МААМ-картинки

Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!»

ЕЛЕНА КАЛМЫКОВА
Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!»

«Каждый народ не просто хранит исторически

сложившиеся воспитательные традиции и

особенности, но и стремится перенести

их в будущее, чтобы не утратить исторического

национального лица и самобытности»

А. П. Гужвин

Почетный академик Международной

экологической академии

глава администрации

Астраханской области

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи - одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играют образовательные учреждения, детские и молодежные организации, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

Публикация «Проект по организации мини-музея в ДОУ „Не забыть нам их подвиг великий!“» размещена в разделах

Проблема заключается так же в том, что нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает.

По мнению А. П. Гужвина «Историческое развитие человечества невозможно без передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим. С точки зрения воспитание детей есть формирование нашего будущего. К нему и обращена своими целями и задачами педагогика, имеющая серьезный этнический аспект, которым не станет пренебрегать настоящий воспитатель»

Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

В нашем детском саду постоянно рождаются новые проекты. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музея, которая проходила в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

Подготовительный этап: в рамках подготовительного этапа на заседании педагогического совета педагоги обсудили, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении.

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды. Над проектом работала творческая группа педагогов: Андреева Елена Борисовна, Каленова Ольга Александровна, Леликова Наталья Константиновна, Рыбашлыкова Наталья Геннадьевна. Руководитель проекта : Калмыкова Елена Владимировна.

Были сформулированы основные задачи предстоящей работы. Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяли тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывали модель будущей экспозиции.

Основная Концепция проекта по созданию и организации деятельности мини – музея «Не забыть нам их подвиг великий - его функциональность и целесообразность.

Мы считаем, что музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.

При создании проекта мы опирались на рекомендации:

- ст. преподавателя кафедры гуманитарных общественных дисциплин ГАОУ АО ДПО «АИПКП» Ткачевой Э. Ю. ;

- заведующей научно-просветительским отделом Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина Страшко И. В. ;

- руководителя Зала боевой и трудовой славы МБОУ «СОШ №13», учителя истории и обществознания Соболевой Л. Н.

Выделив основные проблемы в развитии музея, мы приступили к определению и разработке целей и задач.

Целью создания мини-музея является

формирование у детей знаний об историческом прошлом страны связных с Великой Отечественной войной 1941-1945годов.

Цели педагогов:

- знакомить дошкольников с боевыми подвигами народа в годы

Великой Отечественной войны, с местами боевой славы, с песнями военных

лет;

- ориентировать родителей на приобщение детей к истории военных лет,

совершенствовать педагогику сотрудничества;

- обеспечивать условия для патриотического воспитания детей.

Задачи:

- расширение представлений о содержании музейной культуры;

- развитие навыков восприятия музейного языка;

- выявление творческих способностей детей;

- создание условий для творческого общения и сотрудничества;

- содействие развитию у детей: начал исторического и гражданского

самосознания, ощущения причастности к культуре, истории родного края.

В военно-историческом мини-музее детского сада "Не забыть нам их подвиг великий" представлены экспозиции:

1. «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

2 «.Книги о войне» (мини-библиотека)

3. «Письма с фронта»

4. «И танки наши быстры…»

5. «Дорогой Победы наших дедов»

Мини - музей "Не забыть нам их подвиг великий" является предметной развивающей средой для детей «Детского сада №11». Именно на основе музейно-образовательной среды мини – музея "Не забыть нам их подвиг великий" реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной среды.

Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с историческими и этнографическими музеями города.

Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи города.

Практический этап: это непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музея : сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

Творческая группа в целях формирования у воспитанников ценного отношения к военной истории родного края организовала работу по поиску и изучению документов времен Великой Отечественной войны.

В процессе создания мини-музея учитывались следующие принципы:

интеграции - мини-музей учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

деятельности и интерактивности - мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности, т. е. использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д. ;

природосообразности - мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

научности - представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

гуманизации и партнерства - мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

культуросообразности - мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

динамичности и вариативности - экспозиция мини-музея постоянно дополняется и обновляется с учетом возрастных особенностей детей группы;

разнообразия - наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

регионального компонента - мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Формы, методы и приёмы работы.

Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.

Реализация проекта по созданию и организации деятельности мини-музея «Не забыть нам их подвиг великий

Что имеем?

- Наличие теоретического и практического материалов по краеведению для работы с детьми.

- Наличие программы «Я – астраханец».

- Наличие в группах уголков родного края с необходимыми материалами и пособиями.

- Богатый набор литературы и иллюстрированного материала по знакомству с историей культурой города и края.

- Желание педагогов и родителей участвовать в сборе материала для экспозиций мини - музея, организации экскурсий в исторические и этнографические музеи города.

Что планируем сделать?

- Установление и поддержание взаимоотношений с учреждениями культуры города и края, музеями и выставками, салонами, институтами культуры и образования, с Домами детского творчества, с Музеями Боевой славы и т. д.

- Проведение праздников и развлечений, посиделок, мероприятий с детьми и взрослыми.

- Участие в праздниках, акциях, проводимых в районе и в городе.

- Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.

- Посещение культурных учреждений города и праздников, проводимых администрацией города.

- Организация встреч с ветеранами ВОВ и интересными людьми.

- Организация уголков родного края в группах.

- Пополнение фонда музея новыми экспонатами.

- Организация библиотеки книг художественного и краеведческого содержания.

- Оформление тематических стендов.

- Изготовление дидактических игр и пособий.

- Разработка перспективных планов работы по данному направлению.

- Организация кружковой работы.

- Организация выставок работ детей и родителей.

- Выявление лучшего семейного опыта воспитания.

Ожидаемые результаты

- Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ:

- Понимание национальных ценностей.

- Посещение историко-краеведческих музеев детьми с педагогами и с родителями.

- Перенос полученных на занятиях знаний на современный опыт домашнего быта и в свободную деятельность детей.

Принципы функционирования музея:

- Соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

- Наглядность, которая обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.

- Интерактивность и полифункциональность музейного пространства.

- Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

- Обеспечение необходимыми условиями поисковотворческой деятельности детей.

Характеристика помещения: мини-музей располагается в кабинете музейной педагогики общей площадью 9,1 кв. м. на 1 этаже 2 этажного здания; освещение естественное и люминесцентное (8 ламп); хранение экспонатов в шкафах, контейнерах, особо ценные экспонаты хранятся в сейфе.

В зале расположены шкафы и настенные стенды. Весь наглядный материал расположен на высоте, доступной детям дошкольного возраста, выполнен из современных материалов, красочно и эстетично оформлен. На полках и в удобных современных боксах расположены историко-этнографическая литература, дидактическая и художественная литература, диафильмы, слайды, карты и схемы.

Все экспонаты удобно размещены для восприятия детьми дошкольного возраста.

Имеются:

- книга отзывов и предложений,

- инвентарная книга поступлений и учета экспонатов.

Оценка фонда

В фонде мини-музея насчитывается около 10 подлинных экспонатов и 50 имитирующих экспонатов. В нашем мини-музее имеются наиболее ценные экспонаты, переданные командиром сводного поискового отряда «Лотос» Кучеровой Н. В. История этих предметов, времен ВОВ, пользуется огромным интересом среди детей и взрослых. Данные предметы были найдены при раскопках на «Вахтах Памяти» в Калужской области и Республики Калмыкия Яшкульский район посёлок Хулхута.

Физическое состояние: Представленные предметы находятся в удовлетворительном состоянии. Все предметы подвергаются при поступлении в фонд мини-музея чистке с учетом специфики материала, из которого они изготовлены. Предметы одежды стираются, проветриваются.

Учет и хранение:

В музее имеется книга поступлений (инвентарная книга, где указываются:

- дата поступления экспоната в музей;

- инвентарный номер экспоната;

- полное наименование предмета на русском языке;

- приблизительная датировка, автор, мастер, место производства;

- материал;

- техника выполнения;

- размер, количество;

- сохранность;

- откуда поступил, ФИО владельца;

- примечание

Условия хранения удовлетворительные.

Экскурсионно-массовая работа: Основные посетители – дети, посещающие детский сад, родители, педагоги микрорайона, учителя школ и школьники.

Материалы мини-музея широко используются на занятиях по патриотическому воспитанию, в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, при праздновании праздников, при подготовке к занятиям.

Заключительный этап: подведение итогов работы, открытие мини-музея в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музей детского сада продолжает обновляться новыми экспозициями. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея.

Таким образом, мини-музей, созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Литература

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие - М. : ЦГЛ., 2005

2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.

3. Дошкольникам о защитниках Отечества /под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006

4. Дарешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004. С. 19-22

5. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. №6-2003. С. 8-9

6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ. -М. :АРКТИ,2003

7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1

8. Лукина Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.

9. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ №1-2005.

10. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И. В. и др. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005

11. С чего начинается Родина? / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. -М. :ТЦ сфера, 2003

12. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ. -2005, №1

Публикации по теме:

Проект к Дню Победы «Не забыть нам этой даты, что победу принесла»Проект к Дню Победы «Не забыть нам этой даты, что победу принесла» В 2015 году была [ знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ»Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ» Актуальность Создание мини-музея в ДОУ является весьма актуальной темой, так как в первую очередь решается одна из главных задач педагогического.

Конспект праздника, посвященный 9 Мая. «Не забудем их подвиг великий…» подготовительная группа. Звучит голос Левитана об окончании войны, объявлении праздничного парада. Под фонограмму песни «Москва, златые купола» дети с флажками маршем.

Консультация для педагогов «Организация мини-музея в группе ДОУ» ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ? Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М. : Советская энциклопедия, 1979.). Музей- от.

Мастер-класс «Модель создания мини-музея в условиях ДОУ» Тип мастер-класса: Комбинированный. Вид мастер-класса: беседа, практическая работа. Цель: повышение компетентности педагогов в использовании.

Мастер-класс «Создание модели мини-музея в ДОУ» Цель: Взаимообмен опытом и методическими наработками. Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Проект «Создание мини-музея в ДОУ»Проект «Создание мини-музея в ДОУ» Подготовили: Минкина В. И., Лобанова Т. Н. Проект: Создание мини - музея в ДОУ Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, познавательный,.

Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ»Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ» Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям.

Проект по созданию мини-музея «Матрешка» Цель проекта: • Развитие эмоционально-ценностного отношения к русской культуре через художественно-продуктивную деятельность. • Формировать.

Сценарий праздника для старших дошкольников «Не забудем их подвиг великий» Сценарий праздника для старших дошкольников «Не забудем их подвиг великий» Автор: воспитатель первой квалификационной категории Неретина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!»
Опубликовано: 17 января 2018 в 20:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД