Лучший педагог года

Проект «Здравствуй, зимушка-зима» в старшей группе

Лариса Бойчак
Проект «Здравствуй, зимушка-зима» в старшей группе

Краткосрочный проект

«Здравствуй зимушка - зима

Старшая группа

Руководитель проекта :

Воспитатель: Бойчак Л. А.

2023 – 2024 учебный год

Введение

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы, поэтому ему помогают в этом взрослые. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Публикация «Проект „Здравствуй, зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Актуальность

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Нужно предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопрос. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект «Здравствуй зимушка - зима поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Проект «Здравствуй зимушка - зима предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: Ознакомление детей с сезонными изменениями, которые произошли в природе с приходом зимы; создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей.

Задачи:

• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.

• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

• Уточнять и расширять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.

• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности, речь.

• Вызывать положительные эмоции, чувства восхищения природой.

• Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).

Предполагаемый результат:

Дети, участвующие в проектной деятельности :

- расширяют знания о природе зимой, расширяют словарный запас;

- укрепляют исследовательский интерес к природе;

- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

- воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.

Дети должны уметь:

- устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

- осознанно правильно относиться к растениям и животным.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

- смогли реализовать свои творческие способности.

Продукты проекта :

• Коллективная работа детей и родителей;

• Оформление выставочного стенда по теме «Здравствуй зимушка-зима;

• Конкурс «Новогодняя красавица» (изготовление ёлочек из различных материалов);

• Конкурс зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима»;

Новогодний утренник «Зимний калейдоскоп».

Этапы проекта :

1 этап.

Подготовительный: 2 неделя декабря

Выявление субъективного опыта.

Что мы знаем о зиме?

«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки» (дети)

«Зимой бывает лед» (дети)

«Что зима холодная» (дети)

«Елочки зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть» (дети)

Что мы хотим узнать?

«Зачем зимой снег?» (дети)

«Я хочу узнать, откуда берется снег и лед?» (дети)

«Куда уходит Дед Мороз» (дети)

«Почему зимой деревьям тепло?» (дети.)

Где мы можем найти информацию?

Найти в компьютере, по телевизору, в планшетнике, в книжках, от родителей, от воспитателей. (дети)

Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?

(Нарисовать рисунки, вылепить фигурки зимних птиц, сфотографировать зимние пейзажи, сделать снежинки, макет елочки, снеговика, гномика (из бросового материала)

- Обсуждение темы проекта и планирование деятельности

- Подбор материалов для реализации проекта.

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Изготовление наглядных пособий.

- Беседы с родителями.

2 этап.

Основной – практический этап: 3-я неделя декабря

реализация проекта

Организация ООД

• проведение тематических, комплексных занятий;

• в повседневной жизни;

• работа по самообразованию;

• работа с родителями;

3 этап.

Заключительный: 4 неделя декабря

Подведение итогов по реализации проектов и презентация коллективной работы.

Итог проекта :

1. Совместно с родителями и воспитанниками оформление выставочного стенда по теме «Здравствуй зимушка-зима».

2. Конкурс «Рождественская звезда» (изготовление звездочек из различных материалов).

3. Конкурс зимних рисунков «Зимушка-зима».

4. Новогодний утренник «Зимний калейдоскоп».

План работы по осуществлению 2-3 этапа проекта

«Здравствуй зимушка-зима

Образовательные области Формы работы с детьми Реализуемые задачи

Познавательное развитие Безопасность:

Беседы

- «Если хочешь быть здоров…»,

- «Правила поведения на ледяной горке»,

- «Игра в снежки без слёз»,

- «Когда снег и лёд бывают опасными»,

- «Как одеваться, чтобы не замёрзнуть»,

Беседы: Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зима в нашем крае».

«Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Ситуативная беседа: «Как звери к зиме готовятся», «Приметы и поговорки о зимних месяцах».

НОД «Зима полна серебра»,

Наблюдение на прогулках за сезонными явлениями в природе с приходом зимы (небо, ветер, за птицами у кормушки, за зимними явлениями: снег, рассмотреть лёд)

Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом Опыт №1. Почему снег мягкий? Опыт 2 «Почему снег греет» Опыт 3»Откуда берется иней» Опыт 4 «Откуда берется лед» - Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность

-учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

Развить любознательность, познавательные интересы, наблюдательность,

Создавать условия для выявления свойств и качеств снега, льда

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

Речевое развитие Составление творческих рассказов детей

«Приметы зимы», Птицы зимой» «Если бы не было зимой снега…»

.рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта».

Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.

Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего- какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».

Чтение художественной литературы:

-В. Даль «Девочка Снегурочка»,

- В. Одоевский «Мороз Иванович»,

- С. Маршак «Двенадцать месяцев»,

- Н. Сладков «Суд над декабрём»,

- К. Бальмонт «Снежинка»,

- С. Чёрный «На коньках»,

- С. Есенин «Берёза», «Поёт зима»,

- З. Александрова «Дед Мороз»,

- Н. Саконская «Зимний праздник».

- М. Пришвин «Этажи леса»

- В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью» Г. Скребицкий «На лесной полянке» В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»

Выставка книг о зиме.

Стихи, загадки, пословицы о зиме. развивать память, внимание, творческие способности, речь.

учить выразительно читать наизусть стихи, отрабатывать умения

пользоваться эмоциональной выразительностью. Воспитывать любовь к книге, бережное обращение с ней,

Активно обогащать лексикон дошкольников, обучать культуре речи и умению выражать свои мысли точно, грамотно и красиво.

Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Учить выразительно читать наизусть стихи, отрабатывать умения

пользоваться эмоциональной выразительностью. Воспитывать любовь к книге, бережное обращение с ней,

Воспитывать любовь к книге, бережное обращение с ней,

Социально – коммуникативное развитие Ситуативные беседы:

Что мне нравится Зимой?

Зачем нужна Зима?

Если б не было Зимы?

Зачем люди Зимой тепло одеваются?

Почему зимой на улице нельзя громко кричать?

Во что играют зимой?

Что бывает лишь зимой?

Беседы о зимних видах спорта и влияние спорта

на здоровье человека,

Зимушка-Зима»,

«Что нового появилось на нашем участке с приходом Зимы?»,

«Если б не было зимы?»,

«Зачем надо чистить дорожки от снега?»,

Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев»,

Сюжетно-ролевые игры:

«За здоровьем всей семьей»

«Почта. Письмо Деду Морозу»

«Зоопарк»

«У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»

Дидактические игры:

«Времена года», «Подбери слова-родственники», «Назови детёнышей» «Узнай по описанию»,

«Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц»,

«Когда это бывает»,

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)

Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность: Заготовка корма для птиц, подкармливание птиц, Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройки из снега. Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). Способствовать развитию осторожности,внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью. Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка.

Развивать коммуникативные навыки

Учить строить игровой сюжет, выполняют игровые действия, согласовывают свои действия друг с другом

Проявлять собственную инициативу.

Развивать внимание, наблюдательность, продолжать учить играть, соблюдая определенные правила.

Учить:

строить игровой сюжет,

выполнять игровые действия, согласовывать свои действия друг с другом,

Проявлять собственную инициативу и использовать предметы-заместители и элементы ряженья.

Развивать внимание, наблюдательность, продолжать учить играть соблюдая определенные правила.

Развивать внимание, логическое мышление, продолжать учить играть соблюдая определенные правила.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных

- прививать трудовые навыки.

Художественно-эстетическое Развивающая среда:

Познакомить с картинами И. Грабаря «Февральская лазурь» и И. Левитана «Деревня зимой»

Картинки «Зимние виды спорта»

Рассматривание

зимних пейзажей,

Чтение произведений о зиме

Пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах.

Загадки о зиме, о зимних видах спорта, о зимних игрушках.

Рассматривание иллюстраций:

зимние пейзажи, игры детей зимой.

Самостоятельная художественная деятельность: изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.

Слушание музыкальных произведений:

«Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Слушание песен: «Как на тоненький ледок», «Ты мороз, мороз, мороз…», детские зимние песенки. Муз / игра: «Угадай, песню» - упражнять в угадывание

знакомых песен о зиме.

- разучивание песен «Ледяная девочка», «Зимушка-зима»;

Новый Год?» на муз. Чичкова,

«- разучивание парного танца «Белые снежинки», общего танца «Зима», хороводов «Что такое Под Новый Год»

Музыкальный досуг «Кто как готовится к зиме?»

Прослушивание голосов животных

Слушание и разучивание песен из репертуара «Дикие животные»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню о зиме»

Лепка.

Тема: Зимние спортивные развлечения.

Лепка «Грибочки и орешки для белочки»

«Лиса - Патрикеевна»,«Мышка»

Аппликация «Лесные жители» ,«Заяц» или «Белка», «Ежик».

Рисование.

Тема: «Зимние пейзажи».

Рисование с элементами аппликации «Зайка серенький стал беленьким»

Конструирование из природного материала.

Тема: Дикая птица.

«Теремок для всех зверей»

Тема: Игрушка-зверюшка.

Работа со строительным материалом «Строим дом для зайчика» Вызвать эмоциональное отношение к природе.

Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту зимней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей о природе.

Продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.

Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество.

учить передавать в лепке сюжет зимних спортивных развлечений.

Учить составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

Учить детей

передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Развивать образное восприятие, образные представления, творчество

- учить из природного материала и пластилина создавать игрушки-зверюшки

Вызвать эмоциональное отношение к природе.

Физическое развитие Беседы: «Одевайся по погоде, а не по моде»

Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»

Игры – соревнования: «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».

Подвижные игры

«Охотники и зайцы»,

«Забрось снежок в кольцо», «Кто быстрее».

Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».

Пальчиковая гимнастика:

«Мы во двор гулять пошли»,

«Две птички»,

«Я мороза не боюсь»

«Белка».

«Белочкин запас»

«Сидит белка на тележке…»

Физкультминутка «Звериная зарядка» «Медвежонок»

Соревнования на прогулке:

«Кто быстрее до флажка» Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Формирование здорового образа жизни

Работа с родителями • Знакомство родителей с проектом «Здравствуй, Зимушка - Зима».

• Акция «Пополним библиотеку группы новой книжкой»

• (худ. литературой зимней тематики:

• сказки, рассказы, загадки)

• Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»

• Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»

• Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»

«Зимние травмы»

• Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»

• Конкурс семейных новогодних поделок «Новогодняя игрушка».

Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц

Проектная деятельность :

Оформление совместно с детьми: выставочного стенда по теме «Здравствуй зимушка -зима».

• Выставка рисунков «Зимние пейзажи»

Организаци выставки «Рождественская звезда» (изготовление звездочек из различных материалов);

Конкурс зимних рисунков «Зимушка-зима»

Принять участие в изготовлении, приобретении новогодних украшений для группы. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

Результаты проектной деятельности :

• дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

• знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;

• владеют расширенным словарным запасом;

• имеют представление о природе родного края;

• знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;

• выставка творческих работ детей и родителей;

• систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Здравствуй зимушка - зима»;

• разработаны рекомендации для родителей;

• оформление выставки работ «Родители и дети» : «Новогодняя красавица» (изготовление ёлочек из различных материалов);

• Конкурс зимних рисунков «В ледяной карете мчится Зимушка-зима»;

• повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, любознательным. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Публикации по теме:

Ежедневное планирование во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Ежедневное планирование во 2 младшей группе по теме "Здравствуй, Зимушка-Зима!" Понедельник 1 половина дня 1. Этюд «Собираемся на прогулку».

Конспект НОД по ФКЦМ в старше-подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г. Выборга» Конспект НОД по формированию целостной картины.

Конспект НОД по музыкальному развитию в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима !»Конспект открытого занятия в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима !» Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину.

ООД по рисованию в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима» с интеграцией образовательных областей.ООД по рисованию в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима» с интеграцией образовательных областей. Цель :знакомство с зимнем временем года; учить рисовать дерево. Задачи :знакомить детей с зимнем временем года, с сезонными изменениями,.

Проект по ознакомлению с окружающими миром «Здравствуй, зимушка-зима»Проект по ознакомлению с окружающими миром «Здравствуй, зимушка-зима» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители,.

Проект в подготовительной группе «Здравствуй, зимушка-зима»Проект в подготовительной группе «Здравствуй, зимушка-зима» Название проекта: «Здравствуй зимушка- зима»Возраст: подготовительная группа Вид проекта: познавательно-творческий Продолжительность: краткосрочный.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Здравствуй, зимушка-зима» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Бойчак на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Здравствуй, зимушка-зима» в старшей группе
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 21:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД