Лучший педагог года

Проект по развитию речи «Сказки — добрые друзья»

Другова Алёна Николаевна
Проект по развитию речи «Сказки — добрые друзья»

Проект

«Сказки – добрые друзья»

Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники городской детской библиотеки.

Автор и руководитель проекта : Другова А. Н

Актуальность:

Публикация «Проект по развитию речи „Сказки — добрые друзья“» размещена в разделах

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное представления о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить. Так постепенно, всех нас готовят к жизни, формируют у нас важнейшие ценности.

В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.

Цель: Создание условий для повышения интереса детей к работе с книгой и дополнительного развития их познавательных и речевых умений на материале сказок.

Задачи:

Для детей:

• Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

• Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.

• Создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

• Поддержание и развитие детской эмоциональности.

• Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

• Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.

Для родителей:

• Привлечение родителей к оформлению развивающей предметно-пространственной среды.

• Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.

Обеспечение: художественная литература (сказки, иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи, методическая литература, материал для творчества детей, компьютер, музыкальный центр и др.

Формы и методы работы:

Развивающая предметно-пространственная среда:

• подбор художественной литературы

• дидактические игры

• ТСО

Самостоятельная деятельность детей:

• рассматривание иллюстраций

• рассматривание книг.

• рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:

• беседы

• чтение художественной литературы, сказок

• работа по сказке по методике Л. Фесюковой

• экскурсии

• выставки

Совместную свободную деятельность детей и родителей:

• чтение художественной литературы

• пополнение книжного уголка

• посещение выставок детского творчества в детском саду

• совместная продуктивная деятельность

Схема работы со сказкой (методика Л. Фесюковой) :

Название сказки.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка развивает руки.

Этапы работы:

Этапы Мероприятия

Для педагога Для детей Для родителей

I.Подготовительный • Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.

• Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

• Составление перспективного плана.

• Оформление развивающей предметно-пространственной среды.

• Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий.

• Составление информационных листов для родителей.

• Изучение особенностей литературного опыта детей.

• Выявление читательских интересов детей.

• Выявление возможностей использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. • Выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе.

II.Основной • Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана). • Участие детей в совместной деятельности. • Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.

• Оказание помощи в проведении мероприятий.

• Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

III. Заключительный • Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность). • Сравнительный анализ уровня сформированности читательских интересов детей • Отзывы родителей

• Подведение итогов анкетирования.

Ожидаемый результат:

Для детей:

1. Повышение уровня речевого развития детей.

2. Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

3. Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.

4. Повышение интереса к книге.

Для родителей:

1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

2. Повышение педагогической культуры родителей в проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.

План реализации проекта

1 раздел: «Вхождение в мир сказок»

Октябрь

1. Опрос детей «Чтение художественной литературы дома»

2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве».

3. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.

4. Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».

5. Проведение игры «Книжкина больница».

6. Чтение сказок : «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».

2 раздел: «Русские народные сказки»

Ноябрь

1. Изготовление с детьми закладок в книжку.

2. Консультация для родителей «Художественная литература для дошкольников».

3. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк».

4. Дидактические игры.

5. Игры с правилами «Хитрая лиса».

6. Изготовлению с детьми книг-сказок «Собери сказку»- «Заюшкина избушка» и «Лиса и волк».

7. Чтение сказок : русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин».

Декабрь

1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».

2. Инсценировка сказки «Маша и медведь».

3. Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».

4. Викторина по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк».

5. Чтение сказок : русские народные сказки «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», «Крошечка-хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл».

3 раздел: «Сказки народов мира»

Январь

1. Экскурсия в краеведческий музей

2. Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.

3. Народные подвижные игры.

4. Изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам хакасской сказки «Журавль и Цапля».

5. Чтение сказок : ненецкая сказка «Кукушечка», хакасская сказка «Журавль и Цапля», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст», мексиканская сказка «Вежливый кролик».

Февраль

1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «По сказочным дорожкам».

2. Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».

3. Дидактические игры.

4. Чтение сказок : таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка «Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье», ненецкая сказка «Айога».

4 раздел: «Авторские сказки»

Март

1. Консультация для родителей «Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей».

2. Рисование иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского «Рисуем сказку».

3. Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.

4. Викторина «Угадай сказку (К. И. Чуковский)»

5. Чтение сказок : С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать месяцев»; К. И. Чуковский «Бибигон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Бармалей».

Апрель

1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Хорошие книги – друзья навсегда».

2. Консультация для родителей «Сказки братьев Гримм»

3. Рисование и лепка персонажей из произведений братьев Гримм.

4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

5. Чтение сказок : братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».

5 раздел: «По дорогам сказок»

Май

1. Презентация проекта для родителей

2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

3. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная викторина «По дорогам сказок».

4. Изготовление книжек со сказками совместно с родителями.

Список литературы:

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А. М. –М. : Просвещение, 1989.

2. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001. – 144с.

3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития : Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М. : Линка-Пресс, 2001. – 224с.

4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова – М. : ТЦ Сфера, 2006.

6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28

7. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2009.

8. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997. – 458с.

9. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

Публикации по теме:

Дидактические сказки по развитию речиДидактические сказки по развитию речи Дидактические сказки по развитию речи. «Кто в избушку проник?» Стояла избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть.

Фотоотчет «Цветы — мои милые, нежные, добрые друзья»Фотоотчет «Цветы — мои милые, нежные, добрые друзья» Люблю я в комнате цветы, Как, может, любишь их и ты. Я их ласкаю,поливаю, Им на ночь песню напеваю. Они любовью отвечают, Улыбкой нежною.

Конспект НОД по развитию речи в форме сказки «Козочка Ме-ме и барашек Бе-бе»Конспект НОД по развитию речи в форме сказки «Козочка Ме-ме и барашек Бе-бе» Программное содержание. Подводить детей к составлению текстов – повествований. Побуждать к пересказу небольшой сказки. Обогащать словарь.

НОД по Развитию речи «В гостях у Сказки» Цель: Создание условий для развития речи дошкольников посредствам игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству. Задачи:.

Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира»Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.

Проект «Наши добрые сказки» для старшего дошкольного возрастаПроект «Наши добрые сказки» для старшего дошкольного возраста Актуальность проекта: Телевизор, видео, гаджеты и компьютер всё больше поглощают внимание ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания.

Проект по развитию речи «В гостях у сказки» Гипотеза:приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок» Цель:развитие связной речи через речевые игры, по украинской народной сказке «Колосок». Задачи: Образовательные: - Формировать умение составлять.

Творческо-познавательный проект «Старые добрые сказки»Творческо-познавательный проект «Старые добрые сказки» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ» дошкольная группа Сказки слушать я люблю, Маму вечером.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи «Сказки — добрые друзья»
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 16:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД