Лучший педагог года

Проект по экологическому воспитанию «Разноцветная осень»

Цаплина Юлия
Проект по экологическому воспитанию «Разноцветная осень»

Проект по экологическому воспитанию

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида № 222»

Проект

по экологическому воспитанию

«Колокольчик»

«Разноцветная осень»

Воспитатели : Цаплина Ю. А.

Саратов 2021 г.

Информационная карта проекта.

Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Разноцветная осень“» размещена в разделах

1. Полное название проекта : «Осень разноцветная».

2. Автор проекта : воспитатели

3. Вид, тип проекта : групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.

4. Цель, направление деятельности проекта : Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

5. Краткое содержание проекта :

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.

Анализ поведения человека в природе осенью.

Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, позновательно - исследовательской.

Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

6. Сроки проведения: сентябрь - ноябрь 2018г.

7. Количество участников проекта : 25 ребенка.

8. Возраст детей: 4 года (средняя группа).

9. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

10. Ожидаемые результаты (продукт проекта) :

• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;

• совершенствование экологической среды группы и клумб детского сада, древонасаждения;

• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

• оформление картотеки наблюдений;

• конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

• праздник Осени;

• ведение бесед с детьми о наблюдениях.

План - схема осуществления проекта "Осень разноцветная"

(средняя группа)

Образовательные области программы Виды детской деятельности.

Познание Беседы об осени. (Приложение 1)

Д / и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает»,

Задания на сравнения (Приложение 2)

Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью» (Приложение 3)

Рассматривание альбома «Времена года», Презентации про осень.

Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», п / и «Тучи дождевые.

Социально-коммуникативное развитие и речевое развитие Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».

Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».

Комплекс упражнений: «Деревья»

Игра лабиринт «Куда упали листья».(Приложение 4)

Беседа по вопросам о времени года - осень

Развитие речи Пословицы, загадки, поговорки, потешки.

Чтение и заучивание стихотворений об осени.

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»).

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Яблоко спелое красное», «Кисть рябины, гроздь калины», «Тучи по небу бежали»

Лепка «Во саду ли в огороде», «Фрукты».

Аппликация «Листопад и звездопад»

Создание коллажа из осенних листьев.

Рисование паучка и рябиновый ветки.

(Приложение 5)

Социально-коммуникативное развитие и физическое развитие Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игры – драмматизации по произведениям «Репка».

Игра «Что нам осень принесла».

Д / и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты».

П / и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».

«Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.

Художественно-эстетическое развитие Слушание: И. П. Чайковского «Времена года»

Разучивание песен об осени

Развлечение «Осень-Несмеяна»

Психологические этюды «Танец осенних листочков», «Грибочки», «Цветочки», «Лягушка», «Танец с зонтиками», «Тучка».

Литература :

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. :Детство – Пресс, 2002

2. Занятия по развитию речи с детьми 4-5 лет / В. Гербова. – М. :Просвещение, 1987.

3. Овсяник Н. В. Развивающее обучение для дошколят. Минск: Аверсэв, 2003.

Приложение 2

1. Повторение стихотворения.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

2. Беседа по вопросам.

- Как называется первый осенний месяц? — А второй?

- Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?

- На улице тепло или холодно?

- Солнце часто светит?

- Дожди часто идут?

- Дожди теплые или холодные?

- Трава растет или засыхает?

- Что происходит с листьями на деревьях?

- Какую одежду носят люди?

3. Сравнение.

Задание:

а) Закончите предложения:

В октябре было тепло, а сейчас -. (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас - ,. (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас -. (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас -. (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает. (первый снег,

б) Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Летом солнце яркое, а осенью. Летом небо светлое, а. Летом день длинный, а. Летом деревья зеленые, а. Летом люди одеваются легко, а. Летом колхозники растят урожай, а.

в) Найдите ошибки:

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев.

4. Описание поздней осени.

Воспитатель. Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небе серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду,

Дети по образцу описывают осень.

5. Заучивание стихотворения.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Приложение 4

Игра-лабиринт «Куда упали листья?».

Дети на картинке-лабиринте определяют, куда упали лист клена, дуба, рябины.

Приложение 1

Беседы. Знакомство с приметами осени.

Сентябрь

1. Чтение стихотворения

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо

1. Знакомство с приметами ранней осени.

Воспитатель : Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Октябрь

Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень».

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

2. Признаки «Золотой осени».

Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы: - Какое время года изображено на картинке? Какой осенний месяц? Почему вы так думаете

Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях? Где находите!

люди? Что они делают? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле!

Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?

Ноябрь

1. Чтение стихотворения

Скучная картина!

Тучи без конца, дождик льется,

Лужи у крыльца.

1. Описание поздней осени

Воспитатель. Поздней осенью становится холдодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Приложение 3

Цикл наблюдений, эксперименты…

«Ветер подул»

Цель:

• Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени : холодный ветер.

• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.

Активизация словаря детей: ветер.

Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее дерево, дерево качается, ветви наклонены.

Ход наблюдения.

- Сравните две картинки:

Чем они отличаются?

-Почему ветви у дерева наклонены?

- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки).

Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.

-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)

- Что заставляет тучи мчаться?

- Какая погода? Ветрено?

- Покажите карточку из календаря.

Ветер подул

Хлопнул ветер дверью сильный

Ветер громкий, ветер сильный,

Он с деревьев листья рвет,

Пыль несет он в огород.

Деревце в окно стучится

Может всякое случиться.

С. Егоров

-Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?

Какой осенний ветер?

Ветрено, ветрено

Вся земля проветрена!

И. Токмакова

Наступила осень – листья пожелтели»

Цель:

Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.

• Развитие внимания.

Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.

Оборудование:

Ход наблюдения.

Дети наблюдают за кленом.

- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.

Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П. Молчанова.

… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.

Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:

- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?.

Пролетела мимо сорока, затараторила;

- Откуда здесь такое яркое деревце?

И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.

И тут молоденький клен понял:

Это наступила осень.

Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.

Отгадайте загадку:

Висят на ветке золотые монетки.

(осенние листья)

В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.

Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, спирею (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).

«От воды туман»

Цель:

• Знакомство детей с осенним явлением : туман.

• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.

Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.

Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой.

Ход наблюдения.

Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом:

- Это туман.

- Какой он?

- Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите.

Потемнели ветви,

Из воды туман

Гонит тучи ветер

Из холодных стран.

В. Степанов

- На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман.

Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года.

Рассказ ворона о тумане:

Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.

- Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный.

Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно.

Если туман прижмется к земле – жди солнца.

Ворон: Сегодня будет ясно.

(Дети наблюдают за растворением тумана).

Осень

Осень в белые туманы

Сад хоронит по утрам.

Ни дорожек, ни поляны –

Ничего не видно нам.

Понапрасну, где-то с крыши

Кукарекает петух:

Осень будто и не слышит

И туман как-будто глух!

Понапрасну лает в будке

Рассердившийся Буян

И не дует осень в дудки,

И туман, как есть туман!

Но лишь солнце острым, светлым

Первым выстрелит лучом –

Осень к речке, старым ветлам

Подбирается бочком.

И туман снимает белый –

Полотно за полотном:

Сад умытый, свежий, целый

Вновь мы видим за окном!

Е. Городецкий

Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).

- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.

«Дождь и снег»

Цель:

• Формирование представлений детей об осени по существенным признакам сезона: основные осенние явления (в октябре снег и дождь, хмурое небо).

Воспитание интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.

Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно.

Обогащение словаря: октябрь.

Оборудование: модель конструктор (кружочки маленьких размеров из картона холодных тонов, часть кружков с прорисовкой снежинок).

Ход наблюдения.

- Что у нас над головой?

- Какое сегодня небо: ясное или пасмурное?

- Видно ли на небе солнце?

- Дует ли ветер?

- Холодная или теплая погода?

- Почему вы одеты тепло, рукавицы на руках?

- Расскажите про пасмурную осеннюю погоду. (Дети слушают рассказ 1-2 детей).

Осенью небо низкое, темное, синее, фиолетовое, серое. Тучи большие, медленно плывут по небу.

- На что похожи тучи?

Я смотрю на небо и представляю грозное, холодное, бушующее море, по нему плывет пароход, из трубы валит серый дым клубами.

-У-у-у – воет ветер, гудит пароход.

- А вы, что представляете?

- Что несут тучи?

- Какой дождь осенью : крупный или мелкий, моросящий?

- Дождь теплый или холодный?

Сегодня холодный, моросящий, колючий дождь.

Дети наблюдают за дождем со снегом, выкладывают модель дождя со снегом: сначала вверху стола выкладывается туча из маленьких кружков. На сигнал «дождь», дети передвигают отдельные капельки – кружки вниз; на слова «снег» - передвигают кружочки со снежинкой; на слова «дождь и снег» - выбирают 2 вида карточек.

Дождик

Дождик, дождик моросит осенний. Кружочки – капельки. Сеет дождик через сито дым серый.

Дождь художник: он рисует лужи, Выкладывают лужи из

И на трубах он играет не хуже дождинок

Вот и серый снег пошел, лег густо. Кружочки - снег

До чего же хорошо и грустно. Сугробы

Р. Сэф

В народе есть примета – если снег упал днем – он растает.

«Где же солнышко?»

Цель:

• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).

• Развитие внимания, речи.

Активизация словаря детей: солнце, холодно.

Оборудование: игрушка – заяц.

Ход наблюдения.

К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.

Воспитатель : Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.

Осенью

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет

Дождик моросит.

А. Плещеев

- Какая погода осенью : холодная или теплая?

- Когда бывает тепло?

- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?

- Протяните ладони: тепло ли вам?

Солнце не блестит, не яркое.

Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.

- Узнаем, теплое ли солнце?

На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).

Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.

ОКТЯБРЬ – грязник.

Почему его так называют?

Отметим в календаре природы солнце (дети выбирают карточку с малым количеством лучей).

Публикации по теме:

Фотоотчет по экологическому воспитанию в средней группе «Осень золотая»Фотоотчет по экологическому воспитанию в средней группе «Осень золотая» Знакомство с окружающим миром проходит в комплексе с различными областями образовательной деятельности. В соответствии с стандартами ФГОС.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в страну Осень» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе путешествия по стране Осени. Задачи: помочь увидеть многоцветие осени; учить.

Познавательно-информационно-творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек»Познавательно-информационно-творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек» Познавательно-информационно -творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек» ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой.

Проект «Осень разноцветная» для среднего дошкольного возраста 1. Название проекта: «Осень разноцветная». 2. Проблема проекта: какие подарки принесла осень? 3. Цель проета: помочь увидеть многообразие.

Проект по экологическому воспитанию «Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа»Проект по экологическому воспитанию «Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа» Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения.

Проект по экологическому воспитанию «Волшебство воды» для младшей группыПроект по экологическому воспитанию «Волшебство воды» для младшей группы Актуальность проекта: В дошкольном возрасте закладываются основы, в том числе отношение к природе. Детский сад проводит непрерывное экологическое.

Проект по экологическому воспитанию «Возьми себе в привычку наблюдать за птичкой»Проект по экологическому воспитанию «Возьми себе в привычку наблюдать за птичкой» Цель проекта: расширение, уточнение представлений детей о птицах, об изменении образа жизни птиц в разное время года. Задачи: 1. Формировать.

Проект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группеПроект «Вкусные тарелочки» по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе Цель: Формирование у детей дошкольного возраста экологических представлений через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом»Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом» Проект "Зеленый дом" Тема проекта: "Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста". Руководитель проекта:.

Тематический проект «Осень разноцветная» в средней группе ДОУТематический проект «Осень разноцветная» в средней группе ДОУ Актуальность проекта: Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию «Разноцветная осень»
Опубликовано: 17 мая 2021 в 10:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД