Лучший педагог года

Проект творческо-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»

Анна Аралова
Проект творческо-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»

Проект

творческо-исследовательской деятельности

«Волшебное электричество»

Занимательные опыты со статическим электричеством

Паспорт проекта.

Вид проекта : творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участник проекта : Арсений Воловик

Руководитель проекта : воспитатель Аралова Анна Юрьевна

Тип проекта : исследовательский, групповой

Длительность проекта : краткосрочный.

Публикация «Проект творческо-исследовательской деятельности „Волшебное электричество“» размещена в разделах

Декабрь-январь

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность.

В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но папа мне сказал, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить я не знаю. И поэтому решил поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.

Цель исследования.

Изучить причину образования статического электричества.

Объект исследования: статическое электричество.

Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.

Гипотеза исследования.

1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.

2. Все ли вещества электризуются.

3. Что в воде электроны свободно перемещаются.

Задачи исследования.

• Узнать, что собой представляет статическое электричество.

• Выяснить причину возникновения статического электричества.

• Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.

Методы исследования:

1. Подумал сам.

2. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».

3. Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».

4. Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.

5. Спросил у родителей и воспитателя.

6. Провел исследование, эксперименты, опыты.

7. Освоил «занимательные» фокусы.

Этапы исследования.

Этапы Цель Методы

1 этап

Теоретическое исследование проблемы Выяснить:

- что такое статическое электричество;

- причины возникновение статического электричества. - подумать самому;

- просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»;

- просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»;

- просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей;

- спросил у родителей и воспитателя.

2 этап

Практическое исследование проблемы Выяснить:

- какой материал, при трении может электризоваться;

- причины возникновение статического электричества;

- все ли вещества электризуются;

- а в воде электроны свободно перемещаются. - опыты, эксперименты;

- моделирование;

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение.

3 этап

Практическое использование результатов исследования.

- выступление перед ребятами группы «Занимательные фокусы» -

с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Золушка» и др.

- показ компьютерной презентации «Электричество…»

- демонстрация фокусов.

1 этап. Теоретическое исследование проблемы.

Что такое статическое электричество и

причины возникновение статического электричества.

Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос я попросил маму, воспитателя Анну Юрьевну, чтобы они отвели меня в библиотеку им. З. Космодемьянской. Здесь мне предложили интересные научные журналы и книги и мы с мамой стали читать их и рассматривать иллюстрации. С папой вечером мы посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что я узнал.

Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.

Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов) : при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.

Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).

А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.

2 этап. Практическое исследование проблемы.

Чтобы понять, как получается статическое электричество необходимо провести опыты и в этом мне помогла Анна Юрьевна, мой воспитатель. Она подобрала опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.

1. Опыт «Статическое электричество»

Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.

Материал и оборудование:

Два воздушных шарика

Головные волосы

Алюминиевая банка

Шерстяная ткань

Начинаем эксперимент:

Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесём их друг к другу. Что происходит?

Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит?

Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит?

В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.

Во втором случае шарик будет притягивать наши волосы к себе.

В третьем случае банка будет катиться за шариком. Как это произошло?

Протирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно. (Приложение 1)

2. Опыт «Понятие об электрических зарядах»

Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными предметами, возможно разделение электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Воздушный шарик.

Шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 2)

3. Опыт «Танцующая фольга»

Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Материал и оборудование:

Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).

Ножницы.

Пластмассовая расческа.

Бумажное полотенце.

Начинаем эксперимент:

Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?

Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».

Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. (Приложение 3)

4. Опыт «Прыгающие хлопья»

Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.

Бумажное полотенце.

Воздушный шарик.

Шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?

В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. (Приложение 4)

5. Опыт «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»

Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Чайная ложка молотого перца.

Чайная ложка соли.

Бумажное полотенце.

Воздушный шарик.

Шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

6. Опыт «Гибкая вода»

Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.

Материал и оборудование:

Раковина и водопроводный кран.

Воздушный шарик.

Шерстяной свитер.

Начинаем эксперимент:

Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.

7. Опыт «Ожившие волосы».

Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

Материал.

Расческа

Шерстяной шарф

Начинаем эксперимент:

Берем расческу и трем ею о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?

Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 7)

8. Опыт «Электрический спрут»

Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

Материал.

Макет спрута из бумаги

Шерстяной шарф

Начинаем эксперимент:

Из бумаги отрезали полоску и нарезали 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят! Почему так происходит?

Вывод: «щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому оно отталкиваются друг от друга. (Приложение 8)

3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.

Теперь я знаю, что такое статическое электричество и как оно образуется. Я подтвердил свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются и что в воде электроны свободно перемещаются.

А знания и умения я теперь применяю при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода» (Приложение 5)

Использованная литература.

1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007

4. Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс. 2014.

5. https://ext.spb.ru/faq/2448-2013-03-02-20-53-23.html

6. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vladimirovna-rahmatulina/cikl-opytov-na-temu-yelektrichestvo.html

7. https://www.antichubays.hentaif.net/article/367-staticheskoe_elektrichestvo_opyty_dlja_detej

1. Актуальность проблемы: Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно. Мы часто недооцениваем значимость исследовательской деятельности ребенка. Обучая детей навыкам, воспитывающие взрослые часто лишают их возможности сделать собственное открытие. Родители в свою очередь считают себя вправе ограничить исследовательскую деятельность ребенка многочисленными запретами, невниманием к детским вопросам, полагая, что ребенку знать это ещё рано.

Таким образом, получается, что исследовательская деятельность оборачивается беспомощностью при столкновениях с жизненными трудностями, поэтому от современного образования в контексте ФГОС требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска, подготовка ребенка к исследовательской деятельности.

Цель проекта : выяснить, откуда берется электричество, его использование в окружающем мире.

Задачи проекта :

- Обобщать знания детей об электричестве.

- Расширять представления о том, откуда берется электричество, его польза в быту.

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Познакомить детей с причиной проявления статического электричества.

- Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

- Вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Гипотеза:

Можно предположить, что электричество является составной частью природы, окружающего мира и оно может быть, как полезно для человека, так и представлять для него опасность.

Выбор методов исследования:

• планирование и разработка исследовательских действий,

• сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств, их анализ, синтез, систематизация;

• интерпретация (объяснение) результатов, возможные выводы, выдвижение новых проблем;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Реализация проекта :

Придя в садик, я подошел к Анне Юрьевне, и задал ей интересующие меня вопросы про электричество. Ответив на некоторые из них, воспитатель предложила поискать информация в энциклопедиях, журналах, интернете. Также я спросил у детей моей группы, что они знают об электричестве? В основном все говорили, что без электричества не будет работать техника, но какой-то новой и полезней информации я от своих товарищей не получил.

Дома с родителями поискали информацию в интернете, с братом почитали энциклопедию. С Анной Юрьевной посетили детскую библиотеку им. З. Космодемьянской, которая находится неподалеку от детского сада. Там нас встретил библиотекарь Надежда Ивановна, она предложила нам очень много интересных книг, журналов и энциклопедий: «Большая книга вопросов и ответов», «Я познаю мир. Физика» и другие. Из них я узнал, что знания о таком явлении как электричество были у людей уже много тысяч лет назад. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский.

Правда, практически измерять электричество человек научился только в начале 19 века. Понадобилось еще 70 лет до того момента, когда в 1872 году русский ученый А. Н. Лодыгин изобрел первую в мире электрическую лампочку накаливания.

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Деятельность педагога :

- определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач;

- Подбор и разработка необходимых материалов (тематических бесед, подбор художественной литературы, составление плана реализации проекта).

Взаимодействие с семьей:

- Опыты дома, создание лэпбука «Волшебное электричество».

Тематическое беседа «Где «живет» электричество»

Цель: Познание окружающего мира через личный опыт. Расширение представления о том, откуда берется электричество. Ознакомление с причиной появления статического электричества.

Задачи:

- учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;

- расширять представления детей о том, откуда берется электричество и как оно помогает человеку;

- закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительную активность, наблюдательность;

- воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.

Беседы: «Электричество – наш помощник», «Электричество – опасно

Цель: систематизировать знания детей о пользе электричества в быту и вреде, наносимом окружающей среде. (приложение 1)

Художественное творчество :

Рисунки детей по темам: «Откуда берется электричество», «Электричество, вокруг нас», «Правила безопасности с электроприборами». (приложение 2)

Информация на стендах для родителей:

«Электричество опасно, «Не оставляйте детей без присмотра».

(приложение 3)

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Взаимодействие с родителями: изготовление лэпбука «Волшебное электричество», опыты дома. (приложение 4)

Цель: познакомить детей с причиной проявления статического электричества. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.

Публикации по теме:

Детский проект по познавательно-исследовательской деятельности «Зелёная аптека» 1 слайд: В нашем крае есть растения, их используют в лечении. Череда, шалфей, душица в каждом доме пригодится. Липы цвет и кора дуба нас.

Конспект открытого занятия познавательно-исследовательской деятельности в форме ИРС «Волшебное электричество» Тема: Волшебное электричество Цель: социально – бытовая ориентация детей с ЗПР в области использования бытовых электроприборов. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Электричество и электроприборы» Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Электричество и электроприборы» Цель: познакомить.

Познавательный досуг «Волшебное электричество» Воспитатели: Алексеева С. Н., Исаева М. А. Цель: развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной с.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на окне» Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на окне». Название проекта: «Огород на окне». Руководитель: Серебрякова С. А.

Проект творческо-исследовательской деятельности «Моё родное село Нижний Карачан» .

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Молочные реки» Проект «Молочные реки» Тип проекта:исследовательский. Цель проекта:в опытно-экспериментальной деятельности расширять представления детей.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уважаемые родители и педагоги представляю вашему вниманию проект "Как вырастить кристаллы из соли и сахара" Кристаллы – поразительные создания.

Проект поисково-исследовательской деятельности «Что мы знаем о снеге?» Пояснительная записка. Ознакомление с зимними явлениями в неживой природе (снег, лед, является довольно актуальна в работе с дошкольниками.

Конспект по организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебное ситечко» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Центр развития ребёнка – детский сад» Конспект по организации.

Библиотека изображений:

Публикация Проект творческо-исследовательской деятельности «Волшебное электричество» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Аралова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект творческо-исследовательской деятельности «Волшебное электричество»
Опубликовано: 28 января 2018 в 18:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД