Лучший педагог года

Проект «Экологическая тропа» (3 фото)

Цвых Татьяна
Проект «Экологическая тропа»

МКДОУ «Детский сад №510 «Калинка»

Педагогический проект

«Экологическая тропа»

Составители:

Воспитатели группы №3

Цвых Татьяна Сергеевна.

Новосибирск- 2020

Содержание

1. Актуальность ….3

2. Этапы создания и оформления тропы…6

3. Цели, задачи и ожидаемые результаты…. 8

4. Формы и методы работы в процессе реализации проекта…9

5. Реализация проекта…. 10

6. Заключение …14

Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах

7. Литература …15

8. Приложение…. 16

1. Актуальность.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений –это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей –работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте,проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Мир, окружающий ребенка, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия,а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Итак, любовь к природе, сознательное,бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.

2. Этапы создания и оформления тропинки

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты, возраст детей, формы работы с ними, Н. А. Рыжова предлагает использовать в дошкольном образовании термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада.

Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

• детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

• составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

• выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

• изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зелёный, пищевого — в синий.

3. Цели, задачи и ожидаемые результаты

Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

4. Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта :

• Познавательные беседы

• Дидактические игры

• Проведение наблюдений за объектами природы

• Подвижные игры

• Организация экскурсий по экологической тропе

• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков

• Оформление материалов проекта

5. Реализация проекта.

Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи проекта :

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе

Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически грамотно в природе.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы

Роль родителей в реализации проекта : помощь в подготовке пособий, изготовления оборудования, сборе материалов для экспериментирования.

Продукт проектной деятельности : план-схема экологической тропы участка детского сада, фотографии, папки-проекты, рисунки, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры.

1 этап. Подготовительный.

Проектная деятельность Задачи Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире Август с 01 по 09

Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта Август с 05 по 07

Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами Август с 010по 09

2 этап. Содержательный

Проектная деятельность Задачи Сроки реализации

Составление перечня экскурсионных объектов

Вычленение на местности имеющихся объектов, перенос на тропу или изготовление необходимых объектов

Август с 10 по 12

Разработка проекта, изготовление карты-схемы, подготовка экскурсии Написание и разработка публицистического текста (легенды) для рассказа экскурсовода Август с 01 по 31

Экскурсионный маршрут.

Название Цель Объект наблюдения

«Еловый лес» -сравнить хвойные и лиственные деревья

-учить делать выводы Ель

«Сирень» -научить детей различать дерево от кустарника,

- учить заботиться о них. Сирень

«Дикая черемуха» - Формировать представления о дикой черемухе и ее разновидностях, о том как ему помочь пережить холодную зиму.

-Учить заботиться о деревьях.

Дикая черемуха

«огород»

-наблюдение за огородом как растут овощи и как им нужно помогать для лучшего урожая.

Огород возле центрального входа.

«Рябиновая аллея» -Расширить представления детей об образе рябине

-какую пользу рябина приносит зимой Рябина

«выставка кормушек» -наблюдение за кормушками как птицы прилетают поклевать зернышки поговорить что можно класть в кормушки.

Кормушки на территории детского сада

«Птичий дом»

(площадка группы №3) Рассмотреть кормушку на нашем участке, принести для нее зерен.

Кормушка на нашей площадки

«выставка лягушек»

-посмотреть какие лягушки у нас появились. Лягушки под окном 1 группы.

«метеостанция» -наблюдение за осадками облаками, ветром. Объяснить детям что такое метеостанция.

Метеостанция на территории детского сада.

3 этап. Итоговый

Проектная деятельность Задачи

Сроки реализации

Беседа по итогам экскурсии по тропе.

Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа». Формирование устойчивого интереса к живой природе.

Август с 24 пол 28

Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей. Август с 17 по 19

Заключение

Благодаря экскурсиям, проводимых на экологической тропе, у детей развивается интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания.

• Для воспитателей экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели.

• Для воспитанников экологическая тропа дает возможность реализовать творческий, исследовательский, учебный потенциал.

Литература

1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы» под редакцией– М. : Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 256 с.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.

4. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.

5. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.

6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.

Проект «Экологическая тропа»
Фото «Экологическая тропа»
Проект - фото
Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе»Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе» «Ягодки» на экологической тропе. Одна из моих любимых форм работы по экологическому воспитанию- "экологическая тропа".На экологической.

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Фотоотчёт «Как мы ходили в гости к деду Природоведу». (Экологическая тропа зимой)Фотоотчёт «Как мы ходили в гости к деду Природоведу». (Экологическая тропа зимой) Программные задачи: Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Экологическая тропа» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Цвых Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа»
Опубликовано: 26 августа 2020 в 14:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД