МААМ-картинки

Проект развивающей среды ДОО по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь»

Колесниченко
Проект развивающей среды ДОО по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь»

Проект развивающей среды ДОО по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь».

Содержание проекта

Этапы работы над проектом :

1 этап подготовительный

(мотивационный, информационно-накопительный).

(сентябрь – октябрь)

• Изучение и анализ программно – методической литературы по данной теме.

Публикация «Проект развивающей среды ДОО по развитию исследовательской деятельности детей „Маленький исследователь“» размещена в разделах

• Определение программного материала для детей 2 младшей группы.

• Составление перспективного плана по опытно – исследовательской деятельности.

• Разработка и оформление уголка экспериментирования.

• Разработка педагогического проекта «Маленький исследователь».

• Создание картотеки опытов и экспериментов для детей младшегодошкольного возраста.

• Информация для родителей «Участвуем в проекте «Маленькийисследователь»». Привлечение родителей для оформления уголкаэкспериментирования.

Составление плана основного этапа проекта.

2 этап – организация и осуществление деятельности

(ноябрь – апрель)

Реализация проекта :

• Совместная деятельность педагога и детей (опыты, эксперименты,наблюдения, непосредственно образовательная деятельность); работа сродителями.

• Обмен опытом с коллегами по данному направлению работы.

• Оформление папки – передвижки «Маленькие исследователи».

• Подбор диагностического инструментария для выявления уровнясформированности познавательной активности.

3 этап - заключительный

(май)

• Составление портфолио проекта.

• Анализ результатов по развитию навыков исследовательскойдеятельности у детей младшего дошкольного возраста.

• Трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка).

Распространение педагогического опыта: выступление напедагогическом совете ДОУ с презентацией проекта.

Ожидаемый результат:

Дети:

развитие у детей познавательной активности, любознательности через

экспериментальную деятельность.

•расширения представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей (живая и неживая природа, предметный мир, развитие элементарных математических представлений)

Развитие у детей умственные способности:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путем сенсорного анализа.

•Социально-личностное развитие каждого ребенка :

- развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности,элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Педагогам:

•повысить педагогическую компетентность в организации работы по организации экспериментальной деятельности дошкольников;

•создать в группе эффективную развивающую среду, способствующуюэффективной организации экспериментальной деятельности дошкольников;

•привести в систему научно-методическую базу (дидактический материал, методические пособия и. т. д.);

•определить наиболее эффективные формы работы и методы педагогической диагностики уровня исследовательских навыков детей;

•повысить качество сотрудничества между воспитателями, и родителями воспитанников.

•Повысит теоретический и профессиональный уровня педагогов через овладение метода проекта для построения пед. процесса в работе с детьми.

Механизм реализации

Экспериментирование может быть организованно в двух основных моделях:

1. Совместная деятельность педагога с детьми :

- непосредственная образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей и строятся на принципах интеграции образовательныхобластей на основе комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

- совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

2. Самостоятельная деятельность детей

–свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающейсреды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересами позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

Формы работы

- целевые прогулки экскурсии

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно

приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка

появляется возможность экспериментировать в естественных условиях,

(опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)

Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем,

радугой.

-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)

Методы: - Словесный (беседа)

- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт («Радуга в комнате»,

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов

природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки,

направленные на познание.

- практический (опыты)

Опыт используется как способ решения познавательной задачи

Например, / на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя

есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что

снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. убедительно и

наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят,

что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто.

Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.

- объяснительно - репродуктивный (применяется при решении следующих

задач: * познакомить с чем-то.

* дать или расширить представления о чем -то.

- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической

деятельности. «Повторяй за мной»)

- метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в

разных условиях)

Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?»,

«Как освободить бусинки из плена?»

Для активизации процесса экспериментирования можно задавать

проблемные вопросы:

• Почему карандаш рисует, а палочка нет;

• Что будет, если снег принести в комнату?;

• Почему шарик катится, а кубик нет?;

• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый

мяч);

• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);

• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый

песок);

• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая

вода? (свойства воды);

• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);

• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней

растворяется краска);

• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного

цвета);

• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на

батарею) и т. д.

Приемы: - сообщение

- описание

- объяснение

- инструкции

- постановка вопроса

В реализации проекта используются традиционные методы и приемы обучения и методы направленные на повышение познавательной активностидетей. Наиболее эффективными методами и приемами в моей работе считаюте, которые обеспечивают деятельностный подход в обучении дошкольников.

Традиционные методы

Методы направленные на повышение

познавательной активности детей

Наглядные (наблюдения,экскурсии, рассматривание картин ииллюстраций)

Проектный

метод

(коллективный,индивидуальный детский проект, совместныепроекты детей с родителями)

Словесные (беседы, чтениехудожественной литературы,использование фольклорного

материала)

Метод проблемного обучения

(решениепроблемных ситуаций, поисковые и проблемные вопросы к детям

Использование карточек с методами исследования,

дидактических игр, дидактических пособий,

видеоматериалов

Практические (подвижные игры

и упражнения, опытническая

деятельность, труд в природе)

Метод игрового обучения (использование

игрового персонажа, игровой ситуации и

сюрпризных моментов, игровая деятельность детей)

Метод наглядного моделирования (предметные

модели, предметно-схематические и

схематические)

Детская исследовательская деятельность

Основное содержание исследований предполагает формированиеследующих представлений:

• свойствами воды- снега- льда, воздуха, бумаги, песка.

Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования в младшем дошкольном возрасте – это

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая

роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной

ситуации (вместе с педагогом);

- способность пристальному и целенаправленному расследованию

объекта;

- формирование начальных предпосылок исследовательской

деятельности (практические опыты).

Публикации по теме:

Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь»Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь» Цель: пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности. Развивать мотивацию каждого ребёнка к.

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Познавательный проект «Маленький исследователь на огороде» Актуальность темы проекта: Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект «Оформление детского участка и создание предметно-развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями»Проект «Оформление детского участка и создание предметно-развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями» Проект: «Оформление детского участка и создание предметно - развивающей среды при взаимодействии педагога с родителями» Автор проекта –.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Проект «Создание развивающей среды по сенсорному развитию младших дошкольников»Проект «Создание развивающей среды по сенсорному развитию младших дошкольников» Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Цель: развитие сенсорных способностей детей через дидактические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект развивающей среды ДОО по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь»
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 10:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД