Получи документы

Проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Юлия Торопова
Проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Проект

«Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста»

Автор-составитель: Торопова Ю. С.

Музыкальный руководитель

Шарья

2022г.

СТРУКТУРА проекта

1. Полное наименование проекта «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

2. Аннотация

Публикация «Проект „Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Русская народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества,в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы.

Игрушка-это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей. Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, локаничностью. чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются, в основном, из глины, дерева, соломы и бересты. Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки. качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха-символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять. В какой именно местности ее смастерили.

Как уже выше говорилось. Игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковскааая и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская, Мазыкская игрушка, Матрешка, птица счастья).

ФГОС ДО в области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие интересов детей, укрепление их здоровья, что и было взято за основу разработки проекта.

Аудитория проекта : музыкальный руководитель, родители и воспитанники ДОУ.

Цель проекта : формирование духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО посредством интеграции музыкальной и изобразительной деятельности через ознакомление с русскими народными игрушками, русским народным творчеством и русскими традициями.

Задачи проекта.

Образовательные:

• Дать детям представление о многообразии русских народных игрушек.

• Познакомить с духовными ценностями русского народа и традиционного уклада жизни;

• Пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

• Подвести детей к пониманию того, что современные игрушки не всегда полезны для их духовно-нравственного воспитания и развития. ;

• Поощрять стремление детей к эмоциональному и выразительному исполнению освоенного музыкального материала;

• Уметь донести до слушателей музыкальный образ музыкального произведения.

Развивающие:

• Развивать музыкально-художественный вкус детей, фантазию, творческое воображение, индивидуальные интересы и способности, интерес к декоративно-прикладному и музыкальному искусству.

• Развивать желание создавать предметы декоративно-прикладного искусства, участвовать в театрализованных постановках сказок о вреде современных игрушек и о пользе русских народных.

• Развивать у детей интерес к истории и народным традициям своей страны;

Воспитательные :

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Воспитывать у детей чувство любви к русской народной игрушке, музыке.

Реализация проекта : осуществляется на базе образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Семицветик»» городского округа город Шарья Костромской области.

Сроки реализации проекта- 2 года.

3. Описание объекта проектирования : В данном проекте использовано самое действенное средство на дошкольника- игровая деятельность, театрализованная деятельность, изготовление русских народных кукол.

Проект опирается на ООП МБДОУ «Детский сад №6 «Семицветик»», на основу обязательного минимума содержания областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие»

Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.

Инструментарий

Объект:

Предмет:.

Проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста» включает цикл познавательных занятий, мероприятий, конкурсов и концертов, в ходе которых дети совместно с педагогами смогут продемонстрировать полученные навыки игры на свирели и блок-флейте исполняя музыкальные произведения с аккомпанементом сольно и в ансамбле.

ОПИСАНИЕ проекта

Новизна проекта заключается в том, что в современном мире отмечается снижение уровня моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Происходит доминирование материальных ценностей над духовными, искажение представлений детей о таких добродетелях, как доброта,милосердие. В современном обществе наблюдается общий рост социальной напряженности и агрессии (даже среди детей).Искажение нравственного сознания,эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно-здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Модель нововведения.

Предлагая детям знакомство с разновидностями русских народных игрушек, русскими традициями и православными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам. православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно -нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значимости народных игрушек в жизни русского народа.

Игрушка- великое изобретение человечества. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение. Великий педагог и великий святой Иоанн Златоуст еще в 4 веке учил, что перед вопросом воспитания детей все прочие вопросы отступают на второй план. Но. возможно ли воспитание без игры? Какой должна быть игрушка?

Из истории игрушки. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, не смотря на их различие. Во многом сходны по конструкции. форме. Декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера- природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других- дорогостоящие, затейливые. сделанные на заказ механические куклы. Игрушка кукла имеет многовековую историю. Археологи в раскопках находят игрушки на ряду с утварью, предметами быта. Что доказывает: Древние мастера понимали значение детской игрушки- забавлять ребенка, помогая ему познавать мир. Древние люди важную роль отдавали кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми.

Духовно-нравственное развитие-процесс целенаправленного внешнего воздействия социума на внутренний мир и поведение ребенка с целью формирования у него нравственных качеств, усвоения им образцов и этических норм как регуляторов поведения.

Игрушка является психокультурные инструментом развития ребенка. Она транслирует культурные и духовно значимые образы, идеи, сюжеты. Столь необходимые для здорового развития любой нации. это значит, игрушка должна оцениваться в определенной системе духовно-нравственных координат.

На сегодняшний день. можно определенно сказать, что для идентификации ребенка (его уподобления кому-то, постановки себя на место другого) как механизма формирования личности гражданина почти отсутствуют положительные образы и персонажи, и изобилуют отрицательные. А ребенок,обязательно, идентифицируется со взрослым и сверстником, со сказочным персонажем, с игрушкой. .С паровозом- в скорости, с медвежонком- в доброте и не злбии, с солдатиком- в смелости, стойкости, верности долгу.

Что опасного может быть в игрушках с духовно-нравственной точки зрения? Механизм известен: любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить самого себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это действие и эти эмоции обязательно воспроизведутся когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка особым образом программирует поведение ребенка.

Периодизацию (психического) развития человека практически все (и отечественные и зарубежные учёные) ведут с момента рождения ребёнка. Известно. что к третьему месяцу пренатального (внутриутробного) развития ребёнка уже сформированы все системы его жизнидеятельности, эмоциональная сфера, память, спрсобность к восприятию и обучению. Внутриутробный период- не просто закладка органов и систем жизнеобеспечения ребёнка, это очень ответственный этап в жизни человека, его соматического, психического и духовного здоровья, определяющих его поведение и социальную активность. Поэтому мать, отец и близкие будущего малыша способны выказывать эмоциональное отношение и любовь, способствующие физическому, интелектуальному и духовному развитию ребёнка. В соответствии с психологическими исследованиями, дошкольный возраст является сензитивным, самым чувствительным периодом для формирования не только когнитивных (познавательных, но и нравственных эталонов и норм, которые входят в систему ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения.

Эмоционально окрашенные, символически насыщенные образы, внедряемые через игрушки в детское сознание и подсознание, навсегда остаюся в душе человека. Культурно значимые образцы, воплощённые в игрушках-это высоко идеологизированная сфера. Она определяет и "взращивает" определённые личностные свойства посредством образования детей в различных сферах жизни. Каких? Во- первых, в сфере места и назначения человека данного возраста и пола в обществе; во-вторых, в сфере задач жизненного пути человека и его деятельности; кроме того. в сфере отношения с миром предков и потомков, прошлым и будущем; отношения с миром духовным, божественным, в сфере системе идеалов как образцов. Игровое пространство может быть наполнено традиционными играми, отобранными сотнями детских поколений и вошедшими в золотой фонд народных игр, записанных взрослыми исследователями. Они должны быть осторожно адаптированы к современным детям и переданы им, так чтобы мальчикам и девочкам захотелось в них играть. Следовательно, необходимо воссоздание игровой традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового фольклора. Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интелектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребёнку- дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в деском сообществе. Изготовление игрушек собственными руками и при участии взрослых- тоже очень перспективное направление. Игрушки- изделия художественных промыслов, сделанные руками детей, являющиеся средством культурно-эстетического развития ребёнка, формирование его национального достоинства. Действительно, игрушка не только развлечение, но она готова помочь и в учении, и в лечении ребёнка. Поэтому необходимо играть вместе с детьми. А также потрудимся, поучим и поучимся у наших детей терпению и прощению обид, любознательности, простоте, искренности. Именно рядом с детьми, в детской субкультуре открываются для нас начальные пути отношения к другому человеку. И без этих отношений не может быть счастлив и духовно здоров любой человек и, прежде всего ребёнок. А такие отношения рождаются в добром взаимодействии, в сопереживании, в совместной деятельности маленького человека с другими — взрослыми и сверстниками.

С помощью игры становится эффективнее обучения ребёнка и приятнее его воспитание!

В направлении совершенствования развивающей предметно-пространственной среды (в соответствии с ФГОС ДО) :

-новые требования к условиям развивающей предметно-пространственной среды;

-вариативная часть ООП ДОУ.

В направлении работы с детьми:

-система мероприятий для познавательного развития в различных областях деятельности детей старшего дошкольного возраста;

В направлении развития педагогов:

-практика привлечения педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста;

-повышение квалификации педагогических кадров;

-использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки к совместной деятельности.

4. Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленных целей (введение данной модели).

Дети участвуют в подготовке к показательным мероприятиям с родителями, конкурсами, концертам, творческим вечерам и другим мероприятиям.

Вывод: проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста» способствует укреплению духовно-нравственных и личностных качеств детей дошкольного возраста,, повышению качества образования дошкольников в областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие».

5. Рабочий план реализации проекта.

Этапы работы над проектом «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста»

Этапы работы Сроки Содержание работы

1. Подготовительный. 1. Разработать занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с разновидностями русских народных игрушек и их значении в духовно-нравственном развитии и воспитании личности ребенка.

2 Дополнить игровые пособия в группах фигурками русских народных кукол.

3. Разработать консультации для родителей воспитанников по данной теме.

4. Разработать буклеты по теме проекта с целью разъяснения родителям воспитанников значимости проекта.

5. Составить график проведения индивидуальных занятий с детьми по освоению игры на свирели и блок-флейте.

6. Проанализировать создание условий в методическом кабинете.

7. Организовать работу с родителями по данному направлению.

2. Технологический 1. Подобрать и изучить информацию методического характера, (методическую литературу) позволяющую обучить детей игре на свирели. (методическое пособие по обучению детей игре на свирели, рабочие тетради, альбомы для рисования дома)

2. Проанализировать раздел ООП МБДОУ «Детский сад №6 «Семицветик»» область «Художественно-эстетическое развитие» (а именно методику творческой деятельности детей»)

3. Разработать проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста».

4. Организовать презентацию проекта.

5. Создание условий для реализации проекта «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста с применением инновационных технологий»

6. Просчитать материально-техническое обеспечение проекта.

3. Апробация. 1. Апробировать проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста» с детьми.

2. Провести диагностику знаний, умений, навыков, уровня развития детей во время внедрения проекта «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста» - выявить наличие или отсутствие музыкальных навыков у детей.

4. Внедрение 1. Работа по проекту «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста» с детьми старшей группы

3. Продолжать пополнять образовательный процесс музыкальными инструментами (детскими свирелями и блок-флейтами, нотными тетрадями, пюпитрами, пополнить картотеку игр на развитие певческого дыхания.

4. Предложить детям участие в различных мероприятиях детского сада, городского Центра Досуга с целью получения исполнительских навыков и демонстрации освоения игры на свирели и блок-флейте.

5. Подведение итогов.

1. Диагностика знаний, умений, навыков, полученных детьми во время обучения игре на свирели и блок-флейте, а также, уровня музыкального развития детей во время внедрения проекта «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста» - динамика повышения или отставания уровня развития знаний у детей.

2. Создание итогового продукта - мини-концерт для воспитанников ДОУ и их родителей.

Обобщение опыта работы по проекту «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста», выступление на пед. совете.

Рабочий план реализации проекта.

Этапы работы Сроки Содержание работы

1. Подготовительный 1. Диагностика детей в области «Художественно-эстетическое развитие».

2. Анализ диагностических данных.

2. Технологический 1. Анализ ООП ДОУ «Семицветик»

2. Подбор и изучение методической литературы.

Приобретение современной методической литературы по данному направлению.

3. Подбор музыкального материала по данной теме проекта.

4. Приобретение необходимых пособий, оснащение современным технологическим оборудованием.

5. Распределение обязанностей между педагогами в группе.

6. Презентация проекта.

5. Апробация 1. Работа над проектом

3. Корректировка проекта.

6. Подведение итогов 1. Итоговое мероприятие.

2. Педсовет.

3. Решение

7. Внедрение 1. Работа по проекту «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста»

8. Конкретные результаты.

Проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание и развитие детей дощкольного возраста» способствует формированию духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО посредством интеграции музыкальной и изобразительной деятельности через ознакомление с русскими народными игрушками, русским народным творчеством и русскими традициями.

Для выполнения поставленных задач проектной деятельности в ДОУ созданы следующие условия;

-применяются инновационные формы работы с детьми;

-пополняется и обогащается предметно-пространственная среда по данному направлению;

-используются условия социума;

-отобраны диагностические методики по художественно-эстетическому развитию.

Проектная деятельность не повлекла за собой больших финансовых затрат из бюджета.

Для обеспечения осуществления целей и задач проекта были задействованы следующие специалисты: музыкальный руководитель

7. Механизм оценки результатов.

В результате проектной деятельности возникло сотрудничество детей, педагогов и родителей.

Педагоги участвовали в организации поэтапного решения возникшей проблемы, разрабатывали алгоритм действий и пришли к общему результату – разработан проект «Музыкальное развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста с применением инновационных технологий посредством игры на свирели и блок-флейте».

Реализация проекта повлияла на развитие учреждения, на образовательный процесс в ДОУ, на развитие предметно-пространственной среды.

Таким образом, созданы условия развития детей дошкольного возраста. Выявлены эффективные методы работы с детьми:

8. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Дети с желанием участвуют в мероприятиях, и делятся своими успехами с родителями.

Планируется продолжить проект для обмена опытом с педагогами ДОУ и музыкальными руководителями других детских садов нашего города.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 марта 2023 в 13:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Влияние современных игрушек на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Торопова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД