МААМ-картинки

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Вера Черкасова
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Актуальность проекта : Современные дети обладают в наш век огромным выбором разных игр и игрушек. Но какова сущность этих игрушек? Каков посыл может дать эта игрушка? Какой идеальный образ несет она ребенку?

А ведь, если задуматься, такие игрушки как монстры, куклы Барби и им подобные современные игрушки воспитывают в детях агрессию, стремление к разрушению, обедняют эмоциональный мир ребенка. Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом. И слепо следуя современным тенденциям покупают своему дорогому чаду новомодную игрушку.  

Публикация «Проект „Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки“» размещена в разделах

Наши предки в течении многих поколений изготавливали игрушки в соответствии с русскими народными традициями. Для русской культуры характерно бережное отношение к ребенку, не смотря на строгие меры воспитания. Не было страшных игрушек или уродливых, это считалось нехорошо и даже опасно для детей. Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы, свистульки, глиняные игрушки, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление.

Проблема:В какие игры и с какими игрушками играли наши сверстники раньше на Руси?

Гипотеза :Игрушка знакомит нас с историей культуры, историей страны и народа.

Ресурсное обеспечение: Необходимое оборудование:

Альбом «Народная игрушка»; деревянные, тряпичные, народные игрушки, рисунки детей на тему «Матрешка», «Дымковская барышня»лоскутки ткани, нитки, тесёмки, русская народная музыка, атрибуты для народных игр, Дидактические игры «Разрезные картинки»

Цель: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Цели для родителей: Способствовать формированию игровой культуры у детей.

Задачи:Формировать знания о разнообразии народной игрушки (деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная).

Обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла – пеленашка, кукла – колокольчик, лоскуток, рукодельница, шаркунок, береста)

Познакомить детей с материалами из которых делались игрушки (лоскутки, солома, береста).

Научить мастерить тряпичную куклу – пеленашку, куклу – колокольчик, игрушку – забаву- зайчик на пальчик. Научить собирать шаркунок.

Формировать интерес, эмоциональную отзывчивость, воспитывать бережное отношение к игрушками

Тип проекта : познавательно – творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.  

Ожидаемые результаты  : Дети:

— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— освоят элементы росписи;

— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;

— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.

Родители:

— освоят технику изготовления народной игрушки;

— будут вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепятся семейные связи;

— обогатят родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

— примут активное участие в жизни детского сада и группы;

— продолжат развитие своих творческих способностей;

— повысится компетентность родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).

Планирование проекта :Планируем проект по следующим образовательным областям:

Физическое развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие.

Планируем проект по следующим образовательным областям:

Физическое развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие.

Планируем проект по следующим образовательным областям:

Физическое развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие.

Работа над проектом осуществлялась :Во время непрерывной образовательной деятельности.

В ходе режимных моментов.

В самостоятельной деятельности детей.

В совместной деятельности.

Взаимодействие с Городским Музеем, Городской библиотекой.

1этап подготовительный.

определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

изучение методической литературы;

подбор художественной литературы;

подбор иллюстраций, альбомов, презентаций, видеофильмов;

подбор настольно-печатных игр, дидактических игр, подвижных русских народных игр, народных игрушек;

подготовка материала для художественного творчества;

обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

1этап подготовительный.

определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

изучение методической литературы;

подбор художественной литературы;

подбор иллюстраций, альбомов, презентаций, видеофильмов;

подбор настольно-печатных игр, дидактических игр, подвижных русских народных игр, народных игрушек;

подготовка материала для художественного творчества;

обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

2 этап проекта. НОД Тема«Русская  народная игрушка».

Беседы:  

«Как играли и во что ваши прабабушки и прадедушки?»

«Из чего и как делали народные игрушки.

Рассматривание иллюстраций с народными игрушками;

Презентация «Какими игрушками играли наши бабушки»

Загадывание загадок по теме проекта.

Считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки.

Д/ игра: «Разрезные картинки»

Д/ игра«Узнай игрушку по описанию»

Д/ игра:  «Сосчитай матрешек» (ФЭМП)

Художественно – эстетическое  развитие:

Лепка дымковской игрушки - «Козлик».

Роспись силуэтов дымковских игрушек, рисование матрешек

Социально – коммуникативное развитие:

Организация сюжетно-ролевых игр «Семья» «Дочки – Матери.»

Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»

Проблемные ситуации «Кукла поломалась», «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ванька-Встанька».

Чтение стихотворения «У сестричек, у матрёшек»

Чтение стихотворения «Дымковская барышня».

Познавательно – исследовательская деятельность, ручной  труд:

Мастерская народных мастеров«Народная кукла своими руками»

Работа с родителями:

Консультация «Как выбрать игрушку для ребёнка

Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.

Прикреплённые файлы:

kukly-oberegi_dm30k.ppt | 14017,5 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Краткосрочный проект по русской народной культуреКраткосрочный проект по русской народной культуре Информационная карта проекта (или паспорт проекта) Полное название проекта: Русские народные сказки в жизни дошкольника на примере сказки.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Опубликовано: 22 октября 2023 в 13:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Черкасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД