Получи документы

Проект «Создание личностно-развивающей образовательной среды» (2 фото)

Анна Карпова
Проект «Создание личностно-развивающей образовательной среды»

1. Краткое описание проекта

Тема проекта

Создание личностно-развивающей образовательной среды, с преобладанием творческого типа, через формирование команды единомышленников (педагоги, дети, родители, управленцы).

Основная идея проекта

• Внедрение серии методических материалов «Школа возможностей» (УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»);

Публикация «Проект „Создание личностно-развивающей образовательной среды“» размещена в разделах

• Организация работы с родителями в новом формате с использованием онлайн-курса «Семья на эмоциях: как понять своего ребёнка»; реализация проекта «Смотрим вместе»;

• Ознакомление педагогов о приоритетных направлениях социально-эмоционального развития в дошкольном возрасте и об их связи с ФГОС ДО, а так же о содержательных и организационных особенностях УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста».

Проект позволит ДОУ изменить образовательную среду, перезапустить профессиональную инициативу воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.

Современное состояние исследований и разработок по данному проекту

Проект сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Проекта легла разработка БФ «Вклад в будущее» «Программа по развитию личностного потенциала» по развитию отдельных навыков и компетенций. Эта программа прошла несколько этапов экспертных оценок.

В 2020 году Российская академия образования (РАО) провела психолого-педагогическую экспертизу методических материалов Программы и рекомендовала их к интеграции в систему дошкольного и общего образования и использованию в рамках развития личностного потенциала детей и подростков.

В марте 2022 года ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" осуществила рецензию УМК "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста" и вынесло заключение о том, что данное издание разработано в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. РАНХиГС рекомендует УМК "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста" к использованию в системе дошкольного образования.

Методические материалы Программы включены Агентством стратегических инициатив и Министерством просвещения РФ в качестве лидирующих образовательных практик в «Навигатор Образования».

Обоснование значимости реализации проекта для развития системы образования

 8 сентября 2022 года на региональном совещании педагогов подписано трехстороннее соглашение между департаментом образования ЯНАО, территориальным отделением Сбербанка в Новом Уренгое и Благотворительным Фондом Сбербанка «Вклад в будущее".

Согласно документу на Ямале будет реализована Программа развития личностного потенциала.

В этом году к программе присоединились 10 регионов России. Все они отобраны на конкурсной основе.

«Мы занимаемся развитием эмоционального интеллекта. У каждого человека есть способности, но самое важное умение - ими управлять. Когда человек понимает себя, он может эффективно коммуницировать с другими, понимать, сопереживать и помогать окружающим. Сегодня 30 регионов уже работают по этой программе и получают хороший результат», – рассказал журналистам Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного Фонда Сбербанка "Вклад в будущее".

Принципы ПРЛП соответствуют принципам ФГОС ДО и работа в данном направлении будет способствовать повышению качества дошкольного образования.

Программа по развитию личностного потенциала способствует раскрытию потенциала каждого, восполняет в ДОУ дефицит инструментов по развитию актуальных для XXI века навыков и компетентнций, отвечает требованиям ФГОС ДО, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.

Цели Программы по развитию личностного потенциала (РЛП) созвучны задачам воспитания, определенным в дополнениях к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…». Таким образом, Программа по развитию личностного потенциала по сути является методологической основой воспитания, а разработанные методические материалы и образовательные решения — инструментами воспитательной работы в образовательных организациях.

Детский сад в 2021 году прошел конкурсный отбор на участие в программе по РЛП, был разработан проект, педагоги прошли обучение и уже на данном этапе начата работа по реализации проекта.

Цели и задачи проекта

  Цель: Создание личностно-развивающей образовательной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Задачи:

• провести первичную диагностику ЛРОС ДОУ с помощью инструмента, предложенного А. В. Ясвиным и проанализировать полученные данные;

• трансформировать образовательную среду в детском саду;

• внедрить УМК «СЭР», программные продукты «Школа возможностей», «Семья на эмоциях»; «Смотрим вместе»;

• перестроить взаимодействие со всеми участниками Проекта (родители, дети, педагоги) из формального в личностно-ориентированное;

• обеспечить освоение педагогами практик управления собой, использования внутренних ресурсов для эффективной деятельности и эмоциональной поддержки;

создать кейсы материалов для возможности реализации проекта в ДОУ города, округа.

• провести оценку эффективности реализации Проекта в образовательной организации, отслеживание динамики изменений в образовательной среде, мониторинг компетентностей и эффектов развития социально-эмоциональной сферы у детей и личностного потенциала у педагогов.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2022 – декабрь 2025

Основные результаты реализации проекта

• Методические кейсы для педагогов «Воспитываем на эмоциях: новые формы работы с родителями»

• Изменение РППС (появление уголков эмоций, центров, ориентированных на ребёнка)

• Присвоение статуса Центра по развитию личностного потенциала.

• Функционирование на регулярной основе онлайн читательского клуба для родителей и педагогов по развитию эмоционального интеллекта

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта

• Размещение информации через социальные сети в ВК, на официальном сайте ДОУ

• Участие в муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях с трансляцией опыта (фестивали, конкурсы, семинары)

• Организация муниципальных, региональных, федеральных мероприятий (фестивали, конкурсы, семинары, родительская конференция)

2. Программа реализации проекта

 

1. Исходные теоретические положения.

«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности». Д. А.  Леонтьев Д-р психол.  наук, профессор НИУ ВШЭ, председатель Экспертного Совета Программы по развитию личностного потенциала.

Инновационное развитие дошкольной организации в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного образования актуализирует обновление системы педагогической деятельности, значимым компонентом которой является личностно-развивающая образовательная среда. Возникающие при этом проблемы требуют быстрого и результативного решения.

Причины проблем и трудностей кроются, зачастую, в непонимании педагогическими работниками роли образовательной среды в развитии личности воспитанников, ее потенциала для формирования у дошкольников результатов освоения основой образовательной программы в виде целевых ориентиров, познания и освоения мира. В проекте раскрываются основные направления и способы создания личностно-развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации как открытой саморазвивающейся образовательной системы.

Назначение проекта - формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды, в которой системно и целенаправленно связаны содержание образования, организация воспитательно-образовательного процесса, психологическое сопровождение, предметно - пространственная среда и т. д. Одним из важнейших аспектов проекта является ее основополагающий, системный характер. Ключевыми участниками преобразований в ДОУ будет команда единомышленников (педагоги, дети, родители, управленцы). Проект станет системообразующим фактором для изменения ДОУ и ее организационной культуры, усилит возможности ДОУ по обеспечению условий для развития и реализации личностного потенциала воспитанников, их социально-эмоционального развития.

Проект сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Проекта легли разработки БФ «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда.

Методика Проекта опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов социально-эмоционального развития. В основе методологии Проекта следующие научные концепции и школы, которые можно использовать всеми участниками проекта (дети, педагоги и родители) :

• Концепция личностного потенциала Д.  А.  Леонтьева (НИУ ВШЭ) и позитивная психология;

• Школа возможностей и педагогика достоинства А.  Г.  Асмолова (РАО);

• Методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды В.  А.  Ясвина (МГПУ);

• Методология стратегического проектирования в образовательной организации А.  М.  Моисеева (МГПУ);

• Методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов в адаптации М.  А.  Пинской (РАНХиГС).

Проект помогает сформировать в ДОУ личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребенок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие. Это проявляется в налаживании гармоничных отношений с педагогами, родителями и друзьями.

4. Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов).

Мероприятия

Период

выполнения

Результат

I этап - Подготовительный (первичная диагностика)

1. Разработка нормативной базы и механизмов реализации проекта (локальные акты, приказы, разработка и утверждение плана-графика реализации проекта» и т. д.)

2. Анкетирование и вводная беседа с родителями.

3. Анализ внешней и внутренней среды.

4. Организация курсовой подготовки, переподготовки педагогов.

5. Создание творческой группы

Сентябрь 2022

– август

2023

Внесены соответствующие

изменения, разработаны

ЛО;

Аналитические материалы первичной диагностики среды;

Педагоги обучены работе с УМК;

Творческая группа создана и функционирует

II этап – Практический (промежуточная диагностика)

1. Промежуточные срезы результативности проекта. Трансляция промежуточных результатов реализации проекта :

- на педагогических советах;

- на родительских собраниях;

- на практико-ориентированных семинарах для педагогического сообщества г. Губкинский

2. Реализация УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста».

3. Сопровождение профессионального развития педагога.

4. Повышение эмоционального интеллекта участников образовательного процесса.

5. Практическое взаимодействие с родителями по УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6-7 лет: материалы для родителей», «Семья на эмоциях : как понять своего ребенка».

6. Изменение РППС (появление уголков эмоций, центров, ориентированных на ребёнка).

7. Родительская конференция, день открытых дверей.

8. Функционирование на регулярной основе онлайн читательского клуба для родителей и педагогов по развитию эмоционального интеллекта

9. Просветительско-профилактическая работа:

- освещение на сайте ДОУ и соцсетях.

- фотовыставки;

- выставки технического творчества;

- стендовая информация,

- буклеты для родителей;

- консультации для родителей;

- родительские клубы.

сентябрь 2023 – сентябрь 2025

Результаты промежуточной диагностики; Транслируется полученный на данном этапе опыт;

Внедрен УМК

«Социально - эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», наблюдается положительная динамика в состоянии эмоционального фона;

Педагоги обучены и применяют принципы не насильственной педагогики;

Оформлены полифункциональные центры в группах, функциональные пространства холлов и коридоров ДОУ, познавательно и творчески насыщенные кабинеты дополнительного образования;

Осуществляется взаимодействие с родительской общественностью;

Информированность всех участников образовательного процесса, и социальной общественности, рост оперативной

обратной связи, повышение качества информации

III этап - Итоговый

1. Анализ результатов реализации проекта.

2. Анализ результатов внедрения УМК

3. Подготовка отчетных материалов по проекту

4. Исследование эффективности деятельности на основе анализа мониторинга ЛРОС и уровня развития личностного потенциала педагогов.

5. Присвоение статуса ресурсного центра по эмоциональному воспитанию детей

6. Презентация проекта и аналитический отчет.

Октябрь 2025- декабрь 2025

Аналитические материалы; Программы, сценарии проектов, конспектов, дидактические материалы, диагностический и оценочные инструментарии;

Позитивная динамика развития демократического

характера управления, программа обучающего

семинара по повышению профессиональных компетенций других участников образовательных отношений.

5. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта.

1. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 5-6 лет: методическое пособие И. А. Дворецкая, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка. – Москва: Дрофа, 2019.

Методическое пособие содержит программу, сценарии занятий с детьми, родительских собраний и мероприятий для семейной аудитории по социально-эмоциональному развитию детей в старшей группе дошкольной образовательной организации. Пособие направлено на социально-эмоциональное развитие дошкольника, помогает педагогу знакомить дошкольника с эмоциями, развивать умение распознавать и выражать эмоции, освоить простые приемы саморегуляции. Разработано в соответствии с ФГОС ДО.

2. Обо мне и для меня: пособие для детей 5-6 лет И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка. – Москва: Дрофа, 2019. Пособие содержит задания 30 занятий по социально-эмоциональному развитию детей в старшей группе дошкольной образовательной организации. Разработано в соответствии с ФГОС ДО.

3.  Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 5– 6 лет: материалы для родителей А. В. Макарчук, Е. В. Горинова. — Москва, 2020. Материалы опираются на семейные задания, предложенные в курсе, и соответствуют порядку и названиям тем в детском пособии «Обо мне и для меня». Всего предложено 30 занятий, которые объединены в три блока согласно ключевым разделам программы: «Восприятие и понимание причин эмоций», «Эмоциональная регуляция» и «Социальное взаимодействие».

В материалах предложены анкеты для родителей, которые помогут отметить динамику изменений по мере прохождения ребенком программы.

4. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» детей 6- 7 лет: методическое пособие / И. А. Дворецкая, Е. В. Горенова, Н. Е. Рычка – М. : Дрофа, 2019. Является логическим продолжением первого года обучения по программе в детском саду, закрепляет, углубляет и дополняет знания и навыки, полученные в предыдущий год обучения, помогает педагогу расширять знания дошкольника об эмоциях, развивать умение распознавать и выражать эмоции, освоить простые приемы саморегуляции и т. п.

5. Обо мне и для меня: пособие для детей 6-7 лет И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка. – Москва: Дрофа, 2019. Пособие содержит задания 30 занятий по социально-эмоциональному развитию детей в старшей группе дошкольной образовательной организации. Разработано в соответствии с ФГОС ДО.

6. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6-7 лет: материалы для родителей А. В. Макарчук, Е. В. Горинова. — Москва, 2020. Материалы опираются на семейные задания, предложенные в программе, и соответствуют порядку и названиям тем в детском пособии «Обо мне и для меня». Всего предложено 30 занятий, которые объединены в три блока согласно ключевым разделам программы: «Восприятие и понимание причин эмоций», «Эмоциональная регуляция» и «Социальное взаимодействие». В материалах предложены анкеты для родителей, которые помогут отметить динамику изменений по мере прохождения ребенком программы.

7. Игровой комплект «Палитра эмоций» Дворецкая И. А., Макарчук А. В., Рычка Н. Е., Хухлаев О. Е. Набор карточек и предлагаемые с ними сценарии игр помогают детям и взрослым лучше узнать мир эмоций человека, потренироваться в распознавании эмоций у других и управлении собственным эмоциональным состоянием, а также исследовать продуктивные формы общения с другими людьми. В комплекте 64 карточки с изображением эмоций, 8 карточек со стилизованным изображением эмоций, 40 сюжетных карточек, 15 серий карточек с последовательным сюжетом. Эффективно использовать комплект поможет пособие, содержащее игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

8. Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала Содержание Хрестоматии обогащает литературными иллюстрациями инструментарий педагога для занятий по социально-эмоциональному развитию детей. Отрывки для чтения с детьми 5-7 лет помогут юным читателям понять, почему возникают эмоции и как они называются, как справиться с неприятным эмоциональным состоянием, как общаться с другими. Для детей 5-7 лет предлагаются отрывки, связанные с разделами УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» : восприятие эмоций и понимание причин их возникновения; эмоциональная регуляция; социальное взаимодействие.

9. Проект «Смотрим вместе» https://vmeste.zeroplus.tv/ Проект онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс» и Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее»  поможет узнать, как с помощью мультфильмов развивать личность детей от 4 до 12 лет. Для каждого мультфильма коллекции "Смотрим вместе" подготовлены особые игры и упражнения, вопросы для обсуждения и советы для взрослых, которые помогут организовать не просто веселый, но и развивающий социально-эмоциональные навыки просмотр.

10. Онлайн-курс для родителей «Семья на эмоциях: как понять своего ребенка» https://parents.vbudushee.ru/ Онлайн-курс адресован родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы курса призваны помочь родителям и другим значимым взрослым узнать больше о социально-эмоциональном развитии, организовать такое взаимодействие с детьми дома, которое бы способствовало развитию социально-эмоциональных навыков ребёнка, а также созданию и поддержанию доброжелательной атмосферы в семье.

11. Продукты проекта https://navigator.vbudushee.ru/direction/sotsialno-emotsionalnoe-razvitie/?age=5-7;

12. Материалы для родителей https://vbudushee.ru/library/umk-ser-deti-digital/;

6. Обоснование возможности реализации  проекта

Проект разработан в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые регламентируют деятельность дошкольных образовательных организаций, определяют требования к осуществлению образовательной деятельности, условиям безопасности и комфортным условиям пребывания детей в ДОО, гарантируют доступность дошкольного образования :

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

-Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Брусничка» муниципального образования город Губкинский;

-Устав МБДОУ «Брусничка».

7. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

 Разработка данного проекта, условия реализации могут послужить основой для создания аналогичных проектов по созданию творческой личностно- развивающей образовательной среды для реализации личностных потребностей в различных видах деятельности, развитие эмоционального интеллекта, творческого потенциала, приобретение первоначального опыта общения в социуме, укрепление веры в себя, достижение успеха. Успешной социализации воспитанников, развития необходимых навыков (эмоциональный интеллект, умение работать в команде, критическое мышление, которые помогут ребенку в последующем. Предлагается использование подходов и рекомендаций по организации совместной деятельности детей и педагогов в творческих лабораториях другими дошкольными образовательными организациями. Данный опыт будет представлен педагогическому сообществу на официальном сайте образовательного учреждения. Предложенный нами проект является универсальным для всех типов дошкольных образовательных организаций и форм дошкольного образования при выполнении требований к кадровым ресурсам. При желании проект может быть воспроизведен в любой дошкольной образовательной организации.

Формы распространения результатов реализации программы инновационной деятельности на муниципальном и региональном уровнях:

• дни открытых дверей;

• информирование о ходе реализации инновационной программы и её результатах посредством официального сайта Учреждения;

• публикации педагогов, реализующих инновационную деятельность, в СМИ и научно – методических педагогических изданиях;

• распространение информационных листовок, буклетов;

• представление материалов из опыта работы на городских методических объединениях педагогических работников;

• представление материалов из опыта работы (выступлений, мастер – классов и проч.) на конференциях, научно – практических семинарах для педагогических работников;

• обобщение актуального педагогического опыта для внесения в городской и региональный банки данных;

• участие педколлектива, реализующего инновационную деятельность, в педагогических выставках, вебинарах и т. д.

Данный проект – это возможность организации и развития инновационного направления в образовании, созданная творческая личностно- развивающая образовательная среда предоставит новые возможности для всех участников образовательных отношений не только на базе МБДОУ «Брусничка», в системе образования в г. Губкинского но и будет полезна всем желающим.

Проект «Создание личностно-развивающей образовательной среды»
Фото «Создание личностно-развивающей образовательной среды»
Публикации по теме:

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Проект «Оформление детского участка и создание предметно-развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями»Проект «Оформление детского участка и создание предметно-развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями» Проект: «Оформление детского участка и создание предметно - развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями» Автор проекта –.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание развивающей среды в старшей группеСоздание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды логопедического кабинетаСоздание предметно-развивающей среды логопедического кабинета Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды логопедического кабинета Эффективность работы с детьми, имеющими нарушения.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Создание личностно-развивающей образовательной среды»
Опубликовано: 2 ноября 2023 в 13:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Создание личностно-развивающей образовательной среды»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Карпова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД