МААМ-картинки

Проект «Приобщение детей в старшей группе к мордовской народной культуре»

Раиса Викторовна Нарваткина
Проект «Приобщение детей в старшей группе к мордовской народной культуре»

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре».

Верушкина С. А., Нарваткина Р. В. – воспитатель МАДОУ №9

Участники проекта : педагоги, воспитанники группы и их родители.

Тип проекта :

• информационно-практико-ориентированный, творческий.

• Времени проведения - кратковременный (март).

Публикация «Проект „Приобщение детей в старшей группе к мордовской народной культуре“» размещена в разделах

• Участники проекта – дети старшей группы №9, воспитатели группы, родители.

Цель проекта : развитие коммуникативных навыков и развитие речи младших дошкольников.

Задачи проекта :

Образовательные:

• Знакомить детей с устным народным творчеством;

• Знакомить с мордовским народным бытом и костюмом;

• Знакомить с мордовской народной игрушкой;

• Знакомить с народными календарно-обрядовыми праздниками;

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к родной культуре;

• Привлечь детей к театрализованной деятельности;

• Формирование нравственных качеств и сплочение детского коллектива;

Развивающие:

• Развивать эстетические способности и духовный потенциал;

Актуальность:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Проблема.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и культуру своего народа, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.

Новизна проекта.

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,

как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации деятельности детей на основе проектного метода.

Гипотеза.

Знакомство дошкольников с культурой, обычаями и традициями мордовского народа будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию у детей чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности.

Методы реализации проекта.

1. Наглядно-действенный метод:

- показ сказок мордовского народа (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и подвижных игр;

- чтение педагогом художественной литературы;

- экскурсии.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

3. Практический метод:

- организация продуктивной деятельности

- проведение экскурсий в мини музей;

- организация развлечения совместно с родителями.

Формы организации проекта :

• Беседа, общение.

Игры: дидактические, подвижные

• Драматизация сказки

• Экскурсия

• Развлечение.

Обеспечение проекта :

1. Научно – методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов;

2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;

3. Наглядно-дидактическое: предметы мордовского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Теоретическая значимость проекта – знакомство с новыми понятиями и их значением.

Практическая значимость проекта данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о культуре и традициях мордовского народа, любви и бережного отношения к культуре и традициям родного края. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, толерантность и уважение к людям

Познавательная значимость проекта состоит в том, что при построение другой национальности., организации и проведение непосредственно образовательной деятельности применяется личностно – ориентированный подход. При работе с детьми используются методы и приемы развивающего характера.

Этапы проекта :

I этап – Формулирование проблемы.

Беседа о традициях и календарных праздниках мордовского народа, об особенностях природы Мордовии; рассматривание кукол в национальных костюмах, рассматривание альбомов

II этап – Планирование проекта.

• Намечается план движения к цели. Обсуждение цели и задачи в педагогическом коллективе;

• В родительском уголке вывешивается информация «Традиции и культура Мордвы», «Приобщение детей к народным традициям», «Мордовия – мой край родной».

• Перспективное планирование проекта;

• Разработка и накопление методического материала по теме.

III – Реализация проекта.

Формы реализации проекта : чтение русских народных сказок, разучивание потешек, посещения мини-музея «мордовская изба», беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, игра на шумовых народных инструментах, драматизация.

IV этап – Презентация проекта.

• Досуговое развлечение «Масленичная неделя»;

Презентация «Мордовская кухня»

Прогнозируемый результат: У детей появилось не только новые представления о социальной действительности, но и эмоционально – положительный настрой по отношению к национальной культуре. Они лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру мордовского народа, научились играть, с интересом и удовольствием выполняют задания по аппликации, рисованию, ручному труду.

Удалось наладить и плодотворное сотрудничество с родителями воспитанников

Продукт проекта : Досуговое развлечение «Масленичная неделя». Отчёт презентация.

План реализации проекта.

№ п/п Образователь-ная область

1. «Физическое развитие»

Формирование ЗОЖ • Упражнения для утренней гимнастики «Петушок», «Гуси»;

• Пальчиковая гимнастика (Приложение № 1);

• Разучивание мордовских игр : «В ворона» «Руцяняса» («В платочки») «Продажа лаптей» «Карусель» «В журавлей» (Каргиняса «В ключи» «В курочек» «Раю – раю»

Физическая культура • Метание в цель мешочков с песком;

• Упражнения с платочками;

2. «Социально-коммуникатив-ное развитие» • Сюжетно-ролевые игры в семью (Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»);

• Театрализованные игры (Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»);

Настольные игры: Дидактическая настольная игра «Подбери одежду» «Собери картинку. Мордовские народные сказки;

• Дидактические игры «Найди флаг» «Наряди мордовочку» «Назови детёнышей», «К какому дереву относится листик».

Подвижные и хороводные игры: «В ворона» «Руцяняса» («В платочки») «Продажа лаптей» «Карусель» «В журавлей» (Каргиняса «В ключи» «В курочек» «Раю – раю» ((Приложение № 2)

• Досуговое развлечение «Масленичная неделя»

• Чаепития в группе на праздник;

• Разучивание ролей и репетиция осенней сказки «Репка», пасхальной сказки «Курочка Ряба».

Самообслуживание и трудовое воспитание • Сервируем стол для чаепития;

Сажаем семена: репы, свёклы, моркови;

3. «Познаватель-ное развитие» • Интегрированное занятие «Первый ледок»;

• Рассказ воспитателя о «Масленице»;

• Экскурсия в мини-музей «мордовская изба», беседа;

• Знакомство с народной игрушкой Матрёшкой и «Лепка национальной игрушки –пестушки ;

4. «Речевое развитие»

Развитие речи

Чтение художественной литературы • НОД (Мы в Мордовии живём «Занятия по развитию речи»)

• Рассматриваем иллюстрации к сказкам, книги разных изданий;

Дидактические упражнения: «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Назови героя и сказку»; Разгадывание загадок;

• Развитие связной монологической речи. Пересказ по наводящим вопросам;

• Драматизация сказок, кукольный театр;

• Чтение и разучивание потешек и колыбельных;

• Чтение произведений мордовских писателей и народных сказок; Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Степку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зеленая. Белая. Разноцветная», Ю. Азрапкин «Наша речка», «В лесу», А. Ежов «По грибы».

• Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских поэтов : Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина».

• Слушание аудиосказок;

5. «Художествен-но-эстетическое развитие»

Рисование, лепка, аппликация, конструирование

«Музыка» • раскраски к сказкам,

• Изо- деятельность «Лепка национальной игрушки –пестушки «Птичка» «Укрась платочек»,

• аппликация «Украсим национальный головной убор»

• Рисование «Украсим сарафан матрешке», «Красивая тарелочка»,

Слушание: эрз. нар. песня; «Ай, каляда, каляда» («Ай, коляда, коляда!», мокш. нар. песня; «Зимушка-сударушка», Колокольный звон; «Ой, блины»;

Песенное творчество: колыбельные;

Музыкально-ритмические движения: «Танец с платочками», «Берёзонька», «Мы веселые матрешки», «Мордовочка, «На полянке зайки танцевали»;

Развиваем танцевально-игровое творчество: «Во саду ли в огороде», мордовская народная мелодия «Луганяса келунясь» ;

Музыкальные игры: «Курочка и цыплята», «Лиса и зайцы», Олефтинова «Мы Матрешки – вот какие крошки», потешка «Подуй, ветерок!».

Игра на музыкальных инструментах: Е. Железнова «Игра на ложках», «Ложкари».

Взаимодействие с родителями • Оформление семейных газет «Мы мамины помощницы»

• Участие в изготовление поделок и сувениров для смотра – конкурса «Мастерская мамочки ;

• Консультация «Как научить ребёнка помогать?»

Режимные моменты • Умываемся с потешкой:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Кушаем с потешкой:

Утка-утёнка,

Кошка - котёнка,

Мышка - мышонка

Зовут на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели,

А ты ещё нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице! Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

• Засыпаем со сказкой и колыбельной;

закличка «Липа-лий, лий, лий»,

• Динамические паузы – музыкальные игры;

• В группе звучит музыка - народные песни, напевы и наигрыши;

• На прогулке играем в подвижные и хороводные игры;

• В свободное время играем в настольные игры;

В книжном уголке: выкладываются разные издания народных сказок и потешек в соответствии с темой месячника, чтение по желанию детей;

В творческом уголке: куклы в мордовских костюмах, мордовская матрёшка ;

В музыкальном уголке: гусли, свистулька, бубен, деревянные ложки;

Для ряжения: косоворотка, мордовский нац. костюм для девочек и мальчиков, сарафаны и платочки, костюмы курочки и петрушки;

• В театральном уголке маски, кукольный и пальчиковый театр.

Результаты:

• Дети имеют хорошие результаты по ОО «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

• Досуговое развлечение «Масленичная неделя».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова - тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2. Артюхова И. С., Антонова М. В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия. - М. : ООО «Русское слово - учебник»,2017.-96с.

3. Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы/Под ред. д-ра ист. наук проф. В. И. Козлова; Мордов. гос пед ин - т. - Саранск 2000.-260с.

4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

5. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» - Саранск. : Мордовское книжное издательство,2011г.

6. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий / авт. – сост. Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н. - Волгоград: Учитель, 2015г. -173с.

Интернет-источники:

1. https://slavyanskaya-kultura.ru

2. https://www.ethnomuseum.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Приобщение детей в старшей группе к мордовской народной культуре» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Раиса Викторовна Нарваткина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Приобщение детей в старшей группе к мордовской народной культуре»
Опубликовано: 8 апреля 2021 в 14:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД