МААМ-картинки

Проект «Послушные пальчики» для развития мелкой моторики

Людмила Телкова
Проект «Послушные пальчики» для развития мелкой моторики

Актуальность.

Современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишают возможности ребенка больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

Публикация «Проект „Послушные пальчики“ для развития мелкой моторики» размещена в разделах

Эффективным способом развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

"Пальчиковая гимнастика" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Игры с пальчиками, как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой гимнастики дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр : паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому, пальчиковую гимнастику необходимо проводить ежедневно. Во время игр важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к игре с пальчиками. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Таким образом, использование пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики в воспитательном процессе, может привести к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыкам

Вид проекта : творческий, познавательно- игровой.

Продолжительность проекта : долгосрочный (1октября – 30 апреля). Проводятся 1 раз в день, в первую половину дня, перед прогулкой. Длительность - 5 минут.

Участники проекта : дети группы раннего возраста 1, воспитатели, родители (законные представители).

Форма проведения итогового мероприятия: Показ кукольного театра по сказке «Теремок»

Цель проекта : Развитие речи и пальчиковой моторики рук через пальчиковую гимнастику

Задачи проекта :

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковой гимнастики.

3. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении со взрослыми.

Дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты проекта :

- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;

- увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители заинтересовались актуальностью данной темы, стали единомышленниками в осуществлении данного проекта;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

I этап – целеполагание:

Именно под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев происходит развитие мозга и речи ребёнка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить интеллектуальные способности и речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

2-й этап – разработка проекта.

Довести до участников важность данной темы.

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Подбор методической литературы по данной теме и ее изучение.

Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей. Подготовка наглядного материала: рекомендаций для родителей по проведению пальчиковых игр дома, папок-передвижек по теме: “Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка”, “Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка”.

Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми группы раннего возраста 1.

Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста», пальчикового театра.

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты игр - занятий, комплексы утренней гимнастики, в режимные моменты.

Разучивание потешек, стихотворений с использованием пальчиковых игр.

3-й этап - выполнение проекта.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей.

Образовательные области Задачи

Социально-коммуникативное - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Познавательное развитие - стимулировать детей к использованию пальчиковых игр в разных видах деятельности (в познавательной, продуктивной, игровой, коммуникативной);

- побуждать детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;

- знакомить детей с названием пальчиков;

- развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитии

- развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

- обогащать словарный запас;

- формировать умение договаривать строки стихотворения.

Художественно-эстетическое

- развитие чувства ритма и музыкального слуха;

Физическое развитие - развитие мелкой моторики;

- формировать умение согласовывать движение с речью;

- формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Месяц

Октябрь

«Овощи»

«В огороде»

«Кукла» «Игрушки»

«Природный мир (рыбка)» «Рыбки»

«Транспорт» «Транспорт»

Ноябрь

«Домашние животные»

«Домашние животные»

«Кукла» «Куклы»

«Куда листочки спрятались» «Осень»

«Игрушки» «Игрушки»

«Домашние животные» «Домашние животные»

Декабрь

«Одежда и обувь» «Одежда»

«Летят снежинки» «Зима»

«Машина» «Транспорт»

«Маленькая елочка» «Новый год»

Январь

«Овощи» «Овощи»

«Одежда» «Одежда»

«Домашние животные» (кошка) «Домашние животные», «Кошки - мышки»

Февраль

«Кукла зимой»

«Сорока-белобока», «Куклы»

«Приметы зимы» «Зима», «Кулачок»

«Транспорт» «Транспорт»

«Транспорт» «Заводная машинка»

Март

«Мамин праздник» «Мамин день»

«Домашние животные» (собака) «Домашние животные»,

«Добрый пес»

«Приметы весны» «На лесной лужайке», «Дождь»

«Наш любимый детский сад» «Сидит белка на тележке»

Апрель

«Что весна нам принесла»

«Дождик, дождик веселей»

«Петушок и его семья» «Куд-куда»

«Кто нас лечит» «Раз, два, три, четыре, пять»

«Кукла Катя» (мебель) «Зайка»

IY этап – подведение итогов:

Созданы картотека пальчиковых игр по темам; пальчиковый театр;

пальчиковые игры включаются в НОД, используются на прогулке, в повседневной жизни;

• дети мотивируются к использованию пальчиковых игр в самостоятельной деятельности, в играх;

• с детьми разучены стихотворения и потешки, которые можно использовать, как пальчиковые игры;

• разработана информация по теме для родителей;

Взаимодействие с родителями:

-Консультации для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук», «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет для занятий в детском саду и дома»

- Памятки для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

- Буклет «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

- Размещение информации по проекту : знакомство с проектом «Веселые пальчики».

- Индивидуальные объявления, беседы о начале проекта, его целях, необходимых материалах.

- Обогащение среды: подбор литературы, пальчиковые театры;

Вывод: анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений; возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Литература:

1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей». - М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет /сост. Т. В. Калинина [и др. ]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики. /Е. Рогожина//Дошкольное воспитание. – 1998. - №9.

4. Соколова Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.

5. Ткаченко Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М. : Эксмо, 2012.

6. Чайка Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.

7. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

«Наши пальчики играют». Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей 4–5 лет«Наши пальчики играют». Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей 4–5 лет Цель: Знакомство родителей с методами и приёмами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Задачи: повысить педагогическую грамотность.

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Книга «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторикиКнига «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторики Книга «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторики Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» с детьми второй группы раннего возрастаПедагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» с детьми второй группы раннего возраста Тип проекта: долгосрочный, игровой, творческий, практический. Продолжительность проекта: сентябрь 2022 - август 2023 учебный год Участники.

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа)Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа) Ах, эти человеческие руки, Какую красоту они порой творят…АКТУАЛЬНОСТЬ У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 летПроект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет Название проекта: «Умные пальчики». Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители,.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Послушные пальчики» для развития мелкой моторики (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Телкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Послушные пальчики» для развития мелкой моторики
Опубликовано: 20 октября 2023 в 07:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД