Получи документы

Проект «Удивительный мир шахмат» (1 фото)

Инга Кох
Проект «Удивительный мир шахмат»

ПРОЕКТ

«Удивительный мир шахма т»

Цель: знакомство с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.

Задачи проекта :

• познакомить детей с историей шахмат и с правилами игры;

• ускорить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);

• выработать у детей навык постоянного принятия решения;

Публикация «Проект „Удивительный мир шахмат“» размещена в разделах

• выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматам в рамках дополнительного образования.

• привить интерес и любовь детей к игре.

Длительность проекта : ноябрь 2019 – декабрь 2019 учебный год.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.

Форма проведения:

с детьми: совместная деятельность;

с родителями: родительские собрания, буклет, выставки методической литературы, консультации.

Ожидаемые результаты проекта :

• знать шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,

• называть шахматные фигуры : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

• умение сыграть шахматную партию от начала до конца, воспитывать интерес к совершенствованию игре в шахматы;

• участие в городских турнирах, соревнованиях;

• занимать достойные места в турнирах, соревнованиях.

Место проведения: территория ДОУ

Актуальность проекта

Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Принципы проекта :

принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

• принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

• принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

• принцип наглядности;

• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

• -принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

• принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

• принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Формы работы с детьми включают: подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя: специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.

Методы обучения: • объяснительно – иллюстративный; • проблемный; • поисковый. Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные. Программа рассчитана на детей 5 -7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 8 человек.

Реализации проекта :

1. Этап подготовительный. - Формирование темы, целей, задач, актуальности, содержание проекта, предположение результата. - Распределение мероприятий, нацеленных на реализацию проекта. - Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта. - Подбор наглядно-дидактического материала, организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с возрастом детей.

2. Этап основной.

- Составление ООД, ежедневного планирования, презентаций. - Отгадывание загадок, ребусов, беседы с детьми, чтение рассказов, стихотворений. - Дидактические игры, подвижные игры. - Подготовка материалов для совместной продуктивной деятельности.

3. Этап - завершающий.

Педагогический мониторинг. Оценить уровень овладения шахматной игрой. Выполнение конкурсных заданий.

ноябрь тема задачи содержание

1 неделя «Шахматное королевство» Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски. «Шахматная доска и расстановка фигур»

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

«Шахматные фигуры» Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Д/и «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка»

«Удивительные клетки» Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Д/и «Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска».

«Шахматные фигуры» Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Д/и «Прятки», «Что общего?».

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра

2 неделя «Начальное положение» Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий. «Показ иллюстраций»

«Шахматная фигура Ладья» Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр. Д/и «На одну клетку», «Через клетку»,

«Ладья»

А ладья – то тяжела.

Раньше башнею была.

Сверху лучник там стоит,

Королевство сторожит.

Ходит вдоль и поперёк.

Шаг ладьи тяжёл и строг.

Может сделать рокировку –

Короля упрятать ловко.

Будет домик охранять,

Часовым в дверях стоять.

«Шахматная фигура Ладья» Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

«Шахматная фигура Слон» Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

Вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. «Слон»

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

3 неделя «Шахматная фигура Ферзь» Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

Вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки».

«Ферзь»

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

«Шахматная фигура Конь» Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. Вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. «Конь»

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Делает такой кульбит-

Взвиться в небо норовит!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

«Шахматная фигура Пешка» Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе» Д/и «Весь отряд – восемь в ряд». «Пешка»

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

«Шахматная фигура Король» Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Д/и «Прямо и наискосок».

«Король»

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Лишь дебют закончит ловко

Может сделать рокировку.

А без войска остаётся,

То врагам он не сдаётся.

В рукопашную идёт,

Лично всем отпор даёт.

4 неделя «Шах и мат» Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий. «Шах и мат»

Шах и мат не путай брат.

Знает каждый – стар и млад:

Если спасся падишах-

Это будет только шах.

Если ж королю не скрыться,

Перекрыты все границы,

Значит это точно мат.

А противник будет рад!

Шахматный досуг Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. Доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.

За шахматной доскою

Я целый час сижу.

Игра ведь не простая,

Но я её люблю

Поделки

Лепим любую понравившуюся фигуру. Научиться лепить шахматные фигуры.

Формировать интерес к шахматам через искусство.

Развивать фантазии через лепку фигур.

Педагогический мониторинг.

Оценить уровень овладения шахматной игрой Выполнение конкурсных заданий

Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-7 лет.

Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на шахматной доске объявлен «шах», «мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения, умение ставить шах, мат.

Задание № 1. Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?

Задание № 2. Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

Задание № 3. Инструкция: Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «шах».

Задание № 4. Инструкция: Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «мат».

Задание № 5. Инструкция 1: Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы перекрыть ход черной пешке? 18 Инструкция 2: Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю? Инструкция 3: Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на ладью? Инструкция 4: Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик коню? Инструкция 5: Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?

Задание № 6. Инструкция: Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем, ферзем, пешкой).

Задание № 7. Инструкция: Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.

Список литературы:

1. И. Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких»

2. Ференц Халанс, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве»

3. Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа

Интернет-ресурсы:

1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн : [сайт] URL : https://www.chess-master.net/articles/3.html;

2. Шахматы : [сайт] URL : https://www.shahmatik.ru/;

3. Шахматная библиотека : [сайт] URL : https://webchess.ru/ebook/.

Фотоотчет проекта

История возникновения шахмат.

Знакомство с шахматной доской.

Поиграли в дидактические игры:

"Узнай фигуру". ( задачи:способствовать развитию тактильных ощущений, памяти,уметь найти фигуру по её описанию, обследуя фигуру с закрытыми глазами, назвать её)

Лепим любую понравившуюся фигуру.

Проект «Удивительный мир шахмат»
Публикации по теме:

Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос»Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос» .

Неделя космонавтики в средней группе. Проект «Удивительный космос»Неделя космонавтики в средней группе. Проект «Удивительный космос» Хочу поделиться опытом проведения недели, посвященной дню космонавтики. Наш проект назывался "Удивительный космос" Целью проекта является:.

Проект для средней группы «Книги — это удивительный мир»Проект для средней группы «Книги — это удивительный мир» Проект для средней группы «Книги – это удивительный мир» Шепель М. В., Смирнова О. М. Возраст: средняя группа (4 - 5 лет). Вид проекта:.

Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых»Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых» Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4- 5 лет «Удивительный мир насекомых» Раздел1. Информационная карта проекта 1.1.

Проект «Удивительный мир динозавров»Проект «Удивительный мир динозавров» Актуальность: Динозавры – актуальная тема еще с древних времен не только для ученых, но и для обычных людей, особенно эта тематика интересует.

Проект «Удивительный мир пуговиц» для среднего дошкольного возрастаПроект «Удивительный мир пуговиц» для среднего дошкольного возраста Название проекта «Удивительный мир пуговиц». «Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает.

Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа)Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.

Проект «Загадочный и удивительный лес»Проект «Загадочный и удивительный лес» После проведённого проекта «Красная книга Кубани», (о котором я рассказывала в предыдущей публикации) ребята еще больше увлеклись ознакомлением.

Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир»Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир» Наша планета хранит массу секретов и один из самых удивительных и загадочных –подводный мир. Вода хранит свои тайны, занавесы которых.

Детский проект по здоровьесбережению «Удивительный напиток — какао»Детский проект по здоровьесбережению «Удивительный напиток — какао» Разрешите представить исследовательскую работу (в сокращении, которую выполнила моя дочь Анна на конкурс. 1. Введение Здоровье - величайшая.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Удивительный мир шахмат» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Инга Кох на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Удивительный мир шахмат»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 14:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД