МААМ-картинки

Проект «Труд всё побеждает»

ТАНЯ ЛИСИЕНКО
Проект «Труд всё побеждает»

Муниципальное казённое учреждение Центр содействия семейному

устройству детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Дорогинский»

Проект по теме

«Трудиться- всегда пригодится

Подготовила: Т. В. Лисиенко

воспитатель

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Труд всё побеждает“» размещена в разделах

Развитие трудовых умений и навыков, овладение элементарной культурой труда очень важно для детей, воспитывающихся в центре. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умение пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.

В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Общественно-социальное значение труда детей связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

В центре при работе с воспитанниками применяются различные виды трудовой деятельности.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как «Личная гигиена воспитанника», «Предметы и средства личной гигиены» и др., практические занятия (правила личной гигиены юноши и девушки; правила ухода за кожей лица, волосами; соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки). В процессе реализации данного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

Большое значение придается общественно-полезному труду. Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий центра; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела — не перечислить, как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное — привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.

Сельскохозяйственный труд — это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание рассады. Трудовые обязанности распределяются с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыта. Для них подобраны педагогически целесообразные виды труда с учетом возраста.

При ведении домашнего хозяйства у детей формируются умения и навыки по уходу за жилищем, приусадебным хозяйством, умение использовать различные орудия труда и бытовую технику.

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проб.

Ребенок, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.

Цель проекта :

• развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.

Задачи проекта :

1. Способствовать формированию позитивной установки по отношению к труду и восприятию труда как одной из высших ценностей в жизни.

2. Сформировать у воспитанников потребность в соблюдении правил личной гигиены, поддержании чистоты жилища, ухода за личными вещами.

3. Расширить знания детей, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур.

4. Научить воспитанников практическим навыкам работы с современными отделочными материалами и инструментами.

Тип проекта

- по предмету деятельности - прикладной;

- по времени реализации - годовой;

- по количеству участников - групповой.

Участники проекта :

Педагогический состав: воспитатели группы, инструктор по труду

Целевая группа: воспитанники 5-14 лет

Срок реализации проекта : сентябрь 2016 – сентябрь 2017г.

Ресурсы:

- материально-технические: предметы бытовой техники (утюг, стиральная машина, швейная машина, нитки, иголки, столярные станки);

- информационные: библиотечный фонд, интернет-ресурсы;

- финансовые: денежные средства для приобретения стирального порошка, ниток, крема для обуви, обувного клея.

Ожидаемый результат.

В результате реализации проекта воспитанники приобретут навыки по самообслуживающему труду. Участники проекта научатся пользоваться бытовой техникой, производить мелкий ремонт одежды и обуви, работать современными отделочными материалами, производить элементарные столярные работы.

Развитие проекта

Полученный социальный опыт позволит воспитанникам использовать накопленный опыт в повседневной жизни, тем самым, совершенствовать навыки самообслуживания.

Содержание программы.

Самообслуживающий труд

Направление деятельности Решаемые задачи Содержание Цикличность

Соблюдение правил личной гигиены Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению. - утренний и вечерний туалет;

- соблюдение гигиены рук;

- соблюдение правил личной гигиены;

- проведение банных дней ежедневно

ежедневно перед приемом пищи

ежедневно и по физиологическим показателям

1 раз в неделю

Поддержание порядка в спальне, комнате Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения - уборка личных вещей, заправка кровати;

- дежурство по группе

ежедневно

по графику

Стирка личных вещей, уход за одеждой и обувью.

Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержание их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды

- стирка личных вещей (носки, нательное белье);

-глажка рубашек и школьных костюмов.

-уход за обувью

ежедневно (по мере необходимости)

Проведение мелкого ремонта личных вещей

- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.)

По мере необходимости

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

• уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;

• знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;

• уметь выполнять стирку мелких вещей;

• уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Хозяйственно-бытовой труд

Направление деятельности Решаемые задачи Содержание Цикличность

Организация дежурств воспитанников Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке - дежурство по столовой по графику

Сформировать потребность в поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке, формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы. - дежурство по зданию

- уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории;

- проведение генеральной уборки в спальне по графику

1 раз в неделю (по мере необходимости)

1 раз в неделю (суббота)

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

• поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;

• уметь подготовить столы к подаче пищи, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;

• уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой;

• уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия, уметь гладить белье;

• уметь проводить ремонт лопат, мыть стены покрытые масленой краской, мыть лестницы моющими средствами, работать щеткой, шваброй, выполнять ремонт забора

Сельскохозяйственный труд

Направление деятельности Решаемые задачи Содержание Цикличность

Работа на огороде Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;

Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями. - обработка почвы;

-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;

- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);

- уборка и хранение урожая - ежедневно с мая по сентябрь

Работа на клумбах

Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними.

- разбивка клумб;

- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;

- уборка многолетних растений на хранение

с мая по сентябрь

Уход за комнатными растениями Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними. - посадка и пересадка растений;

- уход за комнатными растениями Весна – лето

по мере необходимости

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

• уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд, подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;

• уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

• уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.

Общественно полезный труд.

Направление деятельности Решаемые задачи Содержание Цикличность

Уборка территории центра

Научить правилам уборки территории центра, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории

- уборка территории от листьев и мусора;

- уход за зелеными насаждениями;

- благоустройство и озеленение территории;

- уборка снега

1 раз в неделю

в зимний период – по мере необходимости

Озеленение участка центра

Привить навыки благоустройства территории центра - высадка зеленых насаждений;

- уход за посадками

-оформление участка снежными постройками -2 раза в год

(весна, осень)

Зима (декабрь)

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

• уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор;

• расчищать дорожки от снега, собирать мусор и выносить его в установленное место;

• уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором.

Приложение

Диагностика развития навыков и умений трудовой деятельности у воспитанников.

Дата проведения:

первичная диагностика – сентябрь 2016 г. ;

промежуточная диагностика - апрель 2017 г.

Цель - выявить у каждого воспитанника группы уровень трудовых умений и навыков, полученных знаний.

Критерии оценивания определены в каждом разделе разработанного проекта.

Диаграмма 1. Оценка уровня по состоянию на сентябрь 2016 года.

Диаграмма 2. Оценка уровня по состоянию на апрель 2017 года

Выводы. Полученные исследования показывают, что в начале учебного года высокий уровень трудовой деятельности воспитанников составил 10 %, а в промежуточной диагностике он вырос и составил 30 %. Средний уровень в начале года – 30 %, в промежуточной диагностике – 50 %; показатель низкого уровня снизился с 60 % до 20 %.

Детям с высоким уровнем трудовой деятельности нравится трудиться. Все действия выполняются самостоятельно, умело, качественно и осознанно. Сами воспитанники выступают в роли организатора трудовой деятельности, распределяют работу, взаимодействуют с другими детьми.

У детей со средним уровнем трудовой деятельности умения и навыки сформированы, но работу выполняют при напоминании, по поручению взрослого. Инициативы к самостоятельным действиям не проявляют.

Дети с низким уровнем требуют постоянный контроль и помощь со стороны педагога.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Хочу всё знать о пуговице» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»г. Балаково Саратовская область Исследовательский.

Информационный проект «Хочу всё знать о пуговице» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет проектную технологию одной из ведущих в дошкольном.

Конспект занятия «Пусть добро всегда побеждает» Конспект занятия в старшей группе «Пусть добро всегда побеждает!» Интеграция областей: социально- коммуникативное, речевое развитие. Цель:.

Педагогический проект «Хотим всё знать!» Педагогический проект на тему «Хотим всё знать!» Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой. Участники проекта: дети средней.

Проект для детей первой младшей группы «Всё треугольное» Тема: «Всё треугольное» Возраст детей: 2-3 года Участники проекта: дети, педагоги, родители. Тип проекта: познавательно - творческий. Вид.

Проект по сенсорному развитию «Хочу всё знать» Проект по сенсорному развитию с детьми 2 группы раннего возраста «Хочу всё знать!» Актуальность: Процесс познания маленького человека отличается.

Проект «Хочу всё знать и измерять» Проектная записка Ребёнок дошкольного возраста очень любознателен, задаёт много вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте он.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Всё увидим, всё узнаем» Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шар за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать.

Проект «В каждой крошке хлеба — труд»Проект «В каждой крошке хлеба — труд» Актуальность Хлеб ежедневно приходит к нам — румяный, свежий, мягкий, теплый, пышный, душистый. А еще имеет много имен — баранка, булочка,.

Творческий проект «Всё дело в шляпе» в средней группе Проект «Всё дело в шляпе» Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели. Тип проекта: творческий, досуговый. Продолжительность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Труд всё побеждает»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 16:20
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД