Папки-передвижки

Исследовательский проект о воде «Волшебница вода»

Набилкина Татьяна Николаевна
Исследовательский проект о воде «Волшебница вода»

Исследовательский проект «Волшебница вода» Подготовила Набилкина Т. Н.

Тема проекта : «Волшебница вода»

Участники проекта : Воспитанники средней группы

Тип проекта :

По методу: исследовательский

По количеству участников: парный

По продолжительности: средней продолжительности-2 месяца

Виды детской деятельности:

экспериментальная, теоритическая, практическая, игровая.

Публикация «Исследовательский проект о воде „Волшебница вода“» размещена в разделах

Актуальность темы:

Гуляя на улице дети стали рассматривать снег, когда он растаял в руках их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?

Цель проекта :

Создать условия для расширения знания детей о свойствах воды.

Задачи:

• Актуализировать знания детей о свойствах воды;

• Вызвать интерес детей к исследовательской деятельности;

• Способствовать развитию творческого мышления детей;

• Приобщать детей бережному отношению к природе

Объект исследования : вода.

Предмет исследования : свойства воды.

Проблема: Вода, какая она?

Гипотеза:

предположим, что вода - самое удивительное вещество, обладающее уникальными свойствами.

Обеспечение проекта :

Материально-техническое:

вода в трех агрегатных состояниях (лед, пар, жидкость, прозрачные стаканчики для воды, молоко, лимон, сахар, ложечки, гуашь, глобус, трубочки.

Учебно-методическое: картотека опытов и экспериментов, картотека подвижных игр, картотека бесед, картотека дидактических игр

Предполагаемый результат:

• -дети знают о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть); о свойствах льда, как об одном из свойств воды; умеют выдвигать предположения и делать выводы,

• - дети имеют представление об окружающем мире; понимают значение воды для всего живого;

• - бережно относится к воде;

Этапы проекта :

1. Подготовительный

• Создание интереса к исследовательской деятельности.

• Подбор опытов – экспериментов с водой, дидактических и подвижных игр.

• Подбор информации по экспериментальной деятельности

• Создание условий для самостоятельной деятельности.

План реализации проекта : (04.02.2019-29.03.2019)

Дата Содержание деятельности Цель работы Интеграция образовательных областей

04.02-08.04 Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Вовлечь родителей в проектную деятельность Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок. Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических и подвижных игр

11.02-15.02 Дидактическая игра "Какой бывает вода?"

Рассказ о воде

Беседа №1 «Вода вокруг нас»

Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде

коммуникативное

Познавательное

Речевое

18.02-22.02 Беседа №2 «Вода нужна всем

Опыт 1. «Вода прозрачная»

П/игра «Солнышко и дождик».

Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши коммуникативное

Познавательное

Речевое

физическое

25.02-01.03 Беседа №3 «Волшебница вода»

Опыт 2 «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха»

Дидактическая игра «Где спряталась вода

Познакомить детей с различными природными явлениями коммуникативное

Познавательное

Речевое

04.03-07.03 Опыт № 3 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус и запах»

М/п игра "Ручеек" Знакомить детей с традиционными народными детскими играми коммуникативное

Познавательное

Речевое

физическое

11.03-15.03 Опыт №4 “Вода жидкая, может течь”

Опыт №5 "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить".

Дидактическая игра: «Кому нужна вода Определить кому нужна вода коммуникативное

Познавательное

Речевое

18.03-22.03 Опыт № 7 «Пар – это тоже вода»

эксперимент «Куда делась вода.

П/игра «Солнышко и дождик».

демонстрация процесса перехода воды из жидкого состояния в газообразное. Показать, что пар занимает больше места, чем вода. коммуникативное

Познавательное

Речевое

физическое

25.03-29.03

Опыт № 8 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»

М/п игра "Ручеек"

Дидактическая игра "Какой бывает вода?"

Выставка совместных рисунков детей и родителей на тему: «Волшебница вода»

Знакомство со свойствами воды и закрепление детьми умений отличать три агрегатных состояния вода : жидкое, твёрдое и газообразное

коммуникативное

Познавательное

Речевое

физическое

Художественно-эстетическое

2. Выполнение проекта

беседы: «Вода вокруг нас», «Вода нужна всем», «Волшебница вода» (Приложение№ 1)

опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус и запах» «Вода жидкая, может течь», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода бывает тёплой, холодной и горячей», «Пар – это тоже вода», «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле», эксперимент «Куда делась вода. (Приложение№2).

дидактические игры: «Какой бывает вода, «Кому нужна вода, «Где спряталась вода (Приложение № 3)

подвижные игры: «Ручеек», «Солнышко и дождик», (Приложение №4)

3. Результаты

• Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

• Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к использованию воды.

• Дети с интересом проводили лабораторные опыты.

• В результате проектной деятельности был изготовлен лепбук «Волшебница вода»

Презентация проекта : защита проекта перед детьми старшей групп

Модель трех вопросов

Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем узнать?

Вода белая.

Вода нужна для супа.

Вода нужна чтобы

помыть руки, лицо,

помыться.

В воде можно плавать.

В воде плавают рыбы.

Вода может замерзнуть. Какая вода?

Где есть вода?

Кому нужна вода? Спросить у мамы, папы.

Позвонить бабушке.

Спросить у воспитателя.

Посмотреть по телевизору.

Узнать в компьютере.

Взрослые прочитают в

книге.

Рассказ о воде.

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет важную роль. Вода – это сама жизнь!

Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение очень велико. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.

Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.

Вода — существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.

Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.

Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.

Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.

Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!

Приложение №1.

Беседа №1 «Вода вокруг нас»

Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Ход беседы: Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня! Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь!

Беседа №2 «Вода нужна всем

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши. Ход беседы: Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

Беседа №3 «Волшебница вода»

Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т. п. Показать разнообразие воды в окружающей среде. Ход беседы: Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Оказывается, вода бывает очень разной. Может, как волшебница, превращаться в дождь, снег, туман, иней, лёд. Сформировать представления у детей о том, что вода может находиться в трё х состояниях: жидком, твёрдом, газообразном

Приложение № 2

Опыты и эксперименты

Опыт 1. «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком - нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 2 «У воды нет вкуса»

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

«У воды нет запаха»

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 3 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус и запах»

Описание опыта: Напомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся стаканчики с водой. Предложить детям добавить в один стакан с водой сок лимона. Что изменилось? Вода приобрела запах лимона. Предложить детям растворить в воде кусочек сахара, размешать и попробовать на вкус через трубочку – вода стала сладкой. Вывод: Вода, растворяя вещества, приобретает их вкуси запах.

Опыт №4 “Вода жидкая, может течь”

Предложить детям перелить воду из одного ёмкости в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.

Вывод: вода жидкая, льется, течёт.

Опыт №5 "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить".

Налить в стаканы воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.

Опыт № 6 «Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

Описание опыта: Налить в стаканчики воды разной температуры. Дети пальчиками трогают стенки стаканчиков, определяя, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая горячая. Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую и холодную воду. Что получилось? – Тёплая вода. Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? – Её остудил холодный лёд.

Вывод: Вода может иметь разную температуру.

Опыт № 7 «Пар – это тоже вода»

Описание опыта: Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, что происходит? – Над поверхностью воды в стакане вверх поднимается пар. Что нужно для того, чтобы образовался пар? Необходимо воду нагреть до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.

Вывод: Пар – это тоже вода. Это газообразное состояние воды

Опыт № 8 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»

Описание опыта: Напомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. Что произошло со льдом в процессе таяния? – Лёд превратился в жидкую воду.

Вывод: Лёд – твёрдая вода, тает в тепле.

Эксперимент «Куда делась вода.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Приложение № 3.

Дидактическая игра "Какой бывает вода?"

Дидактическая игра направлена на знакомство со свойствами воды и закрепление детьми умений отличать три агрегатных состояния вода : жидкое, твёрдое и газообразное.

Данная игра состоит из: коробочки, карточек разных по цвету и схематически изображающих состояния воды, цветных картинок с различными изображениями воды, в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода, туман, озеро и т. п.)

Ход игры: Сначала водящим является воспитатель, затем водящим может быть ребёнок. Раздаем карточки и переворачиваем цветные картинки изображением вниз. Водящий берёт цветную картинку и показывает играющим, дети наперегонки называют агрегатное состояние воды и водящий отдаёт картинку детям. Побеждает тот ребёнок, у которого вся карточка заполнена.

Дидактическая игра: «Кому нужна вода

Предлагаю детям карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить кому из них нужна вода и объяснить для чего.

-Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми.

- Какие картинки остались на столе? (Ничего не осталось)

- Значит, какой мы сделаем вывод? (Вода нужна всем)

Дидактическая игра «Где спряталась вода

Цель: Закрепление представлений о воде как части природы, о ее свойствах замерзать и испаряться.

Развитие внимания, памяти, связной речи.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает несколько картинок с изображением объектов природы, вещей из домашнего обихода, и просит детей сказать, где спряталась вода, в каком она виде (жидкая, пар, снег, лед).Например, такие картинки: сосулька, река, кипящий чайник, снежинка, облако, водопад, каток, ледяная горка, снежная баба, холодильник, комнатное растение.

Приложение № 4

Подвижные игры

"Ручеек"

Знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

Правила игры: Крепко держать пару за руку, продвигаться парами, не наталкиваясь друг на друга; четко произносить слова, выполнять инструкции воспитателя; выбирает " друга" только тот, кто остался без пары; ребенок, выбирающий пару, начинает движение от начала "ручейка".

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор --"ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй, миленький дружок.

Можно с вами поиграть?

Дети стоящие в колонне отвечают:

Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. "Ручеек должен двигаться быстро.

Для завершения игры использую слова, которые произносят все играющие дети хором:

В ворота ручей бежит

И тихонечко журчит.

Ручей. ручей, ручеек!

Спасибо миленький дружок!

Хорошо мы поиграли

Все друзей своих узнали.

«Солнышко и дождик».

Описание: Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется.

В игре участвуют сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой зонтик, под которым дети прячутся по сигналу «Дождик». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. Усложнить игру можно разместив домики (по3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Вывод:

Знакомство со свойствами и качествами воды мы начали с определения «Какая вода, где дети узнали, что вода прозрачная (а не белая, не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет форму, в воде исчезает соль и сахар. Провели опыты, дети на собственном примере убедились, что лед превращается в воду у них в руках, а пар это тоже вода, чему были очень удивлены. Мы провели эксперимент «Куда делась вода дети заметили, что после выходных воды стало в стаканчике меньше. Они узнали о том, что вода может испаряться. А при смешивании холодной и горячей воды она становится теплой. А также проводили беседы «Вода вокруг нас», «Вода нужна всем», «Волшебница вода». Использовали в работе дидактические игры «Какой бывает вода, «Кому нужна вода, «Где спряталась вода. Все это позволило нам расширить представления детей о том, что вода очень нужна человеку, растениям для жизни и развития. Для родителей провели фотовыставку «Волшебница вода.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно -исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.

4. Интернет ресурсы.

5. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 1999г.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Волшебница соль» .

Краткосрочный исследовательский проект в первой младшей группе «Волшебница вода» .

Познавательно-исследовательский проект «Волшебница Осень» для детей среднего дошкольного возраста Тип проекта : Познавательно-исследовательский Актуальность: В современных условиях значительного ухудшения состояния экосистемы проблема.

Проект для детей 5–6 лет «Волшебница вода» Вид проекта: познавательно-исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: - дети старшего дошкольного возраста.

Детский исследовательский проект «Вода-водица» Защите проекта "Вода-водица"СЛАЙД 1 Здравствуйте, меня зовут Вашурин Глеб мне 6 лет, я воспитанник детского сада «Колосок». СЛАЙД 2 Цель.

Проект «Вода — волшебница» Актуальность. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,.

Проект «Вода-волшебница!» Средняя группа «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая.

Познавательно-поисковый проект «Волшебница Вода»Познавательно-поисковый проект «Волшебница Вода» ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» Тип проекта: познавательно — поисковый. Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели.

Познавательный исследовательский проект «Волшебница вода» Вид проекта: Познавательный, исследовательский Продолжительность: Долгосрочный (полугодовой) Участники проекта: Дети старшей группы 5-6.

Экологический проект «Волшебница вода» Тема :«Волшебница вода» Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Участники: дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели.

Библиотека изображений:

Публикация Исследовательский проект о воде «Волшебница вода» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Набилкина Татьяна Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Исследовательский проект о воде «Волшебница вода»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 04:56
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД