Лучший педагог года

Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Ольга Кузьменко
Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»

МАДОУ «Детский сад «Светлячок»

Педагогический проект

на тему:

«Русский народный фольклор – одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Воспитатель : О. В. Кузьменко

Тамбов 2020

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора.

Публикация «Проект „Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Детскому саду в решении этой проблемы отводится большая роль. Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

Цель моего проекта :

Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с малыми фольклорными жанрами

Поставили перед собой следующие задачи:

• Создать необходимую предметно–развивающую среду

• Пробудить у детей интерес к истории и культуре России

• Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, с народными традициями, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

• Сформировать чувство национального достоинства, любви к Родине

• Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре разделила на три этапа:

Подготовительный

(октябрь – ноябрь 2020)

• Создание творческой группы

• Доведение до участников проекта важности данной проблемы

• Составление перспективного плана работы

• Подбор методической литературы

• Подбор произведений русского народного фольклора

• Диагностика детей

Практический

(декабрь 2020 – апрель 2021)

• Создание предметно-развивающей среды в группе

• Проведение мероприятий по ознакомлению детей с русским фольклором, крестьянской культурой и бытом, некоторыми видами народно-прикладного искусства в соответствии с перспективным планом

• Работа с родителями по данному вопросу, привлечение их к участию в мероприятиях

Формы работы с детьми

• Организованная образовательная деятельность

• Экскурсии в музей, библиотеку, клуб

• Чтение художественной литературы

• Использование фольклора в режимных моментах

• Праздники и развлечения

• Просмотр видеофильмов, слушание музыки

Игровая деятельность: подвижные игры, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, театрализация

Фольклор в работе с детьми

• Потешки

• Загадки

• Сказки

• Колыбельные песни

• Пестушки

• Песенки

• Пословицы, поговорки

• Считалки

• Дразнилки

• Заклички

«Цикл занятий по ознакомлению детей с устным народным творчеством

«Русские потешки»

«Баю, баю, бай! Поскорее засыпай!»

«В гости в терем расписной»

«Живая связь времен»

«В гости в сказочное царство»

Для изучения истоков жанров русского фольклора подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в работе с детьми. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Далее я знакомила детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про кота-воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Очень интересно было знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Особое место занимали занятия по составлению и разгадыванию загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Составить загадку – это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Это развивает сообразительность, логическое мышление. Изучение календарного детского фольклора осуществляли совместно с музыкальным руководителем через участие детей в календарных праздниках. На музыкальных занятиях дети знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на народных музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово, стали близкими детям, любимыми ими, пробудили интерес к национальному искусству, истории народа, его быту.

Цикл занятий по ознакомлению с предметами быта «русской избы»

«В гости к хозяюшке»

• Посещение музея

«О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек»

«Знакомство с русским самоваром»

. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Воссоздав обстановку русской избы, я знакомила детей с русской печкой, прялкой, зыбкой, предметами русского старинного быта, с русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка» достает из нее испеченные пироги. Здесь же произошло знакомство с самоваром, которое закончилось чаепитием. В «избе» совсем по-другому звучат русские песни, сказки.

Цикл занятий по ознакомлению с русской народной сказкой

Действенным методом в воспитании моральных качеств личности является сказка. Русская педагогика еще много лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Она учит любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сложная картина действительности представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Работу со сказкой я вела в различных формах:

• Чтение русских народных сказок,

• беседы по их содержанию

Занятие: «Знакомство со сказочным

• царством – небывалым государством»

Занятие: «Колобок живет в комнате

• сказок»

• Прослушивание сказок в грамзаписи

• Просмотр видеофильмов

• Драматизация сказок

Знакомство с русскими народными промыслами

Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства:

• Золотая хохлома

Русская матрешка

• Дымковская игрушка

• Гжель

• Жостовская роспись

• Городецкая роспись

Мы помогли детям получить представление о данных видах народного искусства, пережить отношение к ним. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Знакомство с народными играми

Народные игры как жанр устного народного творчества – своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В детских народных играх сохранились отголоски старины, реалии давно ушедшего быта. Игры с луком и стрелами, разнообразные игры в прятки – отголоски старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки их к боям, охоте. В своей работе мы познакомили детей со следующими народными играми :

«Репка-репонька»

«Гуси-гуси»

«У медведя во бору»

«Краски»

«Горелки»

«Заря-зарница»

«Стадо»

«Молчанка»

Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

Работа с социумом

Для осознания ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», ощущения себя в потоке времени как продолжателя дела предков, приобщения к таланту и мастерству предков, бережного отношения ко всему тому, что они создали и оставили нам мы с детьми посетили музей, находящийся в школе, библиотеку, неоднократно смотрели выступления артистов областной филармонии, кукольных театров, сельского клуба. Эта работа – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Работа с родителями

Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому так важно помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие традиции векового народного опыта воспитания детей. Для этого мы используем следующие формы работы с родителями:

• Анкетирование

Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре»

Консультация: «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

• Участие родителей в оформлении «русской избы», пошиве костюмов к фольклорным праздникам

• Участие родителей в фольклорных праздниках, развлечениях

Все это способствует просвещению родителей в области народной педагогики, особенностей воспитания высоконравственной, духовно богатой личности дошкольников в лучших традициях русского народа.

Заключительный

(май 2021)

• Диагностика детей

• Обобщение результатов проекта

• Презентация проекта на совете педагогов

Диагностика

детей проводилась в соответствии с рабочей Программой ДОУ и ФГОС ДО по следующим аспектам

• Проявляет интерес к изучению русского народного фольклора

• Различает жанры народного фольклора

• Знает и различает предметы крестьянского быта

• Умеет различать изделия народных промыслов

• Владеет знаниями о народных праздниках и традициях

• Знает русские народные сказки и сказочных героев

• Знает и умеет играть в русские народные игры

• Осмысленно и активно участвует в фольклорных праздниках

Методы проведения диагностики

• Наблюдение за детьми

• Индивидуальные беседы

• Тематические занятия, беседы

• Игровые тестовые задания, дидактические игры

• Вопросы поискового характера

• Игровая деятельность

• Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников

• Викторины по фольклорным жанрам

Результаты проекта

• У детей появился интерес к изучению русской народной культуры

• Сформировался необходимый минимум исторических знаний

• Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России

• Расширились знания о традициях русского народа

• Сформировались чувства национального достоинства

• Повысилась заинтересованность родителей к возрождению культуры своего народа

Практическая значимость проекта

• Оформлен в группе мини-музей «Русская изба»

• Созданы игровые макеты некоторых р. н. сказок

• Оформлена в книжном уголке выставка книг р. н. сказок и фольклорных жанров

• Создана картотека малых фольклорных

• жанров, р. н. игр

• Пошиты русские народные костюмы

• к фольклорным праздникам

• Пополнена и обновлена

• предметно-развивающая среда

• Создана подборка сценариев

• развлечений и народных праздников

Распространение результатов проекта

• Презентация проекта на педсовете МАДОУ

• Районный семинар - открытое занятие «Живая связь времен»

• Муниципальный конкурс педагогических проектов - участие

• Районный семинар - презентация

проекта

• Общероссийский конкурс

• МГИА КЛИиО «Русская изба»

• Размещение на сайте

Вывод

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Методическое обеспечение проекта :

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, 2001г.).

Мартынова А. Н. «Потешки. Считалки. Небылицы». «Современник». Москва. 1989

Орлова А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Владимир 1995

Клюева Т. Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре». Тамбов 1996

Журналы «Ребенок в детском саду» 4- 2008, 2 – 2009, 1 – 2006.

М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» «ТЦ Сфера» Москва 2010

Т. Н. Доронова «Играют взрослые и дети» «ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2006

С. И. Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр» «ГИЦ ВЛАДОС» 1999

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни»Проект «Русский народный календарь для детей 4–5 лет жизни» Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством». Часть 8. 10 декабря.

Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица»Проект «Встреча зимы и весны. Русский народный праздник Масленица» Проект «Встреча зимы и весны. «Русский народный праздник Масленица» Автор проекта: Середонина Инесса Васильевна Место работы: МАДОУ No474.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 5 ноября 2021 в 13:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русский народный фольклор — одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кузьменко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД