Получи документы

Проект «Прогулка в лес» (старший дошкольный возраст)

Елена Солонович
Проект «Прогулка в лес» (старший дошкольный возраст)

Проект «Прогулка в лес»

Цель. Познакомить детей с правилами поведения в природном заповеднике.

Задачи. Уточнить представление об экологических запретах, помочь не только осознать, но и прочувствоватъ правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения. Развивать наблюдательность, творческое воображение. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть ее красоту и неповторимость.

Занятие 1

Цель. Учить беречь деревья. защищать их.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую стуацию

Публикация «Проект „Прогулка в лес“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Дети получают письмо от Винни-Пуха: «Я попал в беду. Вы знаете, как я люблю мед? Конечно, знаете. Вот я и отправился в лес за медом, а по пути наделал много ошибок: обижал лесных жителей. За это Старичок-Лесовичок оставил меня в своем лесу. Я очень-очень хочу домой. Помогите мне!». К письму приложена записка от Старичка-Лесовичка : «Если вы хотите выручить Вини-Пуха, помогите исправить ему все его ошибКи!». К записке приколота «карта ошибок Винни-Пуха» (знаки поведения в природе).

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи

Воспитатель. Что же нам делать? Как вернуть Винни- Пуха домой?

Дети. Надо помочь Винни-Пуху исправить все ошибки. Тогда он вернется домой.

З. Работа над проектом (проходит поэтапно)

Первый этап. Воспитатель направляет детей на поиск решений

Дети совместно с воспитателем рассматривают первую модель-ошибку (в круге изображена рука, ломающая цветущую ветку дерева).

Воспитатель. Вы догадались, какую ошибку совершил Винни- Пух? Можно-ли ломать ветки деревьев? Почему нельзя? Кто может объяснить?

Ответы детей. Растения - живые существа. Листья играют важную роль: они ды-шат и дают нам кислород, задерживают пыль. Где много растений, там легко ды-шитcя. А растений много в лесу, парке, оранжерее, саду, а еще в тех домах, где выращивают растения.

Воспитатель. Надо помнить и о красоте растений, которую можно нарушить, обламывая ветви (показывает слайды цветущей черемухи, сирени, вишни, шиповника, липы и т. д.). Эти деревья и кустарники часто страдают именно из-за своей красоты.

Дети (после обсуждения). Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников.

Воспитатель на модели-знаке ставит красный крест - запрет.

Далее дети обсуждают вторую ошибку Винни-Пуха, рассматривая следующий знак (в круге рука человека с ножом, повреждающая кору дерева).

Воспитатель. Догадались, какую ошибку совершил Винни-Пух? Можно наносить вред коре дерева? Почему нельзя? (Ответы.) Известно, что ребята, да и некоторые взрослые, нередко вырезают на коре надписи, например свои имена, делают разные отметины. Как вы к этому относитесь?

Дети. Это очень вредит деревьям: через ранку вытекает сок - дерево может засох-

нуть, под кору могут проникнуть микробы, на месте повреждения могут вырасти грибы-трутовики, которые будут высасывать сок из дерева. Все это является причиной заболевания деревьев и даже их гибели.

Воспитатель приглашает детей на прогулку - к березке на участке детского сада.

Второй этап. Поиск решений

Дети подходят к березке (на ее стволе - рисунок - «мнимая рана», на ветке кото-рой висит письмо: «Дорогие ребята, наконец-то вы ко мне пришли! Уж так я вас ждала, так ветками качала, чтобы вы меня услышали. Кто-то приходил, сделал надрез на коре, собирал сок. Я 6оюсь заболеть и погибнуть. Помогите мне. Ваша березка»

Воспитатель. Как вы думаете, можно собирать березовый сок?

Дети. Можно. Мы видели, как это делают. Покупали в магазине банки с березовым соком.

Воспитатель. Значит, вы думаете, что можно собирать березовый coк? Я вот что скажу по этому поводу. В парках, лесах, самовольный сбор сока запрещен. Промышленная же его заготовка проводится в местах, где лес отведен под выpy6ку. Ведется заготовка сока по строгим правилам с помощью специальных приспособлений; так чтобы ущерб дереву был небольшой. А еще сок заготавливают из пней, оставшихся после вырубки деревьев. Как мы с вами можем помочь березке? (За6интовать ее ранку.)

Дети вместе с воспитателем бинтуют ствол березы.

Воспитатель. А чем мы можем порадовать березку?

Дети водят вокруг березы хороводы. «Во поле береза стояла», «Ты не радуйся, ты не дуб, не клен, играют в «Гори, гори ясно», читают стихотворения (П. Воронько. «Березка»; Г. Демченко. «Березонька», ведут хоровод «Березка» (муз. Т. Попатенко. сл. Ж. Агаджанова).

Воспитатель. Я думаю, мы развеселили березку и порадовали ее. А чтобы нашу березку не обижали, мы повесим вот такой запретный знак. (В круге нарисована перечеркнутая красным банка, в которую капают капли из надреза на коре) О каком запрете этот знак? (Не повреждай кору деревьев, не собирай березовый сок. Помни: это вредит дереву)

Занятие 2

Цель. Дать представление о том, что ядовитые грибы могут быть полезными; объяснить: большинство растений прорастает из семян, которые образуются на месте цветка (сорванный цветок семян не оставляет).

Ход занятия

Третий этап. Решение проблемных ситуаций

Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных грибов и спрашивает: «Любите ли вы грибы?». После ответов детей предлагает «поехать в лес!».

Воспитатель. Вот мы с вами и приехали на станцию «Грибные загадки». Сейчас проверим, знаете ли вы грибы. Отгадайте загадки.

Этот гриб нарядный.

Растет с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет. (Подосиновик.)

Этот грибок -

Березы сынок

Кто его найдет,

Всяк в лукошко кладет. (Подберезовик.)

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята.

Называют нас. (Опята.)

Воспитатель предлагает детям следующую модель-знак (в круге нарисована но-га, пинающая мухомор).

Воспитатель. Оказывается, Винни-Пух в лесу ногой сбивал мухоморы. Правильно ли это?

Мнения детей разделяются: одни считают: правильно, так как это ядовитые грибы, другие с ними не соглашаются.

Воспитатель. Незнакомые и несъедобные грибы не собирают, но и не топчут, не сбивают ногами. Они нужны.

Для человека мухоморы вредны, а вот для лесных жителей они служат пищей и лекарством. Например, заболевший лось заходит в ельник, находит среди елочек мухоморы и поедает их. Мухоморы - лосиное лекарство!

Знает лось лесное царство,

Он зайдет в смолистый бор,

Здесь найдет свое лекарство:

Ярко-красный мухомор.

Сороки-белобоки и другие птицы тоже лечатся мухоморами. Предлагаю вам с помощью родителей узнать, какие еще птицы лечатся мухоморами, и зарисовать их. Грибы своей подземной частью - грибницей - срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать воду и вещества, необходимые для роста. А еще грибы являются санитарами леса: они помогают разлагаться растительным остаткам. Как вы считаете, какой гриб очень красивый? Верно, мухомор, яркий и нарядный. Что мы с вами скажем Винни-Пуху?

Дети. Нельзя сбивать грибы в лесу, даже несъедобные.

Воспитатель. Запомните: грибы очень нужны в природе. Это правило.

Организуется игра «Не навреди лесу»

На полу расставлены фишки: красные (мухоморы) и других цветов (съедобные грибы). Съедобные грибы нужно собрать в корзину, но так, чтобы ни один мухомор не упал. Дети делятся на подгруппы и делают это по очереди.

Воспитатель предлагает детям дома вместе с родителями вспомнить пословицы, поговорки и приметы о грибах.

Затем дети «возвращаются вдетский сад», и воспитатель приглашает их на про-гулку.

Дети располагаются на лужайке среди цветущих одуванчиков, Воспитатель предлагает им полюбоваться ими и вспомнить стихотворение Е. Серовой «Одуванчик». Дети загадывают друг другу загадки и читают стихи:

Летающий цветок.

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвел и стал похожим

На пушистый белый дым.

Он летит над теплым лугом

И над тихою рекой

Одуванчику, как другу,

Долго я машу рукой:

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна. В. Степанов.

ЗАГАДКИ:

Был цветочек золотой Горел в траве росистой

За неделю с тал седой Фонарик золотой

А денечка через два Потом померк, потух

Облысела голова И превратился в пух.

Пушистый, белый Когда идешь тропинкою,

А не зайчик. Куда ни глянь в лугах

Это просто…. Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

Воспитатель. Посмотрите на следующий знак (в круге нарисованы луговые цве-ты). Мне кажется, Винни-Пух искал мед на лугу. Как он это делал? Рвал и топтал цветы. Можно так делать? Нет? Объясните почему (Ответы.) Любой цветок, выросший на лугу, связан с другими обитателями луга. Он здесь дома. Ему здесь хорошо. К нему прилетают бабочки, пчелы. После цветения появляются плоды с семенами. Они попадают в землю, и на этом месте вырастают новые растения. Если вы сорвете цветок, то семян от него не будет, и таких цветов будет все меньше и меньше. Хорошо, что одуванчиков много, а пред ставьте себе: мы сорвем какое-нибудь редкое растение. Что будет? (Со временем такие растения совсем пропадут.) Поэтому рвать редкие цветы в природе нельзя. Ими можно только любоваться.

Сорванный цветок быстро увядает. Давайте в этом убедимся. Пусть каждый сорвет по желтому одуванчику Что ж, букет готов!

Дети возвращаются в группу и ставят одуванчики в воду. В конце дня воспита-тель обращает внимание детей на то, что головки nоникли - букет завял.

Воспитатель. А на фоне зеленой травки одуванчики были очень красивы. Хоть их и много было, но рвать не стоило. Тем более нельзя рвать цветы, которых уже мало. Так имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

4. Постановка новой проблемы.

Воспитатель. Вы слышали что-нибудь о Красной книге? Для чего она нужна? (Предположения детей.) Узнайте у родителей о Красной книге. О том, какие растения оказались в ней. А затем мы с вами сделаем свою Красную книгу. В ней мы разместим (нарисуем, приклеим картинки) растения, которые уже знаем, и растения, с которыми еще познакомимся, а также неизвестные нам грибы; запишем пословицы и приметы о них. А когда встретимся с Винни- Пухом, подарим ему нашу Красную книгу, а также все наши знаки, чтобы он запомнил правила поведе-ния в природе и никогда их не нарушал.

Занятие 3

Цель. Учить заботиться о лесных животныx и птицах, закреплять знания правил поведения в природе.

Занятие проводится на участке, в «уголке леса», где развешаны и зaмаскиро-ваны знаки правил поведения в природе.

Ход занятия

Четвертый этап. Исследовательский

Дети проходят между деревьями. Видят: на сучке висит круг, в нем рука с пал-кой, сбивающая паутину.

Воспитатель. Наверное, наш Винни-Пух запутался в этих нитках. Что это такое? (Паутина.) Откуда она взялась? (Ее сделал nаук.) А вы знаете, для чего паутина нужна пауку?

Дети. От паутины в домик к пауку идут нити. Паук сидит в домике и ждет, когда в его сети попадет муха или еще какой-нибудь ротозей.

Воспитатель. Кто еще может попасть в паутину? Чем паук питается? Кто из вас знает, пауки полезные или нет? (Ответы.) Правильно, пауки уничтожают комаров, мух, тлей и других насекомых, которые вредят человеку и его хозяйству Значит, какое правило мы с вами можем из этого вывести?

Дети. Не обрывай паутину и не убивай пауков. (На знаке рисуют запрещающий красный крест.)

Воспитатель. А вы знаете, что существует очень много разных пауков? Дома вместе с родителями постарайтесь почитать о пауках и зарисовать их, а когда при-

дете в детский сад, расскажете, кто и что узнал нового.

Дети идут дальше и видят на кустах другой знак (в круге нарисован сачок для ловли бабочек).

Воспитатель. Видимо, этот сачок здесь оставил Винни-Пух. Он ловил бабочек

А может быть, и еще кого-то? (Пчел, стрекоз, шмелей.) А вам приходилось ловить бабочек сачком? Как вы думаете, это хорошо или плохо? Объясните.

Дети. Насекомых ловить нельзя: они нужны природе. Пчелы и шмели с утра до вечера собирают нектар, из которого получается мед.

Воспитатель. Бабочки не просто украшают наши луга и поля, но и приносят пользу: как пауки, ткут тончайшие нити из них потом получают натуральный шелк

Дети. Значит, нельзя ловить бабочек, пчел, стрекоз и других насекомых.

Воспитатель. Предлагаю дома зарисовать понравившихся вам бабочек и насеко-мых и принести эти рисунки в детский сад.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на новый знак, расположенный на пне (в круге нарисована рука с палкой, разоряющая муравейник).

Воспитатель. Как вы думаете, что это за дом? Кто в нем живет? (Муравьи.) Види-мо, Винни- Пух решил здесь полакомиться муравьями. А вы знали раньше, что медведи любят муравьев? Медведи запускают в муравейники свой длинный язык и ждут, когда муравьи облепят его, а потом проглатывают их всех разом. Вот и наш мишка не исключение. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. «Население" одного муравейника такое же, как население небольшого городка. У каждого свои обязанности: одни выводят потомство, другие - рабочие муравьи кормят это потомство, третьи --- муравьи-солдаты защищают владения и границы своего муравейника. Как вы думаете, какую роль в природе играют муравьи?

Дети. Муравьи питаются мелкими насекомыми (которые приносят вред человеку). За одно лето они истребляют их множество.

Воспитатель. А еще муравьи выделяют кислоту, которой лечатся животные, птицы и человек. Некоторые птицы прилетают к муравейнику специально для того,

чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазав перья муравьиной кисло-той. Представьте себе: если разрушить муравейник, то целый город этих насекомых останется без жилья. Представьте, что мы с вами окажемся на улице и у нас не будет дома. Это хорошо или плохо?

Дети ставят на знаке запрещающий крест: «Нельзя разорять муравейник!». Подходит к дереву, на котором три знака: у земли круг, в котором изображена рука, протянутая к ежу; на ветке - рука, протянутая к птенцу; выше, в третьем круге, нарисованы две руки, берущие гнездо птицы с яйцами.

Воспитатель. Видите, и здесь Винни-Пух оставил свои следы. Попробуйте объ-яснить, что обозначают эти знаки?

Дети. Нельзя ловить животных в лесу и приносить их домой. В неволе они погибнут: неволя не заменит животным их природного дома. Нельзя разорять птичьи гнезда и приносить птенцов домой - они точно погибнут: птенцов кормят взрослые птицы-родители, в неволе прокормить их невозможно.

На всех трех знаках дети рисуют запрещающий крест красным цветом. Каждый ребенок говорит по одной строке из стихотворения Е. Каргановой:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась.

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах poca

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной колючий еж,

Чтобы белочка скакала.

Чтобы радуга сверкала.

Чтобы летом лил веселый дождь!

5. Презентация

Дети готовят к презентации. Красную книгу: вклеивают в нее запрешающие зна-ки, размещают свои рисунки, стихотворения, загадки, приметы и т. д.

Завершается проект песней «Это называется природа» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского).

Публикации по теме:

Детский проект «Лук — он враг или друг?» (продолжение) старший дошкольный возраст ВидеоДетский проект «Лук — он враг или друг?» (продолжение) старший дошкольный возраст Видео Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я снова продолжу тему "детский проект" и предлагаю Вам видео. Правда оператор из меня не ахти,.

Детский проект «Лук — он враг или друг?» (старший дошкольный возраст) ВидеоДетский проект «Лук — он враг или друг?» (старший дошкольный возраст) Видео Название проекта:"Лук - он враг или друг?"Вырос я на грядке Характер мой гадкий. Куда не приду всех до слёз доведу. Ф. И. ребёнка: Галяшина.

Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст)Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст) Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития.

Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возрастМатематика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.

НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст)НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.

Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст)Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст) Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный руководитель Проект «День Победы» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых.

Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет.Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Проект " Овощи". Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. 1. Цель проекта: - Совершенствовать речь как средство общения. - Развитие свободного.

Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст) Проект: "Самая любимая, мамочка моя!" Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта:.

Проект «Всегда иди дорогою добра» (старший дошкольный возраст) «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Танец для осеннего праздника «Кап-кап» (старший дошкольный возраст)Танец для осеннего праздника «Кап-кап» (старший дошкольный возраст) Танец «Кап-кап» старший возраст. исполняет Ю. Селиверстова. Уважаемые коллеги предлагаю парный танец на осенний праздник, или развлечение.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Прогулка в лес» (старший дошкольный возраст) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Солонович на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Прогулка в лес» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 15:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД