Получи документы

Проект по познавательному развитию «Берегите первоцветы — украшение планеты»

Петренко Любовь
Проект по познавательному развитию «Берегите первоцветы — украшение планеты»

Пояснительная записка.

Возрастная группа: средняя и старшая подгруппы.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Вид проекта : исследовательско-творческий, групповой.

Длительность проекта : краткосрочный (Апрель–Май)

Актуальность проекта.

Дошкольное детство является началом формирования экологической направленности личности, так как этот период станет основой осознанного отношения к окружающей действительности и останется в памяти человека навсегда.

Публикация «Проект по познавательному развитию „Берегите первоцветы — украшение планеты“» размещена в разделах

Психологи утверждают, что на этом этапе дошкольного детства, ребёнок впитывает в себя эмоциональное впечатление о природе родного края, о новых формах жизни, у него формируется основа экологического мышления и начальные элементы экологической культуры. Но всё это происходит только тогда, когда мы – взрослые, сами обладаем той самой экологической культурой и можем помочь ребёнку наладить взаимоотношение с окружающим нас прекрасным миром природы.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, окружающую нас?

Хотя наши дети живут в селе, они редко общаются с природой. Многие из них просто не обращают внимания на растения и животных, которые обитают рядом с ними. Однако невозможно любить и охранять то, чего не знаешь. И поэтому возник вопрос о создании проекта связанным с экологическим воспитанием. Проблема является актуальной для нашего села, а также и для больших городов.

Защитники природы регулярно проводят природоохранные акции, но они не всегда находят отклик из-за недопонимания взрослыми важности экологических проблем. Привлечь внимание к проблеме окружающей природы, к сожалению, сложно. В нашем обществе привыкли считать, что решение этих задач – обязанность специальных служб и организаций. Между тем каждый из нас должен внести свой вклад в сохранение нашей природы.

Все мы знаем, что такое «Красная книга». И нужно понимать, что только «брать» из природы нельзя, мы имеем право на то, что можем вырастить. Надо помнить слова, сказанные П. И. Чайковским: «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им».

Поэтому, очень важно, чтобы дети понимали и осваивали «азбуку» экологии, вместе со своими родителями, бабушками и дедушками. А так как, часто наши современные родители очень заняты, основная роль в формировании у дошкольников экологической культуры отводится воспитателям. Возможно, увлекательная работа над экологическим проектом поможет разбудить сознательность взрослых и детей.

Цели и задачи проекта

Так, 2017 год указом президента России В. В. Путиным, был объявлен годом экологии. Во многих дошкольных учреждениях экологическое воспитание является приоритетным направлением в реализации проектов. В ходе непосредственно образовательной деятельности, экспериментирования, наблюдений, прогулок, в ходе реализации тематических проектов воспитатели учат осознавать, что состояние природы зависит от каждодневных действий человека.

Наш «Грузсчанский детский сад» также занимается проектной деятельностью. Многие из проектов, реализованных в ДОУ, имеют экологическую направленность. Один из них – творческий долгосрочный проект «Берегите первоцветы – украшение планеты (далее – Проект, который был разработан и реализован воспитателем и воспитанниками разновозрастной группы «Грузсчанского детского сада» в 2017 году.

Этот проект, посвященный первоцветам как части природы, освещает такие актуальные вопросы, как сохранение исчезающих видов растений, и направлен на реализацию лозунга: «Мыслить глобально – действовать локально!». Он затрагивает не только проблемы экологии, но и социальный вопрос – взаимосвязи детского сада и социума, природоохранные акции.

Одно из направлений современного дошкольного образования – интеграция и поддержка детской инициативы. Вместе с проблемой устойчивого развития проект помогает решить ряд задач, связанных с воспитанием детей и их обучением. Так как ДОУ уделяет большое внимание эстетическому развитию дошкольников, очень важно научить их видеть красоту окружающей нас природы и стараться отражать ее в разных видах изобразительной деятельности, что также предусматривает этот проект.

Перед началом проектной деятельности были определены главные вопросы:

- «Зачем нужны первоцветы

- «Почему они исчезают?»

- «Что мы можем сделать для их сохранения?»

- «Что для этого могут сделать взрослые?»

Основная цель проекта – обучение дошкольников умению «видеть» природу, понимать её значение и необходимость охраны, формирование у детей новой системы ценностей, навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения, бережного и эмоционального отношения к природе, желания сохранить природу своего края.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи проекта :

- Познакомить детей (на доступном уровне) с первоцветами и раннецветущими растениями в окрестностях, их особенностями, разнообразием, средой обитания;

- Обсуждение с детьми причин исчезновения первоцветов;

- Определение вместе с воспитанниками значения и состояния природы в нашей местности, степени её зависимости от человека;

- Знакомство детей с «Красной книгой», для чего она создаётся и чем отличается от других книг, почему на её страницах есть первоцветы;

- Создание своей «Красной книги», в которую вошли детские рисунки первоцветов, придуманные дошкольниками совместно с родителями, о том, как нельзя и как можно вести себя в природе. Например, нельзя рвать первоцветы, топтать их, загрязнять места их обитания и т. д. Можно любоваться первоцветами, фотографировать их, рисовать, наблюдать за ними.

- Посадка первоцветов на участке детского сада и наблюдение за их ростом и развитием.

- Организация природоохранной акции совместно с родителями по защите первоцветов «Сохрани первоцвет».

Проект реализовывался в несколько этапов и включал в себя три тематических блока. Содержание каждого блока направлено на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Реализация проекта предусматривает наличие перспективного плана. С апреля по май включительно осуществлялась непосредственная образовательная деятельность по экологии, развитию речи, рисованию, аппликации, лепке, чтение художественной литературы. Воспитатель рассказывал детям о первоцветах, совместно с детьми выращивали и наблюдали за ними в ДОУ.

Для закрепления новых знаний проводились театрализованные игры, дидактические и настольно – печатные. В ходе реализации проекта дети познакомились с «Красной книгой» и узнали о занесённых в неё растениях. Дети совместно с родителями приняли участие в изготовлении и распространении листовок с призывом из «Красной книги» : «Не истреби, не сорви, не затопчи!»

Этапы проекта :

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;

3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Задачи этапов экологического проекта

«Берегите первоцветы – украшение планеты

Первый этап «Какие растения называют первоцветами».

Образовательные Воспитательные Развивающие

Знакомство детей с первыми весенними цветами и особенностями их развития.

Выяснение значения первоцветов в природе и в жизни человека, взаимосвязь первоцветов с животным миром.

Показ на доступном уровне многообразия видов раннецветущих растений.

Знакомство детей с «Красной книгой», причинами исчезновения некоторых видов первоцветов.

Выращивание первоцветов на участке детского сада, наблюдение за ростом и циклом их развития.

Формирование навыков ухода за первоцветами. Воспитывать гуманное отношение к растениям, в том числе первоцветам, умение сопереживать им как живым существам.

Воспитание любви к родному краю.

Формулирование правил поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе и рисование их вместе с детьми на основе обсуждений.

Углубление понимания неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места их обитания. Развитие умения прогнозировать последствия своих действий по отношению к первоцветам.

Развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать.

Обучение восприятию красоты природы и передаче её через рисование, лепку, музыку.

Второй этап «Красная книга «Первоцветы».

Образовательные Воспитательные Развивающие

Знакомство детей с понятием «Красная книга» и причиной возникновения таких книг.

Систематизирование изученного материала о первоцветах.

Подбор материала, изготовление и оформление Красной книги. Прививание навыков работы в группе.

Поощрение доброжелательного отношения друг к другу.

Воспитание уважения к труду своих товарищей, внимания, аккуратности, целеустремленности. Развитие любознательности и познавательных процессов;

умения понимать причинно – следственные связи в природе; творческих способностей;

умения работать коллективно.

Третий этап «Мыслим глобально – действуем локально».

Образовательные Воспитательные Развивающие

Подбор материала и форм работы по распространению идей проекта.

Разработка вместе с детьми идей плакатов экологических акций и листовок «Берегите первоцветы» (совместно с семьями).

Обсуждение с детьми, что можем сделать мы для сохранения первоцветов. Воспитание любви к родному краю, к его природе. Развитие любознательности и познавательного интереса к окружающему нас миру, навыков речевой культуры и ораторского искусства.

Перспективный план мероприятий в рамках реализации проекта.

Дата Тема занятия. Программное содержание.

17.04.17

19.04.17

20.04.17

21.04.17

24.04.17

25.04.17

26.04.17

27.04.17

28.04.17 Познавательная беседа с детьми на тему «Первые весенние цветы».

Д/и «Что изменилось», «Скажи иначе».

Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш».

Экологические игры «К весеннему цветку беги», «Узнай по описанию».

Рисование «Одуванчики на солнечном лугу».

Игра «Доскажи слово»

Составление рассказа «Весна в лесу».

Д/у «Отбери и назови цветы, которые знаешь».

Лепка «Ландыши в лесу». Уточнить и расширить знания детей о первоцветах.

Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове.

Развивать наблюдательность, связную речь.

Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности.

Активизировать речь детей.

Развивать связную речь.

Развивать навыки работы с пластилином, в частности выполнение фона на картонной основе.

10.05.17

11.05.17 Слушание музыки Вивальди первый концерт «Весна», Чайковский «Времена года».

Аппликация «Подснежники».

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок из бумаги «Весенние цветы»

Учить слушать музыку.

Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая на фон.

Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

12.05.17

15.05.17

16.05.17

17.05.17

18.05.17

19.05.17

Беседа о «Первых весенних цветах».

Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев».

Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я цветочек».

Заучивание отрывка из стихотворения «Тюльпаны».

Нетрадиционное рисование «Мать-и-мачеха».

Д/и «Да- нет».

Чтение П. Соловьёва «Подснежник».

Закреплять знания детей о первоцветах. Уточнить из каких частей состоит цветок. Почему необходимо беречь цветы, и какую роль играют в природе и жизни людей и животных.

Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки.

Получить представление о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем питаются.

Активизировать внимание и память, развивать связную речь.

Развитие навыков рисования жёсткой кистью.

Развитие логического мышления, сообразительности.

Обобщить представления детей о многообразии цветов.

22.05.17

23.05.17

24.05.17

25.05.17 Музыкальное занятие «Здравствуй красавица весна!».

Лепка «Я на цветочной поляне».

Д/и. «Что где растёт?»

Оформление стенгазеты «Берегите первоцветы – украшение планеты Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

Закрепить умение лепить цветы.

Обобщить и систематизировать знания о цветах в лесу и в саду. Формировать устойчивый интерес к явлениям живой природы.

Представить результаты совместного творчества детей.

Заключение.

Проект получился познавательным для всех его участников. Знания, умения, навыки, которые дети получили в ходе непосредственной образовательной деятельности, на тематических прогулках, станут фундаментом для формирования у них определённой системы ценностей. Дети узнали, что к их мнению взрослые относятся серьёзно и с пониманием.

Благодаря проекту, его участники поняли, что сберечь природу можно только объединив усилия, что экология – не отвлеченная наука, а имеющая непосредственное отношение к нашей жизни. Дети убедились в том, что природа не только существует, но и нуждается в помощи и защите людей.

Проект завершен, но работа в данном направлении продолжается, ведь вокруг немало экологических проблем, в решении которых могут принять участие не только взрослые, но и дети.

Список литературы.

Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию».

Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры».

Деркунская В. А. «Проектная деятельность дошкольников».

Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы».

Публикации по теме:

Берегите первоцветы! (в рамках экологического проекта). ФотоотчётБерегите первоцветы! (в рамках экологического проекта). Фотоотчёт В природе всё закономерно: кончается зима, и вот, к нам сама, быстрыми шагами, шагает красавица - ВЕСНА, и под её тёплыми ногами тают,.

Конспект занятия по художественному творчеству «Берегите первоцветы-украшение планеты»Конспект занятия по художественному творчеству «Берегите первоцветы-украшение планеты» Задачи: Формировать представления об изменениях в природе, происходящих весной. Уточнить и расширять представления о весенних цветах.

Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы»Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы» Программное содержание: • Расширять представления о первоцветах, бережном отношении человека к природе. • Формировать реалистическое представление.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Наша стенгазета «Берегите первоцветы!»Наша стенгазета «Берегите первоцветы!» В нашей группе "Солнышко" был разработан и реализовывался проект по экологии"Берегите первоцветы!".В рамках этого проекта дети познакомились.

Открытка «Берегите первоцветы!» Фотоотчёт занятия по экологии.Открытка «Берегите первоцветы!» Фотоотчёт занятия по экологии. В рамках проекта по экологии мы с ребятами познакомились с первоцветами,разучили стихи и песни о подснежниках,одуванчиках,разгадывали загадки,читали.

Познавательно-информационное занятие по экологии «Берегите первоцветы»Познавательно-информационное занятие по экологии «Берегите первоцветы» Познавательно – информационное занятие по экологии на тему «Берегите первоцветы» Содержание материала: 1 раздел. Цели и задачи экологического.

Проект по экологии «Берегите первоцветы!» Проект по экологии в старшей группе "Берегите первоцветы!" Паспорт проекта Вид проекта: информационно-творческий По продолжительности: краткосрочный.

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет на тему «Первоцветы Томской области» Образовательная область: «Познавательное развитие». Направление: ознакомление с миром природы. Тема: Первоцветы Томской области. Педагогическая.

Фотоотчет «Экологическая акция «Берегите первоцветы!»Фотоотчет «Экологическая акция «Берегите первоцветы!» Стартовала экологическая акция «Берегите Первоцветы». В нашем детском саду она проводилась впервые, поэтому акция вызвала большой интерес,.

Библиотека изображений:

Публикация Проект по познавательному развитию «Берегите первоцветы — украшение планеты» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Петренко Любовь на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект по познавательному развитию «Берегите первоцветы — украшение планеты»
Опубликовано: 15 октября 2020 в 19:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД