Лучший педагог года

Проект «Русская народная культура и традиции»

Елена Дунилина
Проект «Русская народная культура и традиции»

Проект

"Русская народная культура и традиции"

Пояснительная записка

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Публикация «Проект „Русская народная культура и традиции“» размещена в разделах

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Народная культура и традиции».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Цель: Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к русской народной культуре и культуре других народов

Развивающие: Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества, мышление, память, внимание.

Образовательные: Дать детям представления о народных традициях, продолжать знакомить с русским народным творчеством через песни, пословицы, поговорки, сказки. Продолжать знакомить детей с русским декоративно-прикладным искусством, с промыслами (Гжели, Городце, Хохломе, Дымкове).

Планируемые результаты

• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

• Использование малых фольклорных жанров в самостоятельной деятельности

• Развитие интереса к русским народным песням

• Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Тип проекта : познавательно-творческий

Направления развития (образовательные области)

Познавательное

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

физическое развитие

Участники проекта

Педагоги, дети средней и старшей группы, музыкальный руководитель, родители

Сроки реализации (длительность)

С 30 января по 10 февраля 2023 г.

Основание для разработки проекта : Дети недостаточно знакомы с русской народной культурой и традициями.

Этапы реализации проекта :

1 этап - Подготовительный (изучение методической литературы, выявление уровня знаний о народной культуре (приложение 2) и традициях русского народа, проведение анкетирования среди родителей (приложение 3, выбор методов, приемов реализации проекта)

2 этап - проектировочный (составление перспективно-тематического планирования (приложение1), оснащение развивающей предметно-пространственной среды)

3 этап - Основной (организация работы над проектом)

4 этап - заключительный (проведение мониторинга знаний детей, презентация проекта : бинарное занятие по художественно-эстетическому развитию "А преданья старины забывать мы не должны", бинарное занятие по познавательному развитию "Традиции русского гостеприимства".

Распределение деятельности по этапам:

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей

1 этап - Подготовительный Изучение методической литературы, выявление начального уровня знаний о народной культуре у детей, проведение анкетирования среди родителей, выбор методов, приемов реализации проекта Участие в

мониторинге, знакомство с техническими и дидактическими средствами реализации проекта Дают согласие на проведение мониторинга.

Участие в анкетировании

2 этап - Проектировочный составление перспективно-тематического планирования, оснащение развивающей предметно-пространственной среды Участвуют в реализации плана. Участвуют в реализации плана. Оказывают помощь в оснащении развивающей предметно-пространственной среды

3 этап - Основной Организация работы над проектом Высказывают мнение, решают проблемные ситуации, применяют полученные знания в детской деятельности Участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях. Взаимодействуют с детьми с детьми в домашних условиях

4 этап - Заключитель-ный Проведение мониторинга знаний детей Участвуют в мониторинге Дают согласие на проведение мониторинга

Методы и приемы реализации проекта :

Практические: Оснащение развивающей предметно-пространственной среды (макет "Добрая изба", мини-музей "Бабушкин сундучок", презентации, дидактические игры и материалы, раскраски, картотеки: "Народные игры", "Пословицы, поговорки, скороговорки", альбомы: "Народные промыслы России", материалы и оборудование по круговому ткачеству, цикл занятий по художественному труду на тему:"Круговое ткачество" (подгот. группа)

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, произведений фольклорных жанров, заучивание стихотворений, дидактические, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, словесные игры.

Наглядные: выставки, конкурсы, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, альбомов, личный пример взрослых, экскурсии в Тоцкий краеведческий музей, социальным объектам села, наблюдения за трудом взрослых.

Принципы реализации проекта :

1. Принцип личностно – ориентированного подхода. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира.

2. Принцип тематического планирования материала.

3. Принцип наглядности.

4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

7. Принцип интеграции содержания побуждает детей к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Развивается в системе и комплексно по трё м направлениям:

-комплексные занятия познавательного и развивающего цикла;

-совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники;

-самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Ресурсное обеспечение проекта :

Кадровые ресурсы

Специалисты детского сада: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра, психолог, логопед, методист, заведующий.

Информационные ресурсы

Доступ к ресурсам Интернет.

Материально-технические ресурсы

- медиотека и библиотека детского сад.

- Мультимедиа проекторы и интерактивные доски.

- Спортивный зал.

- Музыкальный зал

-Методическая литература:

Программа О. Л. Князевой, И. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», методическое пособие Т. И. Бадурина "Знакомство детей с русским народным творчеством"

Финансовые ресурсы

- Бюджетные средства.

- Пожертвования благотворителей.

Партнеры проекта :

Проект реализуется во взаимодействии с Тоцким краеведческим музеем, библиотекой, Домом культурой "Юбилейный".

Литература:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сцена-

рии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошколь-

ных образовательных учреждений / Авт-сост. : А. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Мар-

кеева, О. Н. Корепанова и др. — 3-е изд., перераб. и дополн. — СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬ-

СТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа развития личностной культуры дошкольников /Князева О. Л., Маханева М. Д. – Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010

Приложение

Перспективно-тематическое планирование работы над проектом

Направления развития детей (образовательные области) Вид Деятельности Содержание деятельности

Социально-коммуникативное Игровая

Коммуникативная

Познавательная

-Беседа «Быт и традиции русского народа»;

-рассматривание народных игрушек, дымковской, городецкой, хохломской и гжельской росписи;

-экскурсия на выставку "Русский сувенир"

-беседа на тему «Как хлеб на стол пришел»;

-рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда»;

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта»;

-чтение небылиц, прибауток, частушек;

-знакомство с блюдами русской кухни;

-Экскурсия в Тоцкий краеведческий музей

Сюжетно-ролевые игры:

«К нам гости пришли»;

«Ярмарка».

• "Семья"

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Познавательное Познавательная

Исследовательская

Коммуникативная -Конструирование старинных построек;

Беседы:

Народные обряды и обычаи встречи весны;

«Исконные символы России»;

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Презентации:

«Быт и предметы утвари»;

«Декоративно-прикладные промыслы России».

Художественно-эстетическое Изобразительная

Музыкальная

-Лепка дымковской игрушки «Конь»;

-лепка «Гжельский чайный сервиз»;

-- Художественный труд, Макет "Добрая изба"

"Круговое ткачество"(подгот. группа)

-прослушивание русских народных песен.

1. Альбом «Народная игрушка».

2. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая промыслы», «Гжельская посуда».

Иллюстрации:

• О праздниках на Руси;

• Иллюстрации старинных предметов;

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой; «Сорока» обр. Т. Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко.

Слушание:

П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня.

Пляски и игры:

«Заинька», обр. С. Кондратьева;

«Кострома» и «Казачок», обр. М. Иорданского;

• Р. н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;

• Игры с деревянными ложками.

Пение:

• Заклички, прибаутки.

• Р. н. песни: «Ах, улица», "На горе то калина"

Речевое Коммуникативная • Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

• Пересказ русских народных сказок.

• Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».

2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка» т. д

Физическое Двигательная

Игровая

коммуникативная Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции»Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции» "Народная культура и традиции" - очень важная тема. С детства малышам необходимо прививать любовь к Родине и знакомить детей с ее традициями.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Наши традиции. Осенняя ярмарка — русская народная традиция (фотоотчет)Наши традиции. Осенняя ярмарка — русская народная традиция (фотоотчет) Все! Все! Все! Все на праздник! Ярмарку – начинаем, гостей приглашаем! Спешите! Спешите! Ежегодно в нашем детском саду проходит осенняя.

Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Проект на тему: «Село родное – капелька России:.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская народная культура и традиции»
Опубликовано: 12 января 2023 в 18:01
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русская народная культура и традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дунилина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД