Папки-передвижки

Проект по духовно — нравственному воспитанию «Образ Солнца»

Ольга Котельникова
Проект по духовно — нравственному воспитанию «Образ Солнца»

Проект по духовно - нравственному воспитанию

«Образ Солнца»

Срок реализации проекта – 1 месяц.

Тип проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и социальное развитие участников образовательного процесса.

Вид проекта - межгрупповой.

Гипотеза проекта.

Публикация «Проект по духовно — нравственному воспитанию „Образ Солнца“» размещена в разделах

Использование новых форм подготовки и проведения активных занятий по программе «Социокультурные истоки» (организация совместных занятий детей разного возраста) будет содействовать повышению их эффективности и формированию у дошкольников устойчивого интереса к восприятию социокультурных и духовно – нравственных категорий.

Цель проекта.

Разработать и апробировать новую модель организации совместной и непосредственной образовательной деятельности с детьми для повышения эффективности и результативности активных занятий по программе «Социокультурные истоки» и формирования у дошкольников устойчивого интереса к восприятию социокультурных и духовно-нравственных категорий - через тесное сотрудничество и активное взаимодействие педагогов и воспитанников разных возрастных групп при подготовке и проведении совместных занятий.

Задачи по реализации проекта :

1. Первоначальное знакомство детей младшей группы с социокультурной категорией «Образ солнца», дальнейшее освоение данной категории детьми подготовительной группы.

2. Развитие общения и взаимодействия детей со сверстниками и со старшими детьми, формирование готовности детей к совместной деятельности.

3. Развитие эмоциональной сферы ребенка: отзывчивости, сопереживания, уважения, доброжелательного отношения к окружающим, чувства взаимопомощи и заботы, умение договариваться, слушать друг друга, приходить к согласию.

4. Расширить представление детей о природном объекте – Солнце, его влиянии на окружающий мир.

5. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

6. Познакомить детей с образами- символами чувашских узоров, изображающих солнце.

7. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества детей в двигательной деятельности. Формирование интереса к чувашским народным играм.

Актуальность проекта.

«…Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу. прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится».

(В. В. Зеньковский)

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Стандарт дошкольного образования в направлении «познавательное развитие» предполагает «развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения».

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является сохранение человеческого в наших детях, заложение нравственных основ, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств.

Как решить эту задачу?

Самый доступный для понимания детьми трех-четырех лет образ- это образ Солнца. Солнышко дарит свет, тепло, радость. Благодаря матери и солнцу маленький ребенок воспринимает мир добрым и светлым. А добрый мир-это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

Как сохранить у ребенка это солнечное и доброе восприятие мира на всю жизнь? Как соединить воедино образ и действительность? Как вырастить и воспитать счастливого, здорового физически и нравственно человека?

Мы считаем, что на данном этапе именно через образ Солнца мы сможем раскрыть нашим малышам значение таких социокультурных и нравственных категорий и понятий как доброта, забота, радость, любовь и доверие.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.

Как показывает практика, при восприятии и освоении социокультурных категорий и понятий дети младших групп испытывают затруднение. Это связано с тем, что они впервые сталкиваются с активными формами обучения, такими как ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе, которые проводятся по определенным правилам. В связи с этим возникла необходимость в использовании новых и необычных форм и приемов при подготовке и проведении этих занятий. Выход мы нашли в использовании опыта участия старших сверстников в активных формах совместной деятельности на занятиях по программе «Социокультурные истоки».

Мы считаем, что апробируемая нами новая форма организации активных занятий по программе «Социокультурные истоки» способствует повышению их эффективности и результативности, а также лучшему восприятию и освоению дошкольниками социокультурных и духовно-нравственных категорий.

Ожидаемые результаты реализации проекта

для детей:

• Через тесное сотрудничество и активное взаимодействие педагогов и воспитанников разных возрастных групп у детей повысится интерес к восприятию и дальнейшему освоению социокультурной категории Образ (Образ Солнца, духовно-нравственных категорий Доброта, Забота, Отзывчивость, Согласие.

• Развитие социальных компетенций ребенка в коллективе, в общении друг с другом и со старшими детьми получит новый импульс.

• Активный словарь детей пополнится словами из произведений устного народного творчества про солнце.

• Расширится представление детей о природном объекте – Солнце, его влиянии на окружающий мир, развивается наблюдательность, интерес к экспериментированию.

• Дети научатся изображать солнце, используя нетрадиционные техники рисования, а так же образы-символы чувашских узоров.

• Повысится интерес к подвижным играм народов, проживающих на территории Чувашской Республики (на примере игр о солнце).

для педагогов:

• Совершенствование компетентности педагогов, авторов данного проекта, в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

• Объединение усилий педагогов по реализации программы «Социокультурные истоки».

для родителей:

• Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей.

• Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного воспитания детей.

Участники проекта :

воспитатели младшей группы Егорова Л. Н. и Кудрявцева Т. В. ,

воспитатель подготовительной группы Котельникова О. И. ,

дети младшей и подготовительной групп,

родители.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта :

Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

Подбор литературы по теме; произведений устного народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

Подготовка материала для познавательной (опытно-экспериментальной, продуктивной деятельности;

Подборка дидактических, подвижных, хороводных игр, игр – развлечений;

Использование мультимедийного комплекса и презентаций к непосредственно – образовательной и совместной деятельности с детьми.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

1. Постановка цели, определение задач, разработка содержания учебно-воспитательного процесса по теме проекта, подбор литературы и материала.

2. Беседы с детьми с целью выявления у детей (диагностика) знаний о солнце как об объекте неживой природы и о солнце как Образе света.

3. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, пословиц и поговорок о солнце, иллюстраций, картин, видеоматериала по теме.

4. Подготовка атрибутов для игр, опытов и совместной деятельности;

5. Анкетирование родителей. Информирование родителей о предстоящем проекте. Обсуждение вариантов их участия в реализации проекта.

II. Основной этап.

Игровая деятельность.

1. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Разложи правильно», «Подбери картинки», «Собери картинку». «Солнце, воздух и вода», Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «А уж ясно солнышко».

2. Двигательная

1. Подвижные игры: «Солнечный зайчик»; «Солнышко и дождик»;

Чувашская подвижная игра: «Луна или солнце»

2. Малоподвижная игра «Построй солнышко»;

3. Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Солнышко Лучистое»;

4. Физкультминутка «Я на солнышке лежу».

3. Коммуникативная.

Беседы:

«Почему в солнечную погоду нужно носить панаму?»;

«О пользе солнца для здоровья человека»;

«Что было бы, если бы не было солнца

«Мы всегда играем дружно»

• Знакомство детей с пословицами и поговорками о солнце.

• Отгадывание загадок о солнце.

Словесное творчество старших детей: сочинение загадок, коротких рассказов, сказочных историй про солнце.

4. Чтение художественной литературы.

«Заря-заряница…», «Радуга-дуга», «У солнышка в гостях» пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; А. Бродский «Солнечный зайчик»; К. Чуковский «Краденое солнце»; К. Д. Ушинский «Ветер и солнце».

Чтение и заучивание потешек про солнышко.

1. Познавательно – исследовательская.

1. Наблюдение за изменениями положения солнца в течение дня.

2. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома).

3. Экспериментирование: опыт «Температура предметов на солнце и в тени».

4. Игры-эксперименты в центре песка и воды: «Отражение солнца в воде»

5. Игры с солнечным зайчиком.

5. Продуктивная.

1. Рисование: «Солнышко»;

2. Рисование на снегу «Солнышко лучистое».

3. Лепка: «Лучики для солнышка».

6. Музыкально – художественная.

«Закличка солнца», сл. народные, обр. И. Лазарева и М. Лазарева. Слушание и разучивание песен «Выглянуло солнышко» муз. Ю. Чичкова сл. Л. Кондрашенко;р. н. песня «Солнышко», хороводные игры «Солнышкино платьице», сл. И муз. Е. Гомоновой; «Греет солнышко теплее», сл. О. Высоцкой,муз. Т. Вилькорейской.

7. Театрализованная деятельность.

Игры-имитации по содержанию потешек, закличек.

Образное перевоплощение по передаче образа солнца.

Игра-драматизации по мотивам художественных произведений о солнце (К. Чуковский «Краденое солнце», Г. Лагздынь «Солнышко», К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» и др.)

8. НОД

1. Аппликация с элементами рисования «Ходит в небе солнышко».

2. Рисование «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!»

3. Рисование «А у солнышка лучи ясные». Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце.

4. Аппликация «Сияющее солнце или мерцающая звезда». Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце, в технике аппликации.

5. Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было солнца

9. Совместные мероприятия

1. Просмотры:

мультфильмы - «Краденое солнце», «Мамино солнышко», «Петушок и солнышко»;

познавательные фильмы - «Где спит солнышко», «Детям о Солнце».

2. Показ театрализованных представлений по мотивам знакомых сказок детьми подготовительной группы для детей младшей группы: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Гуси-лебеди».

3. Совместные прогулки по территории детского сада.

4. Организация подвижных игр, игр-забав на прогулке.

5. Празднование именин в группе.

6. Помощь малышам в режимных моментах (одевание на прогулку, расчистка дорожек на участке, совместные игры).

10. Работа с родителями

1. Заседание творческой группы родителей «Разработка и реализация проекта «Образ Солнца».

2. Активное занятие с родителями на тему: «Образ Солнца».

3. Консультация «Варианты участия в проекте».

4. Консультация «О взаимоотношениях детей разного возраста в семье и в детском саду».

Заключительный этап.

Итоговые мероприятия проекта :

1. Подведение итогов проекта.

2. Презентация «Праздник Солнца».

3. Подготовка презентации по фотографиям.

4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

Публикации по теме:

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей» Воспитатель: Боголепова Е. Н.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группыИз опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Хлеб — всему голова» для средней группы Паспорт проекта «Хлеб всему голова» (средняя группа) Автор проекта: воспитатель первой кв. категории Пятовская М. С. Информационная карта.

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию 1. «Знакомство» Ее можно проводить с родителями и педагогами, так же с детьми подготовительной группы. Суть ее заключается в том, что вы.

Мини-проект по духовно нравственному воспитанию «Покров. Пресвятая Богородица»Мини-проект по духовно нравственному воспитанию «Покров. Пресвятая Богородица» Мини - Проект по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе «Пчелка» «Покров Пресвятой Богородицы». (В рамках проектной.

Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников «Любовь к Родине» «Приобщение дошкольников к прошлому и настоящему своей культуры, через связь поколений, народные традиции, поэзию, песни» Патриотическое.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Чему мы радуемся?» Мы радуемся всему! Радуемся солнышку и мирному голубому небу. Радуемся порхающей бабочке и русской белой берёзке. Радуемся красивым и величавым.

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» МАДОУ «Детский сад «Машенька» Проект «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». «Где дружба прочна, там.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» 1. Название проекта. Проект по духовно-нравственному воспитанию. 2. Творческое название проекта: «Уроки доброты» 3. Актуальность: Дошкольное.

Проект по духовно-нравственному воспитанию в первой младшей группе «Бабушка — ты моя душа» «Руководить нравственным воспитанием- это значит создавать тот моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о.

Семинар по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по духовно — нравственному воспитанию «Образ Солнца»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 19:13
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД