Получи документы

Проект «Родная страна» для детей старшего дошкольного возраста

елена иванова
Проект «Родная страна» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Родная страна»

для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта : информационно - творческий

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Актуальность

Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).

Публикация «Проект „Родная страна“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин, патриот.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.

Наиболее эффективно воспитание патриотических чувств у дошкольников через метод проектной деятельности. Этот метод позволяет задействовать различные виды детской деятельности, привлечь внимание к данной теме не только детей, но и родителей, общественности. В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине, о Великой Отечественной войне. У них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну, чувство собственного уважения.

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами было принято решение, изменить форму организации образовательного процесса и решением данной проблемы стала реализация проекта «Родная страна». Метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей и самому педагогу повысить свою компетентность.

Цель проекта :

Формирование у детей представлений o Родине, ее истории, национально–культурных традициях и символах России.

Задачи проекта :

- расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России – Москвой; дать представление о понятии «малая Родина»;

- познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации;

- знакомить детей с русской культурой, языком, традициями;

- формировать бережное отношение к природе, вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;

- воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, символом Российской Федерации – герба, гимна, флага;

- формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.

Предполагаемый результат:

У детей повысится уровень знаний о Родине - России, о её символике, о традициях, об обычаях, уважение к народам, проживающим на территории многонациональной страны. Дети будут знать природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней, иметь представление о памятных местах родного города, произойдет пополнение словарного запаса детей пословицами, поговорками о своей Родине

У родителей повысится интерес к жизни ДОУ через активное участие в мероприятиях, повысится заинтересованность в совместной деятельности, укрепится чувство патриотизма и уважения к своей родине

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

- Опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к данной теме;

- Создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды;

- Рассказы, беседы с детьми о России, столице нашей родины – Москве;

- Определение цели и задач проекта;

- Подбор методической литературы по данной теме, разработка сценариев образовательной деятельности, экскурсий, подбор детской художественной литературы, подбор настольно-печатных и дидактических игр;

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин).

2 ЭТАП ОСНОВНОЙ

Форма работы Задачи

Беседы

«Моя семья».

«Мой город»

«Государственные символы России»

«Столица нашей Родины»

Беседа о толерантности. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов.

Беседа «Русский народный костюм»

Беседа на тему «Права, гарантированные государством»

Беседа на тему «Россия – очень большая страна»

Беседа на тему «Гимн России». Прослушивание гимна России. Заучивание 1-го куплета гимна.

Способствовать закреплению знаний детей о семье, о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь, внук (внучка, брат (сестра); мама и папа-дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи.

Систематизировать и обобщать знания детей о городе : название, достопримечательности. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.

Закрепить знания о названии родной страны. Познакомить детей с государственными символами России: гимном и гербом, рассказать об их происхождении, назначении, содержании; воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение

Познакомить детей со столицей нашей Родины – городом Москва. Знакомить с достопримечательностями столицы.

Подвести к понятию того, что народы разных национальностей должны уважать друг друга

Расширять представления детей об истории и особенностях русского национального костюма, вызвать интерес к данному вопросу, формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Рассказать детям о том, все граждане нашей страны имеют равные права : на медицинский уход, на работу, на отдых, говорить на родном языке и т. д.

Познакомить с некоторыми особенностями нашей страны : дать представление о том, что наша страна такая большая, что на одном ее конце день, на другом ночь; на одном конце практически всегда зима, на другом снега практически не бывает; о различных природных зонах страны.

Познакомить с историей возникновения гимна России; рассказать, что гимн есть у каждой страны; предложить прослушать гимн, вспомнить, как правильно нужно «слушать» гимн, и при каких обстоятельствах его включают; заучить первый куплет.

Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам Расширить представления детей о воинах, погибших в горячих точках, защищая нашу страну.

Экскурсия в пожарную часть Формирование представлений детей о работе пожарного

Образовательная ситуация «Главный город нашей страны» Формировать представление детей о Москве – столице нашей родины, истории ее возникновения, закрепить знания воспитанников о главе государства, символике Российской Федерации.

Образовательная ситуация «коммуникативное развитие через знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри» Формировать представление о героическом прошлом русского народа, знакомить детей с образами защитников земли русской.

Работа с пословицами и поговорками о Родине.

«Родина краше солнца, дороже золота», «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Родина любимая, что мать родимая», «Если дружба велика, будет Родина крепка», «Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей», «Родина-мать, умей за неё постоять!», «Всякому мила своя сторона»

Познакомить детей с устным народным творчеством, способствовать развитию умения понимать смысл пословиц и поговорок, предложить заучить данные пословицы и поговорки.

Ситуативный разговор «Кто управляет страной

Уточнить и расширить представления детей о президенте, правительстве России.

Презентация «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Презентация «Они прославили Россию»

Презентация «Наша Родина – Россия» Дать представление о многонациональности России, культуре и традициях народов, населяющих нашу страну.

Дать представление о россиянах, прославивших сою страну в различных направлениях; рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город и страну; воспитывать гордость за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам; побуждать вспомнить произведения знаменитых людей России (классиков русской литературы, живописи, музыки).

Закрепление знаний о стране и ее символики

Рассказ о предметах, которые делали из березы.

Рассказать о различном назначении предметов, сделанных из березы, в давние времена: березовые лучинки; березовые дрова; лапти, лукошки, игрушки из бересты; береста, как материал для письма; березовый веник для бани и как предмет для подметания в избе; березовый сок.

Рассматривание репродукций картин с тройками лошадей.

Напомнить об одном из народных символов России-тройка лошадей; развивать интерес к изобразительному искусству, пробудить желание посещать музеи, выставки; активизировать и расширить словарь по данной теме.

Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности моей страны».

Уточнить, расширить знания о достопримечательностях нашей страны, познакомить с новыми достопримечательностями, учить правильно называть города страны.

Дидактические игры

«Найди флаг»

«Наша многонациональная страна»

«Кто в какой стране живет»

«Путешествие из прошлого в настоящее»

«Кто защищает наши границы»

«Составь карту»

«Символы нашей страны»

«Собери флаг страны»

«Собери герб страны»

«Одень куклу в национальный костюм»

«Городецкая роспись»

«Собери герб города»

Предложить найти среди множества флагов флаг своей страны; закрепить значение цветов флага России.

Способствовать формированию умения правильно называть различные национальности нашей страны, узнавать их по национальным костюмам.

Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Арзамаса, о внешнем виде зданий; упражнять детей в умении выделять и называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде зданий.

Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.

Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.

развить логическое мышление, память дошкольника.

Закрепление знаний о цветах Российского флага.

Совершенствовать умение складывать целую картинку из частей, закрепление знаний о символике государства.

Совершенствовать знания о национальностях, проживающих в России, об особенностях национального костюма и его элементах, закрепляли умение находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.

Закрепление знаний об элементах городецкой росписи.

Совершенствовать умение складывать целую картинку из частей, закрепление знаний о символах города.

Чтение художественной литературы.

А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы)

Стихи о России, Москве, Родине

Г. Ладонщиков «Родная земля»

П. Воронько «Лучше нет родного края»

К. Ушинский «Четыре желания»

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Д. Габбе «Моя семья»

В. Степанов «Флаг России»

И. Агеева «Флаг российский – триколор»

В. Степанов «Герб России»

Формировать интерес и потребность в восприятии книг, понимание того, что из книг можно узнать много интересного. Содействовать правильному восприятию содержания произведений, формировать способность сопереживать его героям.

Чтение К. Ушинского «Наше отечество». Беседа по прочитанному.

Воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность; способствовать развитию навыков чтения, культуры речи; учить рассуждать на заданную тему.

Подвижные игры

«Доставь снаряды»

«Попади в цель»

«Переправа»

«Салки»

«Гуси-лебеди»

«Горелки»

Способствовать развитию умения детей выполнять движения по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, развитию быстроты реакции, упражнять детей в прыжках в длину с места и с разбега.

Сюжетно-ролевые игры

«Семья»

«Путешествие по России»

«Детский сад»

«Шоферы» : едем в Москву

«Пограничники»

«МЧС» - Спасатели»

«Российская Армия»

«В русской избе» Способствовать развитию умения детей распределять роли, использовать в играх предметы-заместители, развитию умения договариваться и вести диалог.

Развивать и обогащать сюжет игры, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети и т. Д., выполнять игровые действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Расширять сюжет путем показа социальных отношений труда работников на транспорте, в общепите, туризме; развивать воображение, умение передать игровые действия согласно принятой роли.

Способствовать формированию у детей умения объединяться в игре, распределять роли, использовать предметы-заместители, разрешать споры; развивать игровую деятельность, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Способствовать развитию умения детей самостоятельно готовить обстановку для игры, подбирать и создавать недостающие предметы; предложить обыграть различные ситуации, применяя свои знания о правилах поведения в общественных местах.

Закрепление знаний детей о военных профессиях, знакомство с распорядком дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитание смелости, ловкости, умения четко выполнять приказы командира, расширение словарного запаса детей : «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Знакомство детей с трудной и почетной профессией спасателя, формирование умения детей в случае необходимости действовать четко и слаженно.

Формирование умения детей творчески развивать сюжет игры. Развитие у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширение представлений детей о типах военных кораблей. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей. Активизация словаря: пограничники, летчики, моряки, пехота.

Приобщение детей старшего возраста к русской культуре.

Экскурсия в парк «Лес, точно терем расписной»

Познакомить детей с природой родного города, объяснить, что в природе все взаимосвязано, способствовать закреплению знаний детей названий деревьев, формированию интереса к изменениям в природе.

Мастерская «Люблю березку русскую» Способствовать формированию у детей знаний о природе родного края, воспитывать желание создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Мастерская «Хохломская роспись» Способствовать формированию у детей знаний о промыслах родного края, воспитывать желание создавать и творить по мотивам хохломской росписи.

Аппликация «Российский флаг»

Развивать воображение, фантазию, цветовое восприятие, умение аккуратно приклеивать части.

Продолжать совершенствовать навыки работы с ножницами. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, эмоциональную отзывчивость, желание быть с ней единым.

Познавательное развитие «Я живу в России»

Дать первоначальное представление об истории своей страны; познакомить с территорией России на карте; познакомить с названиями основных крупных городов России, рек, гор; продолжать воспитывать гражданские чувства.

Развитие речи: составление рассказа по серии сюжетных картин про Россию.

Составление рассказа по картинкам «Мой город» Способствовать развитию умения составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; учить заканчивать предложение, начатое взрослым подбирать определения к заданным словам; развивать чувства ритма и рифмы.

Закрепить представления детей о родном городе.

Рисование «С чего начинается Родина?»

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины; продолжать рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору); развивать творческое воображение, способности к композиции; воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины.

Работа с карандашами: рисование на тему «Русский народный костюм»

Закреплять представление об особенностях русского народного костюма, формировать умение украшать одежду различными деталями; развивать эстетический вкус

Лепка «Флаг России» (пластилинография) Закрепить знание символики России, формировать у детей умения использовать приемы налепа небольших кусочков пластилина, хорошо растирая их на пластине, не выходя за контуры; цвета наносить в определенной последовательности, сглаживать поверхность пальцами, смоченными в воде, продолжать формировать технические умения, развивать у детей мелкую моторику, воспитывать аккуратность.

Социально-коммуникативное развитие «Жители России»

Обогащать первоначальное представление о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии; формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны.

Развитие речи: заучивание стихотворения В. Степанова «Необъятная моя Россия» с помощью мнемотехники.

Познакомить с новым стихотворением В. Степанова «Необъятная моя Россия»; закреплять представления о Родине; продолжать учить составлять вместе мнемотаблицу и рассказывать по ней; развивать зрительное восприятие, внимание; расширять словарь за счет слов: необъятная, тундра.

Рисование «Спасская башня Кремля» Формировать у детей умение передавать в рисунке конструкцию башни, форму и пропорции частей, развивать глазомер, зрительно - двигательные координации.

Конструирование «Мосты»

Познакомить с самыми знаменитыми мостами нашей страны; расширять представления о мостах (их назначении, строении); упражнять в конструировании мостов, способность к экспериментированию, умению понимать, конкретизировать, строить схемы; развивать внимание, сообразительность, умение аргументировать свое решение.

Музыкальная деятельность

Прослушивание гимна России

Танец «Прялица», «Аист на крыше», «Яблочко», «Марш барабанщиц» (Покровский марш)

Песня «Край, в котором ты живёшь» (слова Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова).

Во поле береза стояла»

«Как у наших у ворот»

Разучивание песни «С балалайкой веселее» (Сл. и муз. Т. В. Бокач)

Прослушивание песни И. Дунаевского «Песня о Родине»

Прослушивание песни «Ромашки России» В. Львовский Обеспечить знакомство детей с песнями про Россию, музыкой великих композиторов про родину, способствовать развитию танцевальных и певческих способностей.

Продолжать расширять кругозор детей в области государственной символики, воспитывать патриотические чувства.

Предложить прослушать песню; предложить рассказать ребятам, как они понимают те или иные словосочетания, предложения в песне; воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Квест-игра «Мы едем по России» Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Взаимодействие с семьями:

- Анкетирование родителей

- Папки-передвижка «Моя Россия», «Мой Арзамас», «Что мы знаем о русской матрешке?», «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»

- Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

- Информационные сообщения: «Воспитание патриотических чувств дошкольников», «Русская народная культура в воспитании дошкольников», «Воспитание детей на традициях народной культуры», «Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

- Создание альбома «Мой папа», «Моя семья»

- Изготовление макетов «Мой Арзамас», «Русская изба»

- Изготовление поделок родителей с детьми из природного материала

- Праздник «День Защитника Отечества»

- Совместный КВН «Путешествие по городу Арзамасу».

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Итоговое мероприятие проекта : Квест-игра «Мы едем по России»

Выставка рисунков «Моя Россия»

Книга «Их забыть мы не имеем права»

Книжки-малышки «Что мы знаем о России»

Выставка детских рисунков «Мы – патриоты Родины»

Коллективная работа «Мой любимый чистый город Арзамас»

Создание презентации по теме проекта

Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Вывод

Проект рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины. Также важным аспектом патриотического и правового воспитания является формирование чувства гордости за свой родной город, свою страну.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена

Публикации по теме:

Детский музыкальный спектакль «Нотная страна музыки» для детей старшего дошкольного возрастаДетский музыкальный спектакль «Нотная страна музыки» для детей старшего дошкольного возраста Оформление зала – большая нотная тетрадь, фланелеграф с нотным станом и нотами. Музыкальный репертуар – - «Песенка о песенке», музыка Попатенко;.

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Страна Мультипликация»Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Страна Мультипликация» Описание: Конспект для детей старшего дошкольного возраста: 5-7 лет. Практический материал, представленный в конспекте, будет полезен для.

Конспект НОД «Нет милее дружка, чем родная матушка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Нет милее дружка, чем родная матушка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить представление детей о празднике, отмечаемом во всем мире. Задачи: • учить детей ведению ситуативного разговора на тему:.

Конспект занятия «Волшебная страна головоломок» для старшего дошкольного возраста! Тема: «Волшебная страна головоломок» Цель: - Посредством игровых заданий, проблемных ситуаций мотивировать детей на достижение цели..

Презентация кружка по математике «Волшебная страна чисел и фигур» для старшего дошкольного возрастаПрезентация кружка по математике «Волшебная страна чисел и фигур» для старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию кружка по математике на общесадиковом родительском собрании. 1 слайд. Добрый вечер,.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Родная страна» для детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем елена иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Родная страна» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 16:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД