Получи документы

Проект совместной деятельности по трудовому воспитанию дошкольников

Марина Хуснутдинова
Проект совместной деятельности по трудовому воспитанию дошкольников

Проект

совместной деятельности по трудовому воспитанию дошкольников

«Формирование трудовых умений и навыков

детей среднего дошкольного возраста

через различные виды труда»

Актуальность проекта

Публикация «Проект совместной деятельности по трудовому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Данная тема актуальна тем, что в настоящее время наблюдается снижение интереса детей к труду. Современный ребенок привык, что все за него сделают взрослые.

Отсюда вытекает проблема - отсутствие желания детей участвовать в повседневной трудовой деятельности, а, следовательно, и недостаточный уровень сформированности трудовых умений и навыков.

Результаты диагностики «Освоение детьми образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» («Мониторинг в детском саду». ООП «Детство») и анализ научно – методической литературы показали, что необходимо найти пути и формы

приобщения детей среднего дошкольного возраста к труду,

показав его общественную значимость, сущность трудовых

действий, результатов труда.

Теоретическое обоснование

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в образовательном процессе ДОУ.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого.

Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и др.

Н. К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

А. С. Макаренко говорил, что основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. ребенка.

Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием : в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте.

Формирование мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей). Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали не спеша, тщательно и аккуратно и т. д.).

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, А. Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В. И. Глотова, В. И. Логинова, Я. З. Неверович, А. Г. Тулегенова, М. В. Крулехт и др., рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.). Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых : наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В. И. Глотова, Л. В. Загик, С. М. Котлярова, Г. Н. Лескова, Е. И. Радина, Д. В. Сергеева и другие).По мнению Е. И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста.

Цель: внедрить в образовательный процесс различные виды труда, для формирования трудовых умений и навыков детей среднего возраста.

Задачи:

для детей:

- формирование представлений детей среднего дошкольного возраста о видах детского труда;

- повышение уровня сформированности трудовых умений

и навыков;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду,

положительного отношения к труду взрослых и его результатам.

для педагога:

- повышение интереса к данной проблеме;

- внедрение в образовательный процесс опыта работы.

для родителей:

- повышение компетентности в вопросах организации детского труда;

- привлечение к работе над проектом.

Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Сроки реализации:

сентябрь 2021 г. - май 2022г.

Этапы реализации проекта :

Первый этап – подготовительный

- диагностика «Освоение детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

- подбор методической литературы;

- привлечение внимания родителей к проблеме трудового воспитания

(сообщение на собрания)

- разработка проекта, тематического планирования работы с детьми,

- конспектов по трудовому воспитанию детей среднего возраста;

- создание картотек: бесед, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр;

Второй этап – основной:

- реализация проекта с детьми.

- организация работы с родителями;

Третий этап – заключительный:

- итоговая диагностика;

- презентация проекта на родительском собрании, МО.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

1. уважение к труду и желание помогать старшим;

2. развитые трудовые способности;

3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;

4. сформированные умения и навыки организации совместного труда.

План работы с детьми – Приложение 1.

План работы с родителями

Консультации, родительские собрания, мастер – классы, анкетирование, буклеты и т. д.

Октябрь Сообщение темы на родительском собрании.

Анкетирование «Трудовые навыки ребенка 4-5 лет»

Ноябрь Буклет «Что должен уметь ребенок к 5 годам?» (самообслуживание, труд)

Декабрь Памятка «Как приучить ребенка к домашним обязанностям?»

Январь Буклет «Научите малыша трудиться»

Февраль Памятка для родителей по трудовому воспитанию

Март Консультация «Роль семьи в трудовом воспитании ребенка»

Апрель Буклет «Трудовые возможности ребенка пяти лет»

Заключение

Результаты итоговой диагностики, подтвердили положительную динамику формирования трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста на 60%, и успешность выбранных видов детского труда.

В группе оформлен уголок труда, который содержит «Методическую копилку» : картотеки бесед, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр; карточки – подсказки «Ухаживаем за цветами», «Посадка лука», алгоритм «Как правильно мыть руки», «Я заправляю постель» и т. д., демонстрационный материал по ознакомлению с трудом взрослых;

художественную литературу по ознакомлению с профессиями; творческие работы детей; инвентарь для детского труда.

Изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Книжкина больница», «Моем игрушечную посуду», «Стираем одежду куклам»;

Проведены акции «Зеленая планета», «Подкармливаем птиц», «Укрываем корни деревьев», «Помогаем взрослым».

Участие в региональном конкурсе «Эколята - дошколята».

Проект «Формирование трудовых умений и навыков детей среднего дошкольного возраста через различные виды труда» может быть использован педагогами ДОУ для внедрения в образовательный процесс, самообразования. Более подробно с проектом можно ознакомиться на сайте нашей образовательной организации https://dsraduga.mosk.obr55.ru/ (раздел «Методическая копилка»)

Литература

1. Иванова А. А., Лабутина Н. В., Гусева Н. П., Трудовое воспитание дошкольников, СП - Вентана – Граф, 2016 г., 76 с.

2. Р. С. Буре, Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания, М. - Мозаика – Синтез, 2011 г., 136 с.

3. Т. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Павлова, Трудовое воспитание в детском саду, М. - Мозаика – Синтез, 2009 г., 80 с.

4. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1994. – 208 с.

5. Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова, И. Г. Галянт и др. ; науч. ред. Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012. – 178 с. : ил. – (Радуга).

6. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 189 с.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Конспект совместной деятельности по трудовому воспитанию в средней группе «Посадка герани»Конспект совместной деятельности по трудовому воспитанию в средней группе «Посадка герани» Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений. Задачи: Образовательные: • Уточнить знания о том, из чего можно вырастить.

Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Поделки из овощей»Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Поделки из овощей» Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе. «Поделки из овощей» Программные задачи: 1. Обобщить знания об овощах 2. Развивать.

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗКонспект занятия по трудовому воспитанию «Виды обуви и её назначение» для 4 группы детей с ОВЗ Тема: Виды обуви и её назначение. Цель: Формирование знаний об обуви и её назначении. Знакомство с правилами и средствами ухода за различными.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Проект по трудовому воспитанию «Маленькое дело лучше большого безделья» в старшей группеПроект по трудовому воспитанию «Маленькое дело лучше большого безделья» в старшей группе Цель: Воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего.

Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников»Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Актуальность темы. Маленькие.

Проект совместной деятельности «Море»Проект совместной деятельности «Море» ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы,.

Проект совместной деятельности «Помним! Гордимся!»Проект совместной деятельности «Помним! Гордимся!» Проект совместной деятельности в подготовительной группе "Помним! Гордимся!" Автор проекта: воспитатель Полещук Татьяна Николаевна - воспитатель.

Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе»Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе» Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей природе субботник. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей.

Библиотека изображений:

Публикация Проект совместной деятельности по трудовому воспитанию дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Хуснутдинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект совместной деятельности по трудовому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 07:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД