Получи документы

Проект «Песочная терапия или друзья песочного человечка»

Татьяна Малханова
Проект «Песочная терапия или друзья песочного человечка»

Проект "Песочная терапия или друзья песочного человечка"

Начав работать в детском саду, столкнулась с такой проблемой- основная масса детей моей группы мальчики, конфликтные ситуации разрешали агрессивно: дрались, кусались, царапались, в играх не умели делиться игрушками, были не расположены к сотрудничеству со сверстниками, не было "зачатков" игры "вместе", при общении не умели излагать просьбу, высказывать свои чувсва, переживания. Наблюдая за играми детей в песочнице на улице, в летний период, я заметила, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие. И это натолкнуло на идею создания проекта "Песочная терапия или друзья песочного человечка"

Публикация «Проект „Песочная терапия или друзья песочного человечка“» размещена в разделах

Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Началом работы над опытом стал анализ анкет и тестов родителей детей, наблюдения за детьми, а также результаты диагностики дошкольников, чтобы быстро и эффективно составить представления об особенностях нарушения общения у детей. Результаты показали следующее: в группе, наибольший процент занимает агрессивность, высокая степень конфликтности, небольшой процент замкнутости, тревожности, у двух детей гиперактивность. Результаты тестирования родителей, с использованием теста-опросника, показали, что в некоторых семьях присутствуют такие типы воспитания:симбиотический (родители стараются сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию); эмоционально-отвергающий и авторитарный. А это в свою очередь вызывает значительные трудности во взаимоотношениях родителей и детей.

Изучив педагогическую, психологическую, методическую литературу и практический опыт, я предположила, что реализация проекта "Песочная терапия" поможет сформировать навыки коммуникативного общения и корректировать поведенческие расстроиства.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок более старшего возраста, входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Поэтому мной был разработан данный проект “ Песочная терапия или друзья песочного человечка”.

В своей группе, использую песок круглый год. Дети очень любят игры в песке. В течение всех летних месяцев они неустанно «трудятся» в песочнице : строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные. Песок помогает детям находить взаимопонимание. Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству разных по возрасту детей, строить совместные планы и осуществлять их. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. С наступлением зимы, мы не прощаемся с играми в песке до весны. Мы у себя в группе, совместно с родителями, изготовили «мини песочницу».

Содержание проектной деятельности, я построила таким образом, чтобы используя игры и упражнения с песком на занятиях и в свободной деятельности, можно было добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определённого действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а это очень важно и ценно, как для самого ребёнка, так и для общества в целом. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Ведущей психолого-педагогической идеей проекта стало создание условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования коммуникативных навыков общения, через использование метода песочной игротерапии.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков, т. е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Актуальность темы

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с общением. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено, где мог бы проявлять творческую активность. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения.

Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. С детьми младших групп можно использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период их адаптации к жизни в детском саду. В дошкольных группах педагог через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

Понимая важность и значение использования игр с песком, в целях решения возникшей в результате анализа проблемы в группе дошкольного учреждения, мной был разработан проект "Песочная терапия или друзья песочного человечка".

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

Цель:

- Формирование коммуникативных навыков общения ребенка со сверстниками, развитие его эмоционально волевой сферы и сенсорики.

Задачи:

Организовать работу с “педагогической песочницей”;

Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий по использованию методов и приемов песочной игротерапии;

Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

Развитие детской самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и общению в социуме;

Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Адресная направленность

Данный проект рассчитан на воспитанников второй младшей группы детского сада, родителей, педагогов. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. В основе проекта лежит также опыт работы ДОУ и практические исследования в области дошкольного воспитания.

Срок реализации: август 2018г. – июнь 2019 г.

Тип проекта :

– По доминирующей деятельности информационно-практико-ориентированный;

– По числу участников групповой, ориентированный на детей группы, родителей, педагогов;

– По времени проведения долгосрочный;

– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Новизна проекта

Новизна состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации, в оптимальном комбинировании различных методов и в использовании элементов песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью повышения их коммуникативных навыков общения.

3. Принципы, условия, предполагаемые результаты реализации проекта

Принципы реализации проекта :

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

"Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

сочетание научности и доступности материала;

наглядность;

характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

профессиональная компетентность педагога;

принцип от близкого к далекому;

принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

Стабилизация эмоционального состояния детей ;

Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей;

Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Условия реализации

Условиями реализации предложенного педагогического проектирования по внедрению элементов песочной игротерапии в практику работы ДОУ являются следующие:

организация предметно-развивающей среды в группе ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

4. Этапы реализации и содержание проектной деятельности

Первый этап – август-сентябрь 2018г. (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, подобран необходимый диагностический инструментарий.

Второй этап – октябрь 2018г. диагностическо-методический.

Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

Создание банка идей и предложений;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

Определение задач воспитательно-образовательного процесса;

Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – ноябрь 2018г. – апрель 2019 г. реализация проекта – в процессе чего был реализован педагогический проект.

Четвертый этап – май – июнь 2019 г. (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов). Презентация опыта работы на РМО педагогов ДОУ района, районной выставке «Воспитатель – творец».

Оборудование «педагогической песочницы»

1. Для игр с песком прежде всего необходима «песочница» -это водонепроницаемый деревянный ящик, для коррекционных занятий предпочтение отдаё тся квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки, она должна располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к ней со всех четырёх сторон.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

. Набор игрового материала

(хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, машины, геометрические фигуры – словом, все, что встречается в окружающем мире.

Принципы работы с детьми:

системность подачи материала,

наглядность обучения,

цикличность построения работы,

доступность,

проблемность,

развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Условия работы с детьми:

Согласие и желание ребенка.

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Психолого-педагогическое сопровождение представлено:

Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;

Создание системы педагогической диагностики, которую может реализовать воспитатель для отслеживания результатов работы;

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий

Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей.

При проведении первых игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

Структура:

- Введение в тему "Знакомство с песочной страной" и его жителем "песочным человечком" (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

- Знакомство с правилами игр на песке;

- Формулировка темы, инструкции к играм;

- Содержание игры - занятия;

- Итог, ритуал выхода.

Подбирая материал, ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход. Применялись и такие формы работы с детьми, как:

1. Непосредственно-образовательная деятельность: "День рождение песочного человечка", "Путешествие золотой рыбки" и т. д.

2. Сюжетные игры.

3. Игры-забавы –, «Откопай сюрприз для колобка», «Спрячь ты, а Машенька будет искать», «Необыкновенные следы».

4. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

5. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

9. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т. д.

Воспитатель является активным участником процесса повышения коммуникативных возможностей дошкольников: организует детей, помогает справиться с нежелательными эмоциями, выполняет определенные роли, отмечает и анализирует проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Во время прогулок старалась привлекать к песочным играм и родителей детей, у которых выявлено агрессивное поведение, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

Анкетирование, тестирование родителей;

Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;

Привлечение родителей к изготовлению игрового материала для работы с песком;

Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).

Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада, родители);

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

Индивидуальная консультативная работа;

Родительское собрание с показом практической работы с детьми.

Основные средства:

Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

5. Результаты реализации проекта

Определение уровня сформированности навыков коммуникативного общения и психологического самочувствия детей проводилось через:

- сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале проектной деятельности (сентябрь 2018г.) и на конец проектной деятельности (май 2019г.);

- сравнение результатов анкетирования родителей.

В результате использования песочной игротерапии мы наблюдали положительные изменения.

У детей:

- значительно повысился общий эмоциональный фон;

- снизился уровень агрессии, конфликтности, тревожности;

- повысилась познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

У родителей:

- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;

- активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку снять эмоциональное напряжение;

- повышается психолого-педагогическая культура;

У педагога. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников.

6. Трансляция опыта работы по проекту :

самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту на Педагогическом совете;

панорама педагогических достижений на РМО руководителей дошкольных учреждений и воспитателей ДОУ: «Возможности песочной игротерапии»;

оформление стенда: «Педагогическая песочница»

презентация проекта на районной выставке – панораме «Воспитатель – творец».

Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

7. Литература :

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб. : «Речь», 2010

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб. : «Речь», 2005

4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб. : «Детство-Пресс», 2010

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб. : Речь, 2008.

6. Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006

7. Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008

8. Кичура В. В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Конспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапияКонспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапия Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью Педагог: Здравствуйте, дети.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Песочная терапия или друзья песочного человечка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Малханова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Песочная терапия или друзья песочного человечка»
Опубликовано: 12 января 2021 в 18:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД