Получи документы

Проект «Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях»

Ольга Рогуленко
Проект «Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях»

Проект «Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов

Пояснительная записка

Значительное число современных детей демонстрируют объективно существующие признаки недостаточности, отставания и/или искажений психического развития, несформированность произвольной регуляции, повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозам, соматическую и психосоматическую уязвимость.

Публикация «Проект „Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

В педагогическом проекте описано применение методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми 4-5 лет на музыкальных занятиях. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка, улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала. При применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.

Кроме того, они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки, не нужны специальные условия, инвентарь, не требуют специально выделенного времени в расписании.

Участники проекта: дошкольники 4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Вид проекта: творческий

Сроки реализации: один год (долгосрочный).

Актуальность и новизна

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям психического развития. С другой стороны, в ДОУ и в семьях можно заметить вытеснение игровой деятельности, сокращение коммуникативных процессов, в угоду раннему обучению, компьютерам и малоподвижному образу жизни.

Поэтому, в последнее время каждый педагог отмечает увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с расстройствами поведения, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы в усвоении образовательной программы. Эти наблюдения подтвержаются и исследованиями проводимыми специалистами. Психологи и неврологи повсеместно отмечают значительный рост числа детей с ЗРР и ЗПР соответственно.

Отлично зарекомендовавшим себя инструментом коррекции подобных соматических нарушений является нейрогимнастика. Нейрогимнастические упражнения являются высокоэффективным инструментом не только при работе с детьми ОВЗ в коррекционной работе, но и с нормотипичными детьми в групповой или индивидуальной развивающей работе. При регулярном использовании упражнений нейрогимнастики можно отметить следующие положительные эффекты:

• улучшение памяти, внимания и восприятия;

• синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга;

• улучшение состояния общей (крупной) и мелкой моторики;

• развитие речи;

• повышение способности к обучению и восприятию новой информации;

• развитие саморегуляции и самоконтроля;

• развитие способностей.

Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.

Нейропсихологические упражнения представляет собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры.

Нейрогимнастика особенно полезна детям:

• возбудимым, с нарушенным вниманием, агрессивным;

• тревожным, неуверенным, переживающих эмоциональное напряжение.

• с плохой координацией, с отсутствием плавности движений;

• с речевыми нарушениями.

• с наличием утомляемости и низкой устойчивочти к нагрузкам;

• испытывающим трудности в общении;

• а также медлительным детям.

Главный принцип этих упражнений - задействовать противоположные конечности вместе и попеременно. По мнению многих ученых именно слаженная работа обоих полушарий является основой интеллектуального развития ребенка.

Вся изюминка проекта в том, что упражнения вводятся как игровой момент, как разминка перед и во время занятий. Мотивация для детей – «А ты так можешь?» Сопровождение музыкой, интересными авторскими песенками поддерживают интерес детей к занятиям на протяжении длительного времени.

Каждый ребенок талантлив и открыт миру. Наша задача раскрыть его творческий потенциал и способствовать его гармоничному целостному развитию.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активация природных механизмов работы мозга с помощью нейропсихологических упражнений; способствовать формированию межполушарных связей у детей, что является необходимым условием для успешного обучения детей в школе: гармоничному сбалансированному развитию тонкой моторики рук и взаимодействию обоих полушарий мозга детей.

Задачи программы:

Для детей:

- развитие межполушарной специализации;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие интеллектуальной деятельности;

- развитие мелкой моторики;

- воспитывать волю ребенка;

- развитие фонематического слуха, фонематической памяти,

- развитие произвольного внимания, способность к его переключению.

Для воспитателей:

Повысить психолого-педагогическую компетентность воспитателей.

Для родителей:

Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОО, активизировать и обогатить их педагогические возможности

Этапы реализации.

Подготовительный этап

1. Диагностика уровня развития детей

2. Анализ методической литературы по тематике

3. Составление перспективного плана работы

3. Подбор репертура: упражнений, игр, музыкального, стихотворного материала.

4. Организация среды в группе, музыкальном зале: подбор оборудования

(ковриков, удобной одежды и обуви, инструментов)

5. Подбор информационного и практического материала

Основной этап

1. Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий

2. Проведение консультаций для родителей дошкольников

3. Организация развивающей среды в группе (воспитатели)

4. Использование игр в свободное от занятий время

5. индивидуальная работа с детьми

6. Вовлечение родителей (играть с ребенком дом, используя видео и аудио-материалы)

Заключительный этап

1. Диагностика уровня развития детей

2. Анализ результатов проекта

3. Творческий отчет (презентация проекта на педагогичсеком совете ДОУ)

4. Проведение итогового мероприятия для родителей

Перспективный план мероприятий в рамках реализации проекта (см. в презентации)

Используемые образовательные технологии

1. Здоровьесберегающие технологии: нейрогимнастика, подвижные игры, пальчиковая, дыхательные гимнастики.

2. Игровые технологии

3. Информационно-коммуникационные технологии: подбор иллюстративного материала к занятиям (сканирование, интернет, принтер, презентация); подбор дополнительного познавательного материала к занятиям; знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

4. Личностно - ориентированная технология: технология сотрудничества

В ходе реализации проекта были использованы ритмические игры с палочками из сборника И. Г. Галянт «Палочки-стукалочки», из сборника А. И. Приуполиной «Организация процесса творческого развития детей дошкольного возраста с применением системы речевых игр (палочек клавес)»

Планируемые результаты

1. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, формирует стрессоустойчивость ребенка к обучению в школе.

2. У детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах.

2. Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повышает работоспособность.

3. Улучшается внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делятся новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения, повысилась их самооценка.

4. Повышается мотивация родителей в участии в образовательной деятельности ДОО.

5. Наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр пополнение дидактических средств обучения (игры, презентации).

6. Значительно растет уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей.

Таким образом, социальная значимость проекта очевидна. Для детей это открыло новые возможности для коммуникаций. Дети стали увереннее в собственных силах и возможностях. Дети получили новый игровой инструмент для развития. Мы уверены, что придя в школу, они с удовольствием будут делиться своими новыми достижениями со сверстниками, спрашивая их: «А ты так можешь?»

Реализация проекта способствовала возникновению новой формы общения родителей с детьми и развития собственных детей. Эти упражнения можно выполнять и по дороге домой и в машине, путешествуя на самолете или в поезде.

Проект долгосрочный, может быть внедрен в практику в качестве одной из форм совместного воспитания и обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3 И, снова, здравствуйте, мои уважаемые коллеги МААМовцы! В третьей и заключительной части публикации я хотела бы предложить вам ознакомиться.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2.Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2. Во второй части публикации я хочу рассказать еще об одной игре с разрезными картами. Вторая игра похожа на первую, в ней также нужно придумать.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 31 марта 2023 в 13:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Применение методов нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Рогуленко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД