Получи документы

Проект «Родной край»

Жабина Татьяна Федоровна
Проект «Родной край»

1. Пояснительная записка

1.1Направленность программы.

Определение содержания части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Родной край», обусловлено необходимостью решения проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, данный нормативный документ активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика регионального содержания строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры – с другой стороны.

Публикация «Проект „Родной край“» размещена в разделах

1.2 Обоснование необходимости разработки и внедрения Программы

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, географических и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Национально-региональное содержание образовательного процесса помогает детям ощутить и сознать принадлежность к малой родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-этическом планах.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив актуальность проблемы формирования у подрастающего поколения качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края.

Таким образом определена необходимость учета в программе национально-культурных условий и специфики географического расположения Оренбургской области.

1. 3 Цель программы: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей средствами регионального содержания.

Задачи программы:

Развивать:

- познавательный интерес; познавательно-исследовательскую деятельность;

- понимание красоты как ценности;

- коммуникативные качества ребенка, активность, любознательность и наблюдательность.

2. Воспитывать:

- созидательное отношение к наследию нашего края, природного богатства;

- чувство глубокой привязанности и любви к своему родному краю;

- интерес и гуманному отношению к природе; эстетическому отношению к миру, чувство любви к природе родного края; пониманию взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

- художественный вкус и эстетическую культуру.

3. Обучающие:

- познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников Оренбуржья;

- помочь получить новые знания, обогатить внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас;

- обучить экологической терминологии; умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны.

1.4 Новизна и отличительные особенности

Целенаправленное ознакомление ребенка с природой родного края – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живет. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае через уникальную природу Оренбургского края.

Любовь к родной природе, умение чувствовать её красоту – это начало патриотизма, любви к земле, на которой живёшь. Природа Оренбуржья, его степные просторы открывают большие возможности для воспитания у детей этого чувства

1.5 Возраст детей, на который направлена реализация программы Программа «Родной край» расчитана на детей старшей группы (5-6 лет)

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным… Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Круг чтения ребенка этого возраста пополняется произведениями разнообразной тематики. Дети способны удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением».

Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни.

1. Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.

2. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

3. Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать детей к художественной культуре.

4. Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.

5. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

6. Воспитывать у каждого ребенка любовь к семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной деятельности и творчеству.

7. Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и тендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и патриотические чувства детей.

1.6 Сроки реализации

Программа «Родной край» реализуется в течении одного года.

1. 7 Формы образовательной деятельности детей: - индивидуальные, групповые, коллективные.

Образовательная область: познавательное развитие с акцентом на экологическое воспитание детей.

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познание».

Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности.

1.8 Ожидаемые результаты

Интегративные качества

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Активен в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, народных подвижных играх; интересуется данными видами игр, самостоятельно обращается к ним в повседневной жизнедеятельности.

1. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным об Оренбургском крае. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает участие в образовательном процессе.

2. Эмоционально отзывчивый. Проявляет интерес к произведениям писателей и поэтов Оренбургского края. Эмоционально откликается на художественные произведения. Проявляет творческие способности при реализации проектной деятельности.

3. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Активно участвует в беседах о природе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения.

4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные нормы и правила поведения. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдать правила поведения в общественных местах (выставках, музее и др., в природе.

5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Проявляет интерес к изучению истории родного края. Проявляет интерес к произведениям Оренбургских писателей, поэтов, художников.

6. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе. Ребенок имеет представление: о себе, о составе семьи, об обществе (ближайшем социуме); о государстве (в том числе его символах «малой» Родине – Оренбурге, ее природе и принадлежности к нему; о многообразии природы Оренбургского края.

7. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

8. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

1.9 Условия, в которых реализуется программа

Программа будет успешно реализована, если:

• будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

• будут учитываться возрастные и личностные особенности детей;

• будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Программа «Родной край» осуществляется в

- НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);

- в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

- совместной деятельности с семьей.

Общая недельная нагрузка программы «Родной край» равна 100 минут, что составляет 20% от общего объема основной общеобразовательной программы.

занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов.

2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса

2.1 Образовательная деятельность детей.

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы

2.2 Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов

Решение программных образовательных задач ведется, как в совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов – 100 минут в неделю.

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы

В образовательном процессе старшей группы сочетаются формы организованного обучения (занятия, совместной деятельности и общения воспитателя с детьми вне занятий и свободная, самостоятельная деятельность детей по интересам.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, художественных, двигательных, экологических, творческих и пр., личностно-ориентированный подход педагога.

4. Планируемые результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты)

4. 1Панируемые промежуточные результаты освоения детьми программы: результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, дискуссиях, играх других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Дети имеют представления о целостности картины мира в частности о Оренбургском крае, как части нашей страны.

Освоение доступных знаний о степных просторах Оренбуржья, заповедных местах.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и сверстниками.

4.2 Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

- ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к краю.

- имеет представление о значимости труда взрослых; испытывает гордость и уважение к труду взрослых; имеет посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несет ответственность за их выполнение;

- знает свое место проживания: город, область, также умеет находить их на карте;

- ребенок проявляет интерес к природе родных мест, к флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней, знает климатические условия,

- ребенок знаком с основными видами растений и животных степей Оренбуржья, умеет оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

- с удовольствием включается в проектную деятельность, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

- ребенок проявляет интерес к особо охраняемым территориям и памятникам природы и природоохраняемым мероприятиям.

- ребенок умеет доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения.

- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

- дошкольник умеет различать охраняемые растения и животные Оренбургской области занесенные в «Красную книгу»;

- у ребенка развит интерес к познавательной, энциклопедической литературой;

- ребенок проявляет любознательность в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания

Публикации по теме:

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал» Паспорт проекта: Автор проекта : Абдулова Д. С Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный, открытый Проблема: дети мало знают.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Стих «Мой край родной»Стих «Мой край родной» Вот, и наступило лето! Очень люблю это прекрасное время года. Кто же не любит, спросите вы? У лета, наверное, особые краски, запахи. Один,.

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Родной край» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Жабина Татьяна Федоровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Родной край»
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 13:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД