МААМ-картинки

Проект по экологии «Природа — наш большой дом!»

Ирина Насибуллина
Проект по экологии «Природа — наш большой дом!»

Содержание

1. Паспорт проекта…. 3

2.

Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы….

4

3. Цель и задачи проекта…. 7

4. Партнёры проекта…. 8

5. Целевые группы проекта … 9

6. Сроки и этапы реализации проекта …. 10

7. Рабочий план мероприятий по реализации проекта …. 12

8. Прогнозируемые результаты ….… 21

9. Мониторинг реализации проекта …. 21

10. Дальнейшее развитие проекта …. 25

11.

12. Использованные источники …

Публикация «Проект по экологии „Природа — наш большой дом!“» размещена в разделах

Приложения…. 26

27

2. Актуальность проекта

Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы : он не может жить без нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, не сформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения. А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры.

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В. И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.

Компетентность ребёнка в сфере «Природа» - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление, воспитание разносторонней гармонической личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Проблема экологического воспитания сегодня волнует всех - ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

3. Цель и задачи проекта

Гипотеза: систематическая и целенаправленная работа по формированию у детей первичных представлений об экологическом воспитании посредством игры, будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников.

Цель: Формирование экологической культуры детей посредствам игры.

Задачи:

Образовательные:

-формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

-совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и формированию экологического воспитания.

Развивающие:

-развивать инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;

Воспитательные:

-воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

-повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;

Новизна и практическая значимость проекта

Новизна экологического проекта заключается в активном использовании комбинации элементов традиционных методов организации мыслительной деятельности детей: репродуктивных (словесных, наглядных) и нетрадиционных - эвристических, исследовательских методов и приёмов (игры - фокусы, занимательные упражнения, эксперименты) и информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. А так же в него включены ранее неиспользованные формы работы с детьми и родителями: мастер – классы, коллекционирование; создание книги группы по теме проекта, авторские интерактивные игры.

Таким образом, практическая значимость представленного опыта состоит в том, что: все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном.

Перспективный план работы с детьми

Перспективный план работы с детьми основан на принципе интеграции и составлен в виде системной паутинки в соответствии с основными направлениями развития ребенка.

Образовательный процесс осуществлялся в специально организованной деятельности, в совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников. Во время реализации проекта все центры предметно-развивающей среды группы имели свои «особенные» названия: «Всезнайка», «Логика», «Говорим правильно», центр природы, центр сюжетно – ролевых игр, центр детской книги, центр искусства, спортзал, музыкальный зал.

Совместная деятельность педагогов детей и родителей как средство развития познавательной активности ребенка

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество педагогов с родителями воспитанников. Связь детского сада и семьи приобретает большую актуальность именно сейчас, в период перехода на Федеральные государственные стандарты дошкольного образования Разработанная нами, план-программа привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада в целях развития познавательного интереса дошкольников включает следующие формы взаимодействия:

• Анкетирование;

• Круглый стол;

• Конкурсы, выставки совместного творчества;

• Акции;

Проектная деятельность;

• Мастер-класс;

• Презентации;

• Родительские собрания;

• Папки – передвижки;

• Консультации и беседы.

Широко распространены в работе с родителями активные методы: проблемные ситуации, мозговой штурм, ассоциативный ряд и т. д. Они позволяют снять барьеры в общении и перейти к открытым доверительным отношениям.

Благодаря широким возможностям сайта образовательного учреждения стало возможным организовывать дистанционное взаимодействие с родителями дошкольников с помощью информационно-коммуникационных технологий. На сайте ДОУ были помещены консультации на тему: «Экология и ребенок», «Экологические игры с детьми дома и на улице», «Дидактические игры по экологии своими руками».

8. Прогнозируемые результаты:

Реализация проекта позволит :

• сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

• развить инициативу и творчество экологической культуры дошкольников через игру;

• воспитать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

• повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации образовательной деятельности, направленной на формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста;

• усовершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ, семьей и социумом в вопросах поддержки детской познавательной инициативы и формированию экологического воспитания.

9. Мониторинг проектной деятельности

Оценка результатов реализации проекта осуществлялась по двум направлениям:

• уровень сформированности экологической культуры у детей по средствам игры.

• степень вовлечения педагогов и родителей в инновационный процесс.

Диагностические обследования по первому направлению проводились с использованием диагностики основанной на программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» (Приложение 1).

Мониторинг осуществлялся на основе объективного (тестового) подхода и с помощью аутентичной оценки (анализ реального поведения ребенка, а не результат выполнения специальных заданий). Формы проведения мониторинга преимущественно представляли собой:

• наблюдения за активной деятельностью детей в различные периоды пребывания в детском саду;

• анализ продуктов детской деятельности;

• специальные педагогические тесты и беседы, организуемые педагогом.

На этом этапе работы была:

• проведена обработка первичных данных;

• определен уровень экологической воспитанности;

• сделан анализ диагностики;

Мониторинг осуществлялся с детьми подготовительной группы (6—7 лет, сентябрь - декабрь 2019 учебный год.

Сравнительный анализ диагностических исследований показал следующие результаты:

• дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно;

• дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя;

• дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.

Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них развита хорошо.

По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.

Дети показали средний уровень – 75%

Дети с высоким уровнем – 8 % не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем – 17 % выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого.

Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через игру, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.

После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.

10. Перспективы дальнейшего развития и использования проекта

Дальнейшая реализация данного инновационного проекта позволит :

1) Сформировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2) Развить навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3) Воспитать ответственное отношение детей к окружающей среде.

Разработанный проект соответствует возрастным особенностям дошкольников, отбор материала исключает перегрузки, простота и ясность изложения способствует повышению познавательной активности, мотивирует на разрешение проблемных ситуаций, противоречий.

Проект адресован воспитателям ДОУ разных видов, педагогам дополнительного образования, родителям детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Наш дом — природа». Занятие по экологии с детьми старшей группы«Наш дом — природа». Занятие по экологии с детьми старшей группы Цель занятия: 1. Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом; 2. Учить понимать роль человека в нарушении.

«Подарок мамочке готов — большой-большой букет цветов». Открытка к 8 Марта. МК«Подарок мамочке готов — большой-большой букет цветов». Открытка к 8 Марта. МК Женский день не за горами, Приближается пора. Самый приятный и любимый подарок для любой мамы - творчество ее ребенка. Нежная и красивая.

«Подарок мамочке готов — большой-большой букет цветов». Поделки из солёного теста к 8 Марта для любимых мам.«Подарок мамочке готов — большой-большой букет цветов». Поделки из солёного теста к 8 Марта для любимых мам. Мы любим с детьми лепить из солёного теста. Этот вид деятельности называют тестопластика или мукосолька, или даже биокерамика. Вот так.

Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа»Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на занятие по экологии "Живая и неживая природе, об их взаимосвязи. Задачи: 1. Расширять представление о.

Конспект НОД по экологии «Наш дом — природа» Цель. Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней. Задачи. Закреплять и пополнять знания детей о природе; находить.

Конспект КВН  «Наш дом — природа» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.

Фотоотчет «Проект «Наш дом — природа»Фотоотчет «Проект «Наш дом — природа» Проект "Наш дом природа" в подготовительной группе. Цель:Формировать у детей представление о компонентах природы и их взаимосвязях,о том,что.

Проект «Малыш и природа в ДО». ФотоотчетПроект «Малыш и природа в ДО». Фотоотчет - 1-ый блок. Восприятие природы. Педагогическое сопровождение ребенка в природе. - 2-ой блок. Деятельность ребенка. Способствует активизации.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Экологический проект в старшей группе «Природа — скульптор»Экологический проект в старшей группе «Природа — скульптор» Экологический проект в старшей группе на тему:«ПРИРОДА - СКУЛЬПТОР» ДЕВИЗ ПРОЕКТА: «… Уничтожить легко, но воссоздать нет возможности».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологии «Природа — наш большой дом!»
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 15:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по экологии «Природа — наш большой дом!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Насибуллина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД