Папки-передвижки

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Людмила Фомина
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №14 «АЛИСА» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Проект по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель: Фомина Л. Н. с. Урожайное 2023-2024 год.

Актуальность.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Развитие речи человека начинается с тонких движений пальцев рук. Лишь потом появляется артикуляция слогов. Поэтому кисть рук можно рассматривать как орган речи. М. М. Кольцова считает, что импульсация мышц рук так значительна только в детском возрасте пока идет развитие речи.

Поэтому особое внимание в своей работе уделяю развитию мелкой моторики рук. Большинство детей приходят в детский сад не разговаривая, не умея одеваться. Пальцы у детей как «деревянные» - не умеют застегивать и расстёгивать одежду, обувь. Именно от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Доказано, что мысль, глаза двигаются со скоростью рук. Поэтому необходимо для повышения работоспособности ребенка постоянно тренировать движения пальцев рук.

Тонкая моторика – это основа развития всех психических процессов: мышления, воображения, речи, памяти, внимания.

Мы можем с точностью сказать, что развитие мелкой моторики рук является неотъемлемой частью здоровьесбережения. Мы не только развиваем, но и сохраняем здоровье детей.

Методы, приемы и средства по развитию тонкой моторики должны проводиться систематически. Только в этом случае можно добиться нужного результата.

Информационная карта проекта.

Полное название проекта : «Ум на кончиках пальцев».

Автор проекта : Фомина Людмила Николаевна.

Продолжительность проекта : среднесрочный (октябрь-декабрь 2023 г.)

Тип проекта : познавательный, информационно-творческий, совместный, развивающий.

Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.

Возраст детей : 3-4 года.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи. С каждым годом растет количество детей, у которых наблюдается задержка речевого развития. Это связано с экологической ситуацией в мире, инфекционными заболеваниями, с неблагоприятным психологическим климатом в семье. Данный проект направлен на решение данной проблемы. Важно донести до родителей необходимость развития мелкой моторики рук детей. Будущее нашей страны зависит от развития подрастающего поколения.

Цель проекта : достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование здоровьесберегающих технологий.

Задачи проекта для детей :

1. Улучшать координацию движения кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Подобрать для развития мелкой моторики рук физминутки, игры, пальчиковую гимнастику, практические занятия. 3. Познакомить с нетрадиционными методами рисования, пластилинографией. 4. Развивать память, мышление, воображение. 5. Укреплять физическое здоровье детей.

Задачи проекта для педагогов :

1. Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения, в оформлении рисунков и работ, в организации выставки совместных с родителями поделок;

2. Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;

3. Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участью в проекте;

4. Активизировать творческий потенциал педагогов;

5. Активизировать педагогические умения родителей в жизни детского сада.

Задачи проекта для родителей :

1. Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;

2. Мотивировать к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности);

3. Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта;

4. Привлечь к пополнению развивающей среды.

Форма проведения итогового мероприятия проекта : выставка работ.

Название итогового мероприятия проекта : «Волшебство на кончиках пальцев».

Ожидаемые результаты проекта

Для детей :

• Активизация речевых процессов в результате проведенной работы.

• Улучшение мыслительной деятельности.

• Уметь одеваться и раздеваться самостоятельно, расстёгивать и застегивать пуговицы.

• Уметь проводить линии – длинные, короткие, прямые, волнистые.

• Уметь лепить из пластилина простые предметы.

Для педагогов:

• Расширятся возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет продуктивных, творческих методик;

• Повысится уровень сплоченности педагогического коллектива;

Для родителей:

• Расширятся возможности влияния родителей воспитанников на процессы воспитания детей;

• Нормализуется психолого-педагогическая атмосфера;

• Наладятся взаимоотношения с детьми;

• Родители получат возможность рационально использовать интеллектуальный, семейный потенциал для воспитания и образования детей.

Краткое содержание проекта :

«Ум – на кончиках пальцев».

Этапы проекта Действия

педагогов Действия детей Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов продуктов проекта) 1. Определение темы проекта, постановка цели и задач.

2. Перспективное планирование проекта.

3. Изучение методической литературы.

4. Выбор форм работы с родителями.

5. Выбор основных мероприятий.

6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

7. Подбор материалов для проведения бесед, консультаций.

8. Работа с интернет – ресурсами. 1. Ознакомле

ние с темой проекта.

2. Рассматрива

ют и играют в центре «Сенсорики».

3. Высказыва

ют свою точку зрения по данной теме. 1. Обсуждение с родителями проекта, целей проекта и средств реализации.

2. Принимают участие в пополнении развивающей среды.

Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) 1. Помогает детям в выполнении и оформлении рисунков и аппликаций. 2. Помогает правильно выполнять пальчиковую гимнастику, физминутки, самомассаж с помощью крупы, массажного мячика.

3. Дает рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей.

4. Оформляет вместе с детьми выставку работ. 1. Создание рисунков, аппликаций.

2. Рисование по трафаретам.

3. Шнуровка.

4. Лепка из пластилина и теста.

5. Манипуляции с мелкими предметами.

6. Выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

7. Пазлы., игры с прищепками.

8. Нетрадиционные техники рисования ватными палочками, печатью из картофеля, пальчиками.

9. Рисование песком. 1. По рекомендациям педагогов родители оказывают помощь детям в изготовлении поделок или рисунков.

2. Проводят с детьми дома пальчиковую гимнастику.

3. Рисуют и лепят с детьми.

4. Дают детям дома пересыпать и перебирать крупу, бобовые.

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) 1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Выставка «Волшебство на кончиках пальцев».

3. Итоговая презентация «Ум- на кончиках пальцев». 1. Подготовка к выставке «Волшебство-на кончиках пальцев»

Системная паутинка по проекту :

«Ум – на кончиках пальцев».

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно - ролевые игры (пальчиковый и кукольный театр) :

«Репка», «Колобок», «Золотое яичко», «Теремок», «Маша и три медведя».

Дидактические и настольные игры:

«Веселая шнуровка», «Собери картину», «Перебери крупу», «Мозайка», «Собери пирамидку», «Веселые прищепки», «Кто что ест», «Разноцветные медвежата», «Веселые цветочки».

Познавательное развитие • Подбери по величине.

• Подбери по цвету.

• Собери матрешку.

• Собери пирамидку.

• Конструктор «Цветочная поляна».

«Веселая гусеница».

«Накорми животное».

Художественно-эстетическое развитие • Нетрадиционное рисование оттиском из картофеля «Чашка».

• Пластилинография «Матрешка».

• Рисование ватными палочками «Узор для чашки».

• Рисование пальчиками «Дерево дружбы».

• Рисование ватными палочками «Виноград».

• Аппликация «Сердечко для мамы».

• Пластилинография «Елочный шарик».

• Песочная терапия.

Речевое развитие • Разучивание слов пальчиковой гимнастики, физминуток, динамических пауз.

• Формировать умения детей общаться друг с другом и со взрослыми.

Развивать умения слушать речь, отвечать на поставленные вопросы, соотносить слова с действиями пальцев.

• Обогащать словарный запас детей.

• Учить согласовывать слова в предложении.

• Формировать умения правильно произносить звуки.

Физическое развитие Пальчиковая гимнастика:

«Палочка –скакалочка»

«Семья».

«Тук, тук».

«Осенние листья»

«Этот пальчик маленький»

«Еж с ежатами».

«Сорока-сорока».

«Транспорт».

«Гудит машина».

«Капуста».

«Пирог».

«Забавы»

«Снеговик».

«Лепим ком».

«Мы с тобой снежок слепили».

Массаж с помощью массажного мячика, природного материала.

Работа с родителями • Организация индивидуальных бесед и консультаций;

• Организация информационных стендов в родительском уголке по теме проекта;

• Помощь родителей в сборе и обработке информации по теме «Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук»;

• Лепка и рисование с детьми дома.

• Привлечение родителей к пополнению развивающей среды.

Полученные результаты проекта :

Для детей : положительная динамика развития мелкой моторики у детей.

Для педагогов:

• Расширились возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет продуктивных, творческих методик.

Для родителей:

• Родители проявляли заинтересованность в творческом процессе.

• Родители с удовольствием принимали участие в пополнении развивающей среды.

• Рисовали, лепили с детьми дома. Перебирали с ними крупы.

Результаты проекта :

В течение проекта удалось выполнить все поставленные задачи. А именно: дети научились снимать, выворачивать, складывать и одевать одежду. Разминать пластилин и лепить. Улучшилась мыслительная деятельность. Дети - «молчуны» заговорили. Наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики у всех детей.

Не возникло проблем с привлечением родителей к участию в образовательном процессе. Наоборот, родители были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь в реализации нашего проекта.

Предметно-развивающая среда пополнилась новыми дидактическими играми, новыми познавательными материалами.

На мой взгляд, нам удалось создать радостный настрой детей, никто не остался равнодушен к предложенной работе. Дети и родители готовились к занятию с воодушевлением и желанием. Дети выбрали для себя ту деятельность, которая им ближе и больше всего нравится.

Систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению речевого развития, мыслительной деятельности, способствует сохранению психического и физического развития.

Список используемой литературы.

1. О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь». Санкт- Петербург. Издательский дом «Литера». 2019 год.

2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] - М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004г.

3. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики [Текст] : учебное пособие для воспитателей. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2008 г.

4. Дошкольная педагогика № 2- 2009г., № 9- 2006г., № 3- 2005г. :научно- практический журнал. - Петербург

5. Дошкольное воспитание № 2, № 3- 2005г., № 2- 2008г., № 1, № 2- 2009г. :научно- методический журнал. - Москва

6. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста(1-3 года).).Методическое пособие для родителей и воспитателей. -М. :Мозаика-Синтез,2007.-64с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 января 2024 в 23:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД