Получи документы

Проект «Творчество Носова» (1 фото)

Мария Костина
Проект «Творчество Носова»

Проект «Творчество Н. Носова». Цикл занятий: «Составление рассказа про Незнайку с опорой на мнемосхему. Составление рассказов о героях рассказа и их сравнение».

Цель: развивать речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Задачи:

- закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;

- обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой;

- продолжать развивать операции логического мышления (синтез, анализ, память, внимание, творческое воображение;

Публикация «Проект „Творчество Носова“» размещена в разделах

- воспитывать умение внимательно слушать сверстников и взрослых;

- продолжать учить детей отвечать полным предложением;

- закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов по данной теме, рассматривание и обсуждение по мнемосхемам.

Оборудование: портреты сказочных персонажей: Незнайка, Знайка, Синеглазка, Гунька; мнемосхема для описания персонажей; кубики Блума: «Физкультминутка», «Рефлексия занятия»; опорные картинки для «Физкультминутки с картинками».

Занятие № 1.

Ход занятия:

Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Здравствуйте! (ответы детей)

- Ребята помните, мы с вами читали рассказ Носова «Приключение Незнайки и его друзей»?

Ответы детей.

- Сегодня к нам в гости придут герои этого рассказа. Давайте с вами вспомним, кто главные герои рассказа?

- Незнайка, Знайка, Синеглазка…. (ответы детей)

- Очень хорошо. Молодцы! У нас будет необычное задание сегодня. Нам нужно будет описать наших героев с помощью мнемосхемы. Помните, мы уже работали с мнемосхемами и пытались описывать животных, мебель и др. ?

- Да. (ответы детей)

- Сегодня мы снова будем учиться составлять рассказ-описание по схеме. А описывать будем портреты тех персонажей, которые придут к нам в гости. Давайте вспомним что представляет из себя мнемосхема?

- Ответы детей.

- Правильно! Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов (мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря им мы может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов.

- Подскажите, чем нам может помочь схема?

- Схема подскажет, о чём надо рассказать сначала, о чём потом, схема – это план рассказа

- Скажите, что нам подсказывает первый символ схемы - знак вопроса?

- Надо назвать героя из рассказа, о котором мы будем рассказывать.

- Послушайте загадку и узнаете, о ком мы сейчас будем составлять рассказ.

Он известный коротышка,

Озорник и шалунишка.

Шляпа, галстук – вот приметы.

Угадали? Кто же это?

- Незнайка! (ответы детей)

- Как мы начнём свой описательный рассказ?

- Описательный рассказ начнём так: - «Это Незнайка»

- Хорошо. Что мы можем сказать о Незнайке по второму символу схемы – человечек с ростомером?

- Какого он роста. Он коротышка, значит небольшого роста.

- Правильно. Необыкновенным этот город является потому, что его жители имеют очень маленький рост – не выше огурца. Сами себя они называют коротышками. Все коротышки делятся на малышей и малышек. Малыши носят штанишки, а малышки платьица.

- Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено?

- Одежда. Значит нужно описать, как одет наш герой.. Незнайка очень любит яркие цвета и носит желтые брюки, оранжевую рубашку с зеленым галстуком и голубую широкополую шляпу.

- Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено?

- Человек со смайликами, на которых разные эмоции. Нам надо рассказать какой Незнайка по характеру. Отличается невежеством, нежеланием учиться и любовью к хвастовству, при этом он сообразительный, смелый и неунывающий, постоянно попадает в приключения.

- Какие Вы молодцы. Справились со всеми заданиями. Давайте теперь подведем итог и опишем Незнайку, опираясь на мнемосхему.

- Это Незнайка - коротышка среднего роста с большой головой и небольшим носом. Незнайка очень любит яркие цвета и носит желтые брюки, оранжевую рубашку с зеленым галстуком и голубую широкополую шляпу. Отличается невежеством, нежеланием учиться и любовью к хвастовству, при этом он сообразительный, смелый и неунывающий, постоянно попадает в приключения.

Физкультминутка «Физкультминутка в картинках»

Детям показывают картинку и нужно сделать упражнение столько раз, сколько говорится в четверостишье.

Например: «Сколько гномиков хороших, столько раз хлопнем в ладоши (7раз)» и тд.

Дидактическая игра: "Распредели качества Незнайки».

Детям предлагается распределить в 2 столбика: за что можно полюбить Незнайку?; за что можно на него обидеться?

На столе лежать овала с вписанными туда качествами Незнайке, каждый ребенок по очереди подходить берет один овал и приклеивает его в тот столбик, куда относится эта черта.

– Молодцы! Все с вами правильно распределили. Как вы хорошо узнали Незнайку. Сейчас мы это и проверим:

Игра – рефлексия занятия «Художник».

Выбирается один ребёнок, который сможет повторить всё сказанное ранее детьми, при составлении рассказа. Ему выдаётся атрибут – кисточка. Он, дотрагиваясь кисточкой до каждой части портрета Незнайки, описывает его, соответственно схеме–плану.

- Что понравилось вам сегодня на занятии? Что вы узнали полезного, что поможет вам при составлении описания портрета героя?

- Ответы детей.

Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

- До свидания ребята! Спасибо Вам за хорошее занятие.

Занятие № 2.

Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия: тот же, что и в 1 занятии.

- Здравствуйте ребята! На прошлом занятии мы с вами с помощью мнемосхемы описывали какого героя?

- Незнайку. (ответы детей).

- А кто из Вас помнит из какого рассказа этот герой? И кто написал этот рассказ?

- рассказ «Приключение Незнайки и его друзей», написал его Носов Николай Николаевич. (ответы детей).

- Молодцы! Все верно. Сегодня к нам придет в гости еще один персонаж из этого рассказа. Давайте узнаем кто следующий наш герой:

Удивляются так дети:

- Знает больше всех на свете!

Ты подумай, отгадай - ка,

Кто же этот мальчик?

- Знайка.

- Молодцы!

Продолжаем работу дальше по такому же плану, как делали это с Незнайкой.

Физкультминутка «Физкультминутка в картинках»

Полное описание Знайки:

Это Знайка - «противоположность» Незнайки. Коротышка среднего роста с лысой головой. Знайка всегда одевается в строгий чёрный костюм и очки. Любознателен и умен, любит читать, строгий, иногда бывает занудным, а также имеет большой авторитет среди коротышек. Его признают в учёных кругах Солнечного города, любимое занятие которого читать книги. Он знает всё и обо всём, поэтому жители городка часто обращаются к нему за советом.

- Молодцы. Давайте с вами передохнем и поиграем.

Игра «Волшебный карандаш»

До чего карандаш дотрагивается, то становится такого же цвета, как и он сам.

Воспитатель дотрагивается до разных предметов в группе, а дети составляют словосочетания, голосом выделяя окончания прилагательных.

Кубик Блума «Рефлексия занятия».

Ребята по очереди кидают кубик и отвечают на вопрос, кот. им выпал.

- Молодцы ребята! Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Скажем им «спасибо», за то, что они пришли к нам в гости.

Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»: то же самое, что и на первом занятии.

- Спасибо! До свидание!

Занятие № 3.

Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия: тот же, что и в 1 занятии.

- Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях мы с вами с помощью мнемосхемы описывали каких героев?

- Незнайку и Знайку. (ответы детей)

- Все правильно. А кто же сейчас к нам придет? Давайте узнаем:

У хорошенькой малышки

Голубые глазки.

Она очень любит книжки –

И стихи, и сказки.

- Синеглазка.

- Молодцы! Отгадали.

Продолжаем работу дальше по такому же плану, как делали это с Незнайкой и Знайкой.

Физкультминутка «Кубик Блума».

Дети по очереди кидают кубик, что выпадет на кубике, такое они и выполняют действие.

Полное описание Синеглазки:

Это Синеглазка - малышка, маленького роста с синими глазами и темными волосами, заплетенными в длинную косу. Носит синее платье из блестящей шелковой материи, с таким же шелковым поясом, завязанным сзади бантом. Умна, рассудительна и справедлива, добросердечна, сильная с твердым характером. Не любит других малышек за то, что они много воображают о красоте и вертятся перед зеркалом. Незнайка очень сдружился с Синеглазкой, которая верила в хорошие качества Незнайки и помогала ему исправиться. У неё очень нежная кожа, на которой легко вскакивают синяки.

- Молодцы! Все верно. Николай Носов человек очень наблюдательный и имена своим героям давал по тому, как герой себя вел, по характеру, по профессии. Имена коротышек заключают в себе характеристику каждого персонажа.

Конкурс: «Узнай характер (профессию) по имени коротышки».

ПОНЧИК (сладкоежка)

СИРОПЧИК (любит воду с сиропом)

ВОРЧУН (ворчливый) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

МОЛЧУН (молчаливый, неразговорчивый) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

ТОРОПЫЖКА (всегда торопится) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

РАСТЕРЯЙКА (часто теряет вещи) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

НЕЗНАЙКА (мало что знает и умеет, хотя считает, что знает и умеет многое) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

ПАЧКУЛЯ ПЕСТРЕНЬКИЙ (неопрятный, грязнуля) -

ЗНАЙКА (умный, все знает) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.

СИНЕГЛАЗКА (синие глаза, носит синюю одежду)

Давайте теперь вспомним имена героев, кот. говорят о роде деятельности, которой занимается персонаж.

ПИЛЮЛЬКИН— врач широкого профиля

ВИНТИК и ШПУНТИК — мастера

ТЮБИК— художник

ГУСЛЯ — музыкант и композитор

МЕДУНИЦА — врач, кот. лечила всех медом, в Зелёном городе.

ШУРУПЧИК — механик и изобретатель, у которого дома всё на кнопках.

Сравнение 3х героев рассказа: Незнайки, Знайки и Синеглазки.

- Ребята, давайте теперь попробуем сравнить наших героев. Все они безусловно разные, уникальные. Но также и есть что- то похожее, одинаковое в чертах героев.

Попробуем выделить общее у наших героях:

• Все они коротышки – маленького роста.

• Добрые, смелые.

А чем они отличаются:

• Живут в разных городках (Незнайка, Знайка – Цветочный город, Синеглазка – Зеленый город)

• Разный уровень образованности.

• Незнайка и Знайка – коротышки малыши (мальчики, Синеглазка – коротышка малышка (девочка).

Кубик Блума «Рефлексия занятия»

Ребята по очереди кидают кубик и отвечают на вопрос, кот. им выпал.

- Молодцы ребята! Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся с нашими героями. Скажем им «спасибо», за то, что они пришли к нам в гости.

- Спасибо! До свидание!

- Дома, попробуйте описать какого-нибудь сказочного героя самостоятельно, с опорой на схему.

Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

- До свидания ребята! Спасибо Вам за хорошее занятие.

Список используемой литературы:

1. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» - М. : Махаон, 2022. – 192с.

Интернет – ресурсы:

2. https://poluby.ru/shopping/sineglazka-iz-neznaiki-personazhi-knig-o-neznaike/

3. https://kupuk.net/uroki/literatura/sochineniya/personaji-neznaiki-knopochka-sineglazka-znaika-i-drygie-jiteli-cvetochnogo-goroda

Дополнение к занятиям:

Для закрепления, можно предложить детям самостоятельно составить описание еще одного героя из рассказа. А потом, по желанию детей, выслушать их рассказы.

- Ребята давайте попытаемся с Вами описать еще одного героя, но только самостоятельно. Вы сами составить описательный рассказ, без моей помощи, а потом по вашему желанию, кто хочет, мы прослушаем Ваши рассказы.

Этот парень очень славный,

Друг Незнайки самый главный.

Они, бывает, ссорятся,

Но дружба не расстроится.

- Гунька. Лучший друг Незнайки. (ответы детей)

Дети самостоятельно составляют описательный рассказ о герое:

«Это Гунька – коротышка, самый лучший друг Незнайки. Обычно носил кепку в клеточку, клетчатою рубашку и черные, широкие штаны на одной подтяжке. Был добрым, ценил дружбу и умел прощать обиды.

(Гунька и Незнайка были большими друзьями, как говориться, не разлей вода. Они могли разговаривать целыми часами обо всём на свете. Могли несколько раз на дню поссориться и столько же раз помириться).»

- Молодцы! Давайте теперь попробуем сравнить Гуньку с другими персонажами рассказа «Незнайка и его друзья», коротышками - мальчиками: Незнайкой и Знайкой.

Общее: *Все они коротышки (малыши - мальчики) – маленького роста.

*Добрые, смелые, отзывчивые.

*Живут в одном городе – Цветочный город.

Различие: *Живут на разных улицах – Незнайка, Знайка на улице

Колокольчиков, Гунька – на улице Маргариток.

*Носят разную одежду – Знайка носил всегда строгий костюм,а

Незнайка и Гунька – любят свободную одежду: широкие штаны,

яркие рубашки, на голове имеется головной убор.

*Разный уровень образованности.

*Знайка носит очки, а Н. и Г. нет.

Проект «Творчество Носова»
Публикации по теме:

Фотоотчет «Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Коротышки из цветочного города»Фотоотчет «Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Коротышки из цветочного города» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом "Иллюстрации к рассказу Н. Носова.

Фотоотчет мероприятия «110 лет со дня рождения Николая Носова»Фотоотчет мероприятия «110 лет со дня рождения Николая Носова» Наш детский сад много лет работает в тесном сотрудничестве с Центральной детской библиотекой имени А,С, Пушкина. Сегодня - 23 ноября,.

Фотоотчет «Оформляем выставку книг Николая Носова»Фотоотчет «Оформляем выставку книг Николая Носова» Готовясь к юбилею Николая Носова, мы решили оформить выставку его книг. Но в библиотеке детского сада нашлось всего три книги этого писателя:.

Сценарий мероприятия «Я читаю рассказы Н. Носова» Носов - детских книг творец Ну, какой он молодец. Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту и смех, и юмор, Показать.

Конспект НОД «Литературный музей по произведениям Н. Н. Носова»Конспект НОД «Литературный музей по произведениям Н. Н. Носова» Конспект НОД «Литературный музей по произведениям Н. Н. Носова"подготовительная группа Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»,.

Лэпбук «Творчество Н. Н. Носова»Лэпбук «Творчество Н. Н. Носова» На страницах этого замечательного сайта представлено огромное количество лэпбуков. Оценив по достоинству удобство использования материала.

Проект «Дед Мороз и все-все-все!» (изучаем творчество А. Усачева)Проект «Дед Мороз и все-все-все!» (изучаем творчество А. Усачева) Актуальность: Важное место в данном проекте занимает знакомство детей с произведениями А. Усачева, изучение и сохранение традиций празднования.

Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по творчеству Н. Н. Носова»Проект для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по творчеству Н. Н. Носова» Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников о жизни и творчестве Н. Н. Носова. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Творчество Носова»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 18:19
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Творчество Носова»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Костина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД