Получи документы

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Светлана Григорьева
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Актуальность.

В современном мире наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. С каждым годом в дошкольных учреждениях все больше и больше таких детей, требующих своевременной квалифицированной помощи педагогов и родителей.

Всем известно, что нарушения речи, влияют на общее развитие ребенка в целом, его поведение, мышление, общение с окружающими его людьми. Чаще всего у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики рук.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников является одной из составных частей здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Проект направлен на работу с детьми, с недостатками речевого развития и недостаточными навыками развития мелкой моторики рук, посещающих дошкольное учреждение, и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный; срок реализации - сентябрь.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь – апрель.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации – май.

Цель – подведение итогов работы, отчет о проделанной работе.

Цель проекта :

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

• Повысить уровень владения практическими навыками в вопросах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

• Создать условия для развития мелкой моторики рук у детей в играх и специальных упражнениях;

• Создать картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;

• Повысить уровень знаний педагогов и родителей ДОО о использовании здоровьесберегающих технологий в развитии детей, в частности о развитии мелкой моторики рук, и внедрить их в НОД и в различные режимные моменты;

• Привлечь родителей и педагогов ДОО для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию здоровьесберегающих технологий в развитии детей.

Принципы реализации проекта :

Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами;

Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.

Принцип развивающего развития реализуется на основе положения о ведущей роли в развитии воспитанника в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику в зависимости от характера;

Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого участника (воспитанника, определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.

Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.

Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.

Условия реализации проекта :

Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Насыщение развивающей среды в ДОО (подборка игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей, организация уголка по развитию мелкой моторики рук в группе и логопедическом кабинете);

Создание системы просветительской деятельности с родителями.

Насыщение проекта различными формами совместной деятельности детей, родителей, педагогов.

Активное включение в работу педагогов детского сада.

Ожидаемые результаты:

I. Повышение у детей уровня практических навыков в вопросах

развития мелкой моторики и координации движений рук.

II. Создание системы работы с детьми по развитию мелкой

моторики рук.

Выстраивание перспективного плана работы.

Подборка и оформление материала по теме.

III. Повышение уровня теоретических знаний и практических

умений у родителей и воспитателей по теме проекта;

Участие родителей и воспитателей в формировании устойчивых

навыков у детей.

Перспективный план реализации проекта :

Сентябрь

Подготовка к разработке и реализации проекта : подбор, изучение и анализ методической литературы по теме проекта.

Мониторинг развития мелкой моторики рук у детей.

Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме проекта.

Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.

Подбор и систематизация консультационного материала для педагогов ДОО и родительского уголка.

Октябрь

Выступление на родительском собрании с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников».

Оформить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у дошкольников для родительского уголка, картотеку пальчиковой гимнастики для работы с детьми.

Консультация для родителей и воспитателей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.

Ноябрь

Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.

Подготовить консультации для родителей и педагогов «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики». Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики рук в группе и логопедическом кабинете.

Выставка новинок логопедической литературы по теме проекта.

Декабрь

Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.

Семинар-практикум для родителей «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»

Подготовить консультацию для родителей и педагогов «Развитие графических навыков у дошкольников».

Январь

Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.

Подготовить информационную страничку для родительского уголка «Игры на кухне».

Буклет для родителей и воспитателей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук».

Выставка игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Февраль

Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.

Передвижная папка для родительского уголка «Зачем нужны шнуровки».

Консультации для родителей и воспитателей «Игры с песком или песочная терапия», «Подготовка руки к письму».

Март

Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.

Передвижная папка для родительского уголка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук».

Консультации для родителей и воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора», «Фольклорные пальчиковые игры».

Апрель

Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.

Информационная страничка для родительского уголка «Конструирование из строительного материала».

Передвижная папка для родительского уголка «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Май

Фотоотчет для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей на логопедических занятиях».

Итоговый мониторинг развития мелкой моторики рук у детей.

Примерные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Фольклорные пальчиковые игры.

2. Самомассаж.

3. Ниткография. «Нитки». «Верёвочки».

4. Работа с песком.

5. Рисование на крупе.

6. Игры с пуговицами.

7. Оригами.

8. Развитие графических навыков. «Нарисуй рисунок по точкам». «Обведи рисунок по точкам».

9. «Выложи фигурку» (фасоль, горох, боб, камушки, пуговицы).

10. «Игры с кубиками».

11. Пазлы.

12. «Покатай жёлудь» (орех, карандаш, бигуди, мячик).

13. Игры с мозаикой.

14. «Собери бусы».

15. «Выложи узор».

16. «Волшебные палочки» (выкладывание по схемам).

17. «Обведи и заштрихуй предмет» (работа с трафаретами).

18. «Шнуровки».

19. «Перекаты с шиповаными мячами», Су-Ждок.

20. Игры с мелким конструктором

21. «Логопедические бусы»

22. «Веселые прищепки»

Список используемых источников

Литература:

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2000. – 192 с.

2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г. – 96 с

3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : Издательство «Эксмо», 2006.

4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург. 2001. – 208 с.

5. Теплякова О. Н. Обучающие игры. М., 2008. – 128 с.

6. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. Москва 2012. – 64с.

7. Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры. Москва. 2007. – 186 с.

Фотографии из личного архива автора.

Интернет-источники:

https://logoped18.ru/

https://www.logos-cds.ru/

https://www.autogallery.org.ru/

https://portfolio2017.jimdo.com/

https://dohcolonoc.ru/

https://vospitatel.com.ua/

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик»Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.

Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаДидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Григорьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 октября 2020 в 20:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД