Папки-передвижки

Проект по экологии «Юный эколог»

Наталья Куртукова
Проект по экологии «Юный эколог»

Муниципальное Казенное учреждение

Детский дом «Остров надежды»

Проект по экологии

«юный эколог»

г. Новокузнецк

Актуальность проекта

Каникулы — латинское наименование Сириуса, наиболее яркой звезды Галактики. Случайно или не случайно так назвали люди перерыв в занятиях на свободное от занятий время? Наверное, не случайно такое отождествление. В созвездии дней учебного года летние каникулы — самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде — клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы- всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в детском саду, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Публикация «Проект по экологии „Юный эколог“» размещена в разделах

Каникулы — это время человеческой фантазии, творчества, реализации планов и проектов.

Таким образом, летнее время препровождение — это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личном плане лето- более напряженный период, чем зима.

Объясняется это следующим:

- летом детский сад уже не имеет ведущей роли;

- летом в социальном пространстве ребенка преобладает общение со сверстниками;

- летом у ребенка меняются виды деятельности.

При создании проекта летней занятости детей дошкольного возраста необходимы были достаточно простые, но и вместе весьма важные основания:

-летний отдых служит детям для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;

-у детей формируется представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

- форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива, создает основу для развития социального интеллекта ребят и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;

- большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения детей.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания — следствие из вышесказанного.

Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей деятельности экология — это не просто наука, это новое мировозрение. Человек — не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.

Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самооценки. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формируются задачи экологического воспитания :

1. Понимание самооценки природы.

2. Осознание себя, как части природы.

3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

5. Воспитание активной жизненной позиции.

6. Обучение азам экологической безопасности.

7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

9. Подведение к поминамию неповторимости и красоты окружающего мира.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предлагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры.

Цели и задачи

Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания т. д.)

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Особенно, что касается детей подростков из семей находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, детей оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в социальной реабилитации. Поэтому нас волнует вопросы воспитания здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей и развитие в них творческих способностей. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдавать свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Цель данного проекта :

осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире,

формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья,

формирование начала экологического мировозрения и культуры.

Задачи:

Проект предусматривает решение следующих задач:

-Создание условий для подготовки детей 6-8 лет в летний период к восприятию основам экологии;

-Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, творческую, коммуникативную, игровую;

-Приобретение детьми личного опыта приобщения к основам экологической культуры;

-Приоритетное направление в работе — привитие навыков бережного (неразрушающего)

обращения с предметами и явлениями;

-Создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка.

Ожидаемые результаты

При активном участие детей и взрослых в реализации проекта предполагается, что у каждого ребенка возникает чувство сопричастности большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, поможет детям в формировании коммуникативных умений, а также формированию осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира. Участие в спортивных мероприятиях должно способствовать развитию у школьников интереса к занятию физкультурой и спортом, привитию навыков здорового образа жизни.

Правильно организованная жизнь ребят поможет выработке навыков ручного и общественно-полезного труда.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предлагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно с любовью относится к своей малой Родине и окружающей природе.

Предполагается, что время, проведенное летом не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в продолжении реализации данного проекта.

Оценка результатов

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предлагает:

-формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. Опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний :

*знания о мире животных;

*знания о растительном мире;

*знания о неживой природе;

*знания о временах года.

Методы диагностики:

*Дидактическая игра «Маленькие помощники»

*Дидактическая игра «Что растет в огороде?»

*Викторина «Природа — наш друг»

*Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

*Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»

* Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает в себя:

*расстановку кадров

*комплектование группы, разработку документации.

II. Организационный этап:

*выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

*формирование законов и условий совместной работы;

*подготовку к дальнейшей деятельности по проекту.

III. Основной этап включает реализацию основных положений проекта.

Педагоги, дети, общественные организации — организаторы проекта :

*познают, отдыхают, трудятся;

*делают открытия в себе, в окружающем мире;

*участвуют в проведении мероприятий;

*учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

*развивать способность доверять себе и другим;

*укрепляют своё здоровье.

Во время реализации проекта воспитанники под руководством воспитателей и специалистов оформляют групповой уголок, выставки рисунков, поделок, фотовыставки.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ.

Направление работы

1. Коллективно-творческая деятельность:

*подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей.

2. Продуктивная деятельность:

*участие детей в работе творческих мастерских;

*ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству территории и здания детского дома.

3. Игровая деятельность:

*интеллектуальные, спортивные игры.

4. Оздоровительная деятельность:

*ежедневная утренняя зарядка;

*ежедневное участие несовершеннолетних в спортивных соревнованиях;

*участие детей в различных мероприятиях;

*воздушные ванны и водные процедуры.

5. Психологическое направление:

*работа педагогов -психологов по оказанию социально-психологических услуг намеченному плану с каждым ребенком;

*создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;

*организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.

Детский коллектив, как институт воспитания, играет особую роль в процессе социализации ребенка, где педагогическое воздействие представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе её включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, трудовой деятельности.

Любое проводимое мероприятие, будь то групповое или общее, способствует развитию организаторских навыков, стимулирует творчество и инициативу, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности детей в общении, создает благоприятные условия для развития дружного детского коллектива.

Основными задачами педагога в данный период является:

*способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и поиску своего места в нарождающемся обществе, адекватному этим качествам;

*помочь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;

*содействовать успеху творческого поиска;

*вводить на нравственную оценку общей ситуации, учить анализу и самоанализу;

*увлекать способами и методами самовоспитания, саморазвития, самоформирования.

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем данный проект можно использовать в учебное время, включив в план воспитательской работы для экологического образования дошкольников, дополняя знания детей в соответствии с уровнем развития.

Сроки реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 30 календарных дней.

Весь месяц детей ждёт калейдоскоп интересных занятий и спортивных мероприятий. Ежедневно запланированы беседы, практические работ, игры, спортивные состязания.

Целевая группа проекта

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой»

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-этических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие личности ребенка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Проект состоит из 7 блоков. В первом блоке «Лаборатория неживой природы» дети знакомятся прежде всего, в ближайшем окружении.

Во втором блоке «Маленькие огородники»

дети знакомятся с героями «Театра овощей», которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.

В третьем блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.

Четвертый блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.

В пятом блоке «Метеобюро: народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.

Шестой блок «Растения — фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, способами хранения.

В седьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.

Реализация проекта предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Содержание проекта рассчитано на курс 30 дней. Работа с детьми проводится ежедневно. Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказам, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.

Тематический план

Наименование мероприятия

Краткое описание

I блок «Лаборатория неживой природы»

1

Игра -беседа «Вода- волшебница»

Выявление свойства воды.

2

Ветер по морю гуляет

Практическая работа по выявлению свойства воздуха.

3

«Что в коробке?»

Знакомство со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

4

Эксперимент «Горячо-холодно»

Определение на ощупь температуры воды, предметов.

II блок «Маленькие огородники»

5

Путешествие земляного червячка

Знакомство детей с земляным червячком. Его значение для жизни растений.

6

Знакомься — огурец!

Знакомство детей с тем, как выращивать огурцы.

7

В гостях у синьора помидора

Знакомство с тем, что любит помидор.

8

Как угодить перцу?

Знакомство детей с тем, как ухаживать за перцем.

III блок «Защитники природы»

9

Экологический трудовой десант «Чистота спасёт мир»

Субботник по благоустройству территории детского дома.

10

Кто охраняет природу?

Знакомство с деятельностью государственных и общественных природоохранных организаций.

11

Спортивные соревнования «Экологические забеги»

Соревнования, в которых дети осваивают способы передвижения некоторых животных (гусеница, пингвин, черепаха, лягушка и др.)

12

День экологии

Путешествие по страницам: Бабушка-загадушка; Пословица недаром молвится; С песней весело шагать; Где чей дом; Зеленый патруль.

13

В гостях у Лесовичка

Экскурсия по экологической тропе. Знакомство с обитателями.

IV блок «Мастерская природы»

14

Берегиня

Изготовление поделок из бросового материала.

15

Творческая мастерская Берендея

Изготовление поделок из природного мтериала.

16

Клуб юных художников

Рассматривание картин художников-пейзажистов. Рисование природы участка.

17

Песочные струйки

Занятие -практикум «Можно ли рисовать песком?»

18

Удивительное под ногами

Исследовательский проект «Может ли камень быть изобразительным материалом?»

V блок «Метеобюро: народные приметы»

19

Игра «Знатоки народных примет»

Конкурс: кто больше знает примет о предсказаниях погодных явлений.

20

Библиотечка «Растения и животные в народных приметах»

Экологическая лаборатория. Изготовление детьми собственных книжек-малышек.

21

Экскурсия «Знакомые незнакомцы»

Знакомство с растениями-барометрами.

22

Беседа «Приборы - помощники»

Уточнить представление детей о термометрах, знакомство с водным. Упражнять в измерении температуры воздуха, воды.

VI блок «Растения- фитотерапевты»

23

Беседа «Жалобная книга природы»

Знакомство детей с растением мать-мачеха.

24

Фитобар «Душистая мята от всех болезней приятна!»

Знакомство детей с растением мята, отвар мяты.

25

Экскурсия по экологической тропе «Великий путешественник»

Знакомство с подорожником.

26

Беседа «Могучий доктор»

Знакомство с растением девясил, его лекарственными свойствами.

27

Акция «Необычное семечко»

Рассказ и заготовка семян календулы.

VII блок «Цветочное наслаждение»

28

Мастерская царицы Флоры

Составление фитокомпозиций из природного материала.

29

Портрет растения

Подготовка и презентация мини -проектов о садовых и луговых растениях.

30

Бал цветов

Музыкальное развлечение

Публикации по теме:

Детское объединение «Юный эколог» Пояснительная записка Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится.

Доклад из опыта работы ДОУ по программе С. Н. Николаева «Юный эколог» В 30-е гг. хх в. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению,.

Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог»Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино»р. п. Пильна, Нижегородская область Из опыта работы экологического кружка «Юный эколог» Воспитатель.

Образовательная услуга сверх базового компонента «Юный эколог» Задачи: • подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы; • воспитание желания бережно относиться к своему здоровью; •.

Проект «Юный гражданин» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Космос» города Балашова Саратовской области».

Проект «Юный олимпиец» Паспорт проекта «Юный олимпиец» МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок» Полное наименование проекта. «Юный олимпиец» Авторы проекта Примак Н. А,.

Программа творческого объединения «Юный эколог» Сентябрь Занятие № 1 Тема: Экология в картинках. Экология как наука. Живая и неживая природа. Цели и задачи занятия: - Обобщить представление.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Экологическая газета для детей и родителей «Юный эколог» «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологии «Юный эколог»
Опубликовано: 16 сентября 2016 в 13:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД