Лучший педагог года

Проект в первой младшей группе «Народная игрушка — Матрёшка»

Анастасия Кащеева
Проект в первой младшей группе «Народная игрушка — Матрёшка»

Продолжительность проекта : Краткосрочный. (20 апреля - 24 апреля).

Тема«Народная игрушка - Мартешка».

Вид проекта : творческо-познавательный.

Актуальность проекта :

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.

Публикация «Проект в первой младшей группе „Народная игрушка — Матрёшка“» размещена в разделах

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

С чем играют наши дети? У каждого малыша в ящике игрушек обязательно есть пластиковые пирамидки с колечками, которые надо подбирать по диаметру, модные сегодня развивающие «головоломки», например, полые кубики и шарики с отверстиями разной формы. И совершенно незаслуженно остается забытой яркая и интересная детская игрушка – матрешка, любовно выточенная из настоящей живой древесины и раскрашенная добрыми руками художников.

Наших бабушек и прабабушек в солнечном детстве радовали звонкие липовые куклы-матрешки – игрушки для детей, помогали им придумывать разнообразные игры и приключения, расцвечивали сочными красками самый хмурый день. А современные специалисты по детскому здоровью и психологии с уверенностью утверждают: матрешка не просто красива, она очень полезна для детского развития!

Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша:

• Выполненные из дерева куклы, окрашенные безопасными красками и лаками, помогают малышам познавать мир в тактильных и зрительных ощущениях.

• Игра с разъемными матрешками развивает ловкость пальчиков, точность движений, многие другие аспекты мелкой моторики.

• Многоместная способствует развитию пространственного восприятия, основ логического мышления (понятия больше/меньше, выше/ниже, внутри/снаружи и так далее).

• Одна-единственная русская красавица сочетает в себе функции сразу нескольких игр – это и конструктор, и набор кукол для ролевых игр, и задачка «найди отличия в рисунках», и целый комплект потайных шкатулочек, и многое другое, что подскажет ребенку его фантазия и советы родителей.

Образовательные области«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развивать интерес к русской народной игрушке – матрешке, создать условий для активного использования матрешки в деятельности детей. Формировать интерес к народной игрушке и любовь к русскому народному творчеству, приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа.

Задачи:

• Развивать связную речь, активизировать словарный запас.

• Развивать творчество, фантазию, воображение.

• Создать у детей эмоционально-позитивный настрой.

• Побуждать детей к выражению эмоций.

• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;

• развивать творческие и познавательные способности; мелкую моторику рук.

• формировать представления о русской народной игрушке;

Поэтапная реализация проекта :

Подготовительный:

• Формулировка цели и задач проекта;

• Составление плана реализации проекта;

• Подбор художественной литературы, стихи, загадки, потешки, считалки, пальчиковые игры, подвижных игр, дидактических игр)

• Подбор материала, дидактических, пальчиковых и подвижных игр;

Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций.

Основной:

• разучивание потешек;

• раскрашивание народной игрушки - матрешки;

• выполнение лепки;

• выкладывание матрешки из пазлов;

• разучивание песен и танцев;

По итогам работы:

• Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;

• Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;

• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Понедельник

Речевое развитие:

Тема: Знакомство с матрёшкой.

Цель: Развитие устной речи у детей 2-3 лет.  

Задачи:

Познакомить детей с народной игрушкой «Матрешка», формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением, выполнять простые действия с предметами, продолжать вводить понятия «большая», «маленькая», «один», «много». Закреплять представления об основных цветах (синий, красный, зеленый).

Предварительная работа – чтение потешек, чистушек.

Материалы  и оборудование: Деревянная матрешка, иллюстрации.

Ход занятия:

Воспитатель:

- К нам в гости пришла новая игрушка.  Посмотрите, у меня в руках яркая игрушка — это веселая. (Матрешка.)

- Здраствуйте, ребятки! Я — Матрешка! В гости к вам пришла! (Воспитатель обыгрывает появление матрешки, дает возможность рассмотреть, привлекает детей к рассматриванию игрушки.)

- Леон, какой сарафанчик на ней?  (Разноцветный)

- А какой платочек? (Красивый)

Воспитатель берет матрешку, показывает на ее лицо (обводящий жест, и говорит:

- У матрешки-голова, и у меня голова. А у вас есть голова? Покажите. (Дети показывают)

- У матрешки глазки, и у меня глазки. А у вас есть глаза? (Дети показывают)

- У матрешки носик, и у меня носик. А у вас есть носик? (Дети показывают)

- У матрешки щечки, и у меня щечки. А у вас есть щечки? (Дети показывают)

- У матрешки ручки, и у меня ручки. А у вас есть ручки? (дети хлопают в ладошки)

- Стефания, а у матрешки есть ножки? (Есть, под сарафанчиком)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть костюм матрешки, и сравнить, во что одеты сами дети.

Воспитатель:

Издалека, издалека, гости к нам пришла матрешка. (Предлагает малышам поиграть с матрешкой, спеть ей веселую песенку:

Вот матрёшки озорные

Фартучки расписные!

Это главная Матрешка

Старше всех она немножко,

Ну, а младшая Матрешка,

Очень маленькая крошка!

МатрешкаПредлагает детям поиграть и потанцевать:

«Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Ладушки да ладушки (хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Мы сегодня с вами играли с матрешкой. Понравились вам матрешки? (Да)

- И матрешкам тоже очень понравились детки. А теперь матрешкам пора уходить. Давайте попрощаемся с ними. Скажите: «До свидания, матрешки (Дети прощаются с матрешками)

Вторник

Художественно-эстетическое развитие (рисование) :

Тема: Матрёшка.

Цели:

Закрепить знание цветов.

Расширить знания детей о матрёшках.

Закрепить понятия «большой», «меньше», «еще меньше», «самый маленький».

Закрепить понятия «один», «много», «ни одного».

Задачи:

Развивать изобразительное творчество детей.

Создать радостное настроение.

Учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине.

Материал  и оборудование: заранее вырезанные из бумаги Матрешки (по 1 на каждого ребенка, гуашь, ватные палочки).

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, кто же это к нам сегодня пожаловал?

Послушайте загадку.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка)

Правильно, в гости к нам пришла матрешка.

Матрешка«здоровается»  с детьми и рассказывает им стих:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

Воспитатель: А какие сарафан и косынка у матрешки?

Дети: Разноцветные.

Воспитатель: А что есть на сарафане?

Дети: Цветы.

Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?

Воспитатель достаёт поочерёдно матрёшки и выставляет перед детьми.

Матрешка : Я к вам в гости пришла и подружек позвала. Только вот беда матрёшки убежали. Давайте вместе их найдем?

Воспитатель: Конечно мы поможем найти матрешек.

Воспитатель показывает нераскрашенных матрешек детям.

Что же делать? Как же быть? Как матрешек нарядить? Может нарисуем? (воспитатель объясняет и показывает детям, что нужно делать)

А сейчас давайте вы сами попробуете украсить сарафаны наших озорных матрешек.

Дети выполняют задание, воспитатель помогает и подсказывает тем, у кого что-то не получается.

Среда:

Познавательное развитие ФЭМП:

Тема: Народная игрушка Матрёшка.

Цель:

Закрепить представления о понятиях «один – много», «большая – маленькая».

Воспитывать любовь к русской народной кукле – матрешке.

Задачи:

Продолжать учить сравнивать предметы, обозначать результаты сравнения словами больше-меньше, закреплять цвета: красный, желтый, зелёный, синий.

Материал  и оборудование: матрёшка, вмещающая еще 2 матрёшки, последняя из которых не разборная.

Ход занятия

Воспитатель читает загадку про матрёшку :

Загадка

Эти яркие сестрички

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы - … (матрешки)

Воспитатель обращает внимание детей на красивые матрёшки и предлагает взять каждому ребенку по одной.

Далее встряхивает матрёшку, имитирует голосом стук, открывает матрёшку, а там внутри еще одна матрёшка.

Предлагает детям сделать тоже самое, кто из детей затрудняется открыть, помогает. Когда дети открыли и нашли вторую матрёшку, воспитатель предлагает детям закрыть первую, самую большую матрёшку (кто затрудняется помогает). И предлагает сравнить, какая из матрёшек больше.

Далее действие повторяется и со второй матрёшкой. Когда на столе оказываются все три  матрёшке, воспитатель предлагает опять сравнит, какая из матрёшек больше, а какая меньше.

Физкультминутка

Все нарядные сестрички,

На ногах есть черевички,

Любим петь и танцевать

И с ребятами играть.   

Хлопают в ладоши

Выставляют поочередно ноги

Присесть, встать, руки на поясе

Прыжки вокруг себя.   

Затем когда на столе у детей окажется по три матрёшки, воспитатель  предлагает  показать, какая из матрёшек самая маленькая, какая  чуть побольше и какая самая большая. Затем  из трёх сделать одну.

В конце занятия собранные матрешки ставят обратно на стол.

Четверг:

Познавательное развитие ФКЦМ

Тема: «Русская матрёшка».

Цель: формировать интерес к матрёшке, как символу русского народного искусства, народному творчеству, народным игрушкам; познакомить с историей матрёшки; приобщать к национально- культурным традициям.

Задачи: закрепить название основных цветов: жёлтый, красный; развивать внимание, речь детей; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Материал  и оборудование: игрушка  Матрешка из 4-х предметов, Магнитофон, USB флеш-накопитель.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребятки, какая красивая игрушка сегодня пришла к нам в гости? (показать детям).

Воспитатель: Кто знает, как ее зовут?

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)

Воспитатель: Правильно! Это – матрёшка, русская народная игрушка.

Рассказ о матрёшке :

Матрёшку знают во всём мире. Это одна из самых популярных русских игрушек и сувениров. Её изготавливают из липы и берё зы: дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная : она легко разбирается. В каждой большой матрёшке «живёт» маленькая, а в маленькой – ещё меньшего размера.

Физкультминутка: «Мы весёлые матрёшки»

Весёлые матрёшки, (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку, вперёд.)

Сарафаны пёстрые, (Руки к плечам, повороты туловища враво-влево)

Яркие платочки,

Любим танцевать.

Раскраснелись наши щёчки (наклоны головы влево-враво)

Мы весёлые матрёшки, (топают ногами, трут щёчки)

Мы похожи, словно сёстры. (хлопают в ладоши)

Воспитатель: А вы знаете что у нашей матрешки – есть секрет? Вместе с ней к нам пришли ее подружки. Только где же они? (потрясти матрешку) Может быть они внутри?

Воспитатель: Посмотрите сколько подружек привела с собой наша красавица матрешка.

Эта матрёшка большая.  (показать на большую)

А эта? (самая маленькая).

Давайте поиграем с матрешками в прятки и снова спрячем их?

(ребенок открывает матрешку, прячет меньшую – воспитатель помогает, обращать внимание детей на размер матрёшек).

Пятница:

Художественно-эстетическое развитие (лепка) :

Тема: Наряд для матрешки-неваляшки.

Цель:

Сформировать у детей знания о матрешке как об одном из главных символов народной культуры России.

Познакомить детей с особенностями внешнего вида и декора матрешки, материалом и способом изготовления.

Дать представление о многообразии видов матрешек, о наиболее известных промыслах.

Задачи:

- Развиваем мелкую моторику;

- Продолжаем учить детей отщипывать кусочки пластилина;

- Учим работать на заданном пространстве;

Материал  и оборудование: игрушка  Матрешка, заготовки матрешки, пластилин.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, а кто она вы скажите сами, послушайте загадку:

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь – хочет встать.

Поупрямее барашка

Кто же это? ….(неваляшка)

Воспитатель показывает нераскрашенных матрешек-неваляшек детям.

Что же делать? Как же быть? Как матрешек нарядить? Скорее поспешим лепить наряд!

Но прежде чем приступить, к работе давайте с вами вспомним, как мы будем лепить. (воспитатель показывает правильный прием лепки в воздухе, дети повторяют за ним).

Воспитатель: Раскатать кусочек пластилина круговыми движениями до получения формы шара.

Воспитатель: А вот и слепили наряды для нашей гостьи, давайте полюбуемся… и поиграем с ними.

Публикации по теме:

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка»Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Краткосрочный проект «Любимая игрушка» во второй младшей группеКраткосрочный проект «Любимая игрушка» во второй младшей группе Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе ДОУ на неделю «Народная игрушка» Дата: 9 января 2020 года День недели: четверг Тема недели «Народная игрушка» Индиви- дуальная работа Владимир К. Антон К. Физическое развитие:.

Проект «Масленица» в первой младшей группе ПРОЕКТ " МАСЛЕНИЦА " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Проект " Масленица " Тип проекта: Информационно - творческий. Вид проекта: групповой..

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

«В гости к нам пришла Матрёшка». Сценарий утренника, посвященного 8 Марта, в первой младшей группе Ведущая. Вот опять наступила весна! Снова праздник она принесла. Праздник радостный, Светлый и нежный, Праздник всех дорогих наших женщин.

Библиотека изображений:

Публикация Проект в первой младшей группе «Народная игрушка — Матрёшка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Кащеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект в первой младшей группе «Народная игрушка — Матрёшка»
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 17:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД