01
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД