Папки-передвижки

Проект «Педагоги. Дети. Родители»

Елена Веснина
Проект «Педагоги. Дети. Родители»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22 «Радуга

села Новоселицкого, Новоселицкого муниципального округа,

Ставропольского края»

Разработчики проекта :

Веснина Елена Георгиевна – старший воспитатель

Раздобудько Вера Евгеньевна – педагог-психолог

Свиридонова Наталья Васильевна – воспитатель

Аннотация

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их готовности к школьному образованию и успешной жизни.

Публикация «Проект „Педагоги, Дети, Родители“» размещена в разделах

Цель проекта- сотрудничество педагогов ДОУ и семьи в вопросах сохранения физического и психического здоровья дошкольников.

В его основе лежит исследование и развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления детей.

Опыт работы ДОУ по данному направлению представлен на территориальном методическом объединении педагогов дошкольного образования в 2021 г.

Пояснительная записка

«Семья как фактор формирования личности ребёнка является уникальным феноменом, не имеющим равнозначного эквивалента».

Узбеков И. Г.

В воспитании детей семью нельзя заменить никаким другим социальным институтом. Русский философ И. А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Концепция модернизации Российского образования на период до 2030 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Важную помощь семье в воспитании ребёнка оказывают дошкольные учреждения. Семья и дошкольное учреждение дополняют друг друга, создают наилучшие условия для воспитания и развития детей. Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится всё более актуальным и востребованным.

В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.

Исследователями доказано, что важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.

В связи с этим, мы сделали для себя выводы о том, что в нашей работе необходимо:

• Вовлекать родителей в образовательный процесс, формировать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку.

• Организовать совместный путь к обеспечению интеллектуального и эстетического развития воспитанников, а также физического и психологического здоровья детей.

Выделяя данные приоритеты, первое на что должна быть направлена деятельность детского учреждения, это взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, поддержка семей своих воспитанников, помощь семье в развитии её воспитательного потенциала, информирование и включение семьи в интересную и содержательную жизнь детского сада.

Почему на наш взгляд главной задачей является взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста?

Потому что данная проблема, проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.

На сегодняшний день мы уже работаем над задачей по сохранению здоровья детей. Нами разработан проект «Здоровый малыш», что позволило нам создать собственный вариант образовательной системы учреждения, обеспечивающий разносторонне и полноценное развитие детей от 1,6-7 лет, а также укрепление их физического и психического здоровья.

1. У нас создана развивающая предметная среда, отвечающая последним требованиям здоровьесбережения дошкольников;

2. Налажены партнёрские отношения с другими образовательными учреждениями и с ближайшим социумом.

3. Учреждение укомплектовано высококвалифицированными кадрами.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается уход за каждым ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода, организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки. Создают обстановку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными навыками безопасного передвижения. Но всё же, несмотря на это, мы пришли к выводу, что более высоких результатов в вопросах оздоровления детей мы добьёмся только благодаря совместной, согласованной работе педагогов и родителей.

Модель инновационного проекта

«. Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно» Н. М. Амосов

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в начале 21 века, повлекли за собой огромные изменения, это коснулось и привычного уклада жизни и нравственно – ценностных ориентаций, что не могло не отразиться на воспитании и здоровье детей в семье. В настоящее время наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей, прежде всего физического и психического. Отсюда перед педагогами встал вопрос о сохранение здоровья детей, но для этого следует объединиться с родителями, так как семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его психическое и физическое развитие и действует только сообща, мы сможем добиться хороших результатов в достижении нашей цели.

Таким образом, с 2021 года мы решили внедрить в свою деятельность проект «Родители + дети + педагоги». Этот проект, прежде всего, должен быть направлен на оздоровление и воспитание дошкольников в совместной деятельности с родителями детей. Также в его основе лежит исследование и развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления детей.

В ходе экспериментальной деятельности мы пытались ответить на важные для нас вопросы: «Как заинтересовать родителей, «Как сделать работу эффективной?», «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?»

Были определены основные направления работы:

• Создать условий развития и оздоровления ребенка;

• Разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника в ДОУ и семье;

• Осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.

Первым шагом для успешной реализации проекта станет оснащение необходимым инвентарем физкультурного зала, процедурного кабинета, физкультурных зон в групповых комнатах, спортивной площадки для занятий на улице.

Вторым шагом является разработка комплексной системы оптимизации традиций физического воспитания детей в семье. Для этого планируются:

анкетирование родителей;

введение программы психолого-педагогического образования родителей;

запуск работы школы педагогического мастерства «Всей семьей на старт!»;

создание информационного пространства «В здоровом теле здоровый дух!»;

создание клуба «Школа для родителей»;

проведение конкуров «Семейные традиции», игры – тренинги «Родители – дети», «Дети – родители»;

организация видеотеки для родителей.

Система взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания детей разработана в силу особой актуальности проблем сохранения физического и психического здоровья дошкольника.

Цель:

Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.

Задачи:

• Обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении;

• Формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

• Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка;

• Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Мы разработали ряд принципов, которые позволят более последовательно реализовать содержание и методику совместной с семьей работы:

Единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координаций усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучения педагогами успешного опыта семейного воспитания.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ оздоровления детей.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе.

Мы считаем, что соблюдение данных принципов позволит нам приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных упражнений, подвижных игр, а также поможет в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома и конечно же в следствии этого последует снижение уровня заболеваемости детей.

В рамках института семьи приоритетным в воспитании детей остается положительное внимание добрых семейных отношений на всесторонне формирование личности ребенка, семейные традиции. Они играют важную роль в развитии личной культуры и духовой жизни, обеспечении преемственности поколений. Ведь именно общаясь с родителями, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них модели социального поведения. Оценивая происходящее, ребенок в первую очередь опирается на опыт жизненных действий своих близких родственников.

Содержательную сторону традиций физического воспитания в семье определяют различные формы:

организация условий жизни (режим дня, рацион питания, комплекс культурно-гигиенических навыков);

физические упражнения (подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения);

физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, витаминизация питания);

организация семейного досуга (семейные праздники с элементами физкультуры и спорта, посещение спортивных зрелищ);

способы и приемы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни (беседы, чтение различных литературных произведений, личный пример родителей и других членов семьи).

Оптимизация современных видов деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей предполагает осуществление в нашем ДОУ в три этапа, которые отражены в приложении 1.

На первом этапе анкетирование родителей (приложение 2) по выявлению потребности в оздоровительных услугах для воспитанников нашего сада показало, что 100 процентов опрошенных считают, что детям необходимы оздоровительные услуги. А важность традиций в физическом воспитании отметить 12 процентов опрошенных родителей.

Затем мы попросили детей нарисовать рисунок на тему «Мой выходной день». На них мы не увидели родителе, ни детей занимающихся спортом. На всех рисунках ребенок был один, либо в окружении игрушек – везде без родителей, то есть для него самым главным впечатлением от выходного дня были не родители или спортивные игры, а игрушки.

Возможные риски:

– низкая мотивация родителей;

– психологическая неготовность к принятию идеи педагогов.

Пути преодоления рисков:

– разработка методических рекомендаций для педагогов;

– организация бесед и консультаций для родителей;

– организация теоретических семинаров для родителей;

– создание медиатеки.

Механизм получения информационной эффективности проведенной работы:

– анкетирование родителей;

– тестирование воспитанников;

– мониторинг.

Предполагающие результаты экспериментальной работы:

– формирование здорового образа жизни у детей;

– снижение заболеваемости детей;

– развитие физических качеств детей;

– развитие у детей устойчивого интереса к физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания;

– разработка программ по обучению родителей принципам оздоровительно-развивающих технологий в воспитании детей;

– готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье.

Приложение 1

Основные направления организации в оздоровительной работе в дошкольном учреждении и семье

Родители Дети Педагоги, медицинские работники

I этап

Информационный (анкетирование, интервьюирование) : комплексное пролонгированное анкетирование родителей по выявлению потребностей в оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ;

социологическое исследование по определению социального статуса, физического воспитания и микроклимата в семье. Информационный (интервьюирование, диагностика) : диагностика уровня физического развития детей;

выявление динамики в состоянии здоровья детей;

мониторинг посещаемости детей ДОУ, их потребности в здоровом образе жизни. Рефлексивный:

изучение программы сотрудничества ДОУ и семьи, пакета материалов оздоровительной работы;

оценка воспитателями своих умений физического воспитания дошкольников;

разработка и проектирование нового метода работы:

– формулировка цели;

– разработка содержания;

– определение критериев оценки инновации;

– разработка мероприятий.

II этап

Практический:

составление фотоальбома, отражающую спортивную жизнь семьи;

разработка семейного кодекса здоровья и эмблемы здоровья;

фоторепортаж (хроника одного дня) : «День здоровья в своей семье»; журнал «Я и мой папа (мама) – чемпионы;

индивидуальные проекты : «секреты здоровья», «выставка семейных реликвий», «Я и мое тело», дневник «Я расту»;

оценка моторной одаренности детей;

клуб «Школа для родителей»;

выпуск валеологической газеты «Неболейка». Ориентировочно – мотивационный:

чтение сказок и рассказов о пользе физических упражнений и беседы о прочитанном;

составление спортивного генеалогического древа семьи;

исследование проблемно-творческих упражнений для создания положительной мотивации здорового образа жизни;

рисунки «Мой выходной день»;

коллаж на тему «Наш любимый вид спорта»;

конкурс «Фантазеры» (коллаж, рисунки от всей семьи, фотомонтаж) на тему «Как я победил на олимпийских играх»;

совместная с родителями физкультурная деятельность в физкультурном зале

Практичный:

информирование коллектива по проблемным вопросам организации физического воспитания в ДОУ и семье;

методическая, психологическая поддержка;

Отработка рекомендаций;

Включение инновации в повседневную практику;

Корректирование работы, внесение изменений в модель взаимодействия ДОУ и семьи.

III этап

Аналитический (методы анализа результатов) :

написание творческих игровых сочинений «Традиции здоровья в нашей семье»;

заполнение опросников по выявлению представлений о факторах, определяющих здоровье детей; подведение итогов работы; поощрение и внедрение положительного воспитания в семьях; принявших активное участие в конкурсе – «Всей семьей – на старт!». Итоговый:

заполнение опросника по выявлению иерархии мотивов, побуждающих к использованию элементов физической культуры, потребности в здоровом образе жизни;

подведение итогов диагностической работы для реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании. Аналитический (методы анализа результатов) :

итоговая беседа;

исследование адекватности родительской оценки динамики развития физических способностей детей;

анкетирование по выявлению представлений о результативности инноваций.

План

работы «Школы для родителей»

№ Тема встречи сроки ответственный

1 Ребёнок пошёл в детский сад сентябрь Педагог- психолог

2 Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка октябрь Воспитатель по физической культуре

3 Вредные привычки. Как от них избавиться? ноябрь Старший воспитатель

4 Значение режимных моментов для здоровья ребёнка ноябрь Старший воспитатель

5 Эмоциональное здоровье ребёнка декабрь Педагог- психолог

6 Как правильно закаливать ребёнка? декабрь Воспитатель по физической культуре;

Ст. медсестра

7 Двигательная активность детей в ДОУ и дома январь Старший воспитатель

8 Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний февраль Ст. медсестра

9 Нарушение осанки. Как избежать этого? февраль Воспитатель по физической культуре

10 Профилактика ОРЗ в домашних условиях март Ст. медсестра

11 Психологическое здоровье в семье апрель Педагог- психолог

12 Организация семейного досуга, или как провести выходные апрель Старший воспитатель

14 Профилактика плоскостопия май Воспитатель по физической культуре

15 Как правильно организовать летний отдых для дошкольника? май- июнь Старший воспитатель

План

физкультурно-оздоровительных мероприятий и контроль их реализации на учебный год

Мероприятие Время проведения

Физкультурный досуг. Два раза в месяц

День здоровья. 1 раз в квартал

Физкультурный праздник. 2 раза в год

Диагностика состояния здоровья детей. 2 раза в год

Диагностика психического развития дошкольников. 2 раза в год

Диагностика физического развития дошкольников. 2 раза в год

Медико-педагогический контроль. 2 раза в год

Заполнение листа здоровья. В начале года

Приложение 2

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты.

Внимательно прочитайте вопрос и выберите подходящий ответ. Нужный ответ подчеркните или обведите кружочком. Если на один вопрос вы можете дать несколько ответов, пронумеруйте их по значимости.

1. Пол вашего ребенка.

2. Возраст вашего ребенка.

3. Как вы считаете, высока ли двигательная активность вашего ребенка?

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

4. Назовите расстояние от вашего дома до дошкольного учреждения.

До 500 м.

От 500 до 1000 м.

От 1 до 2 км.

От 2 до 4 км.

Более 4 км.

5. Как добирается ваш ребенок в дошкольное учреждение?

Пешком.

На транспорте.

6. Как вы оцениваете постановку воспитания вашего ребенка в дошкольном учреждении по каждому виду?

Умственное – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Физическое – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Нравственное – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Трудовое – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

7. Посещает ли ваш ребенок, кроме занятий в дошкольном учреждении, еще занятия по общей физической подготовка в другом месте.

Да.

Нет.

8. Назовите любимые виды деятельности вашего ребенка в свободное время (выберите три вида).

Игры с игрушками.

Конструирование.

Просмотр книжек.

Рисование.

Игры на воздухе.

Пение.

Музыка.

Прогулки.

Игры с мячом.

Другие виды деятельности.

9. Считаете ли вы, что ваш ребенок выделяется среди других детей уровнем развития физических качеств (отметьте каждое качество).

Быстрота – да, нет.

Ловкость – да, нет.

Гибкость – да, нет.

Сила – да, нет.

Выносливость - да, нет.

10. Имеет ли ребенок возможность вблизи от места жительства посещать занятия по физической культуре и спорту?

Секцию по спорту – да, нет.

Секцию общефизической подготовки – да, нет.

Занятия лечебной физкультурой - да, нет.

11. Обращаете ли вы внимание на физическое воспитание вашего ребенка?

Систематически.

В выходные дни.

Во время отпуска.

Вообще нет.

Затрудняюсь ответить.

12. Что мешает вам активно заниматься физическим развитием своего ребенка?

Состояние здоровья.

Недостаток времени.

Продолжительный рабочий день.

Недостаток воли.

Недостаток знаний и умений.

Усталость на работе.

Домашние дела.

Другие факторы.

13. Каковы источники ваших знаний о физическом воспитании?

Чтение специальных книг.

Передачи по телевиденью и радио.

Статьи в газетах и журналах.

Специалисты дошкольных учреждений.

Лекции и беседы.

Детские врачи.

Родственники.

Друзья и знакомые.

Не интересуюсь.

Исхожу из личного опыта.

14. Укажите, как проявляется двигательная активности вашего ребенка.

Утренняя гимнастика – систематически; случайно; не занимается.

Прогулки – систематически; случайно; не занимается.

Игры на воздухе – систематически; случайно; не занимается.

Туристические походы –

Купание и плаванье (в сезон).

Лыжи, санки (в сезон).

Катание на коньках (в сезон).

Лечебная физкультура.

Другие виды спорта.

15. Как в домашних условиях ребенок относится к выполнению утренней гимнастики, физических упражнений?

Охотно и с удовольствием.

Просто охотно.

Не охотно.

Не выполняет.

16. Кто, по вашему мнению, в большей степени влияет на формирование двигательной активности ребенка?

Отец.

Мать.

Оба родителя.

Воспитатели.

Братья и сестры.

Кто-то другой (кто).

Никто.

Благодарим за проделанную работу!

Публикации по теме:

«Зимняя сказка» выставка работ совместного творчества родители и дети«Зимняя сказка» выставка работ совместного творчества родители и дети Как я писала ранее - я люблю проводить выставки работ совместного творчества родители и дети. Во - первых, это одна из эффективных форм.

Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые родители»Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые родители» Цель: формирование здоровья детей дошкольного возраста. Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Проблема сохранения.

Консультация для родителей «Здоровые дети — счастливые родители»Консультация для родителей «Здоровые дети — счастливые родители» Здоровый образ жизни - это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности.

Открытие футбольной площадки в детском саду. Педагоги и дети на спортивной арене (фотоотчет) ВидеоОткрытие футбольной площадки в детском саду. Педагоги и дети на спортивной арене (фотоотчет) Видео Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Поэтому приоритетным.

Педагоги, дети и родители — мы вместе. ФотоотчетПедагоги, дети и родители — мы вместе. Фотоотчет «На тропинках, на дорожках Снег таинственно лежит. Он лежит и нас тревожит, Человек в снегу скользит. Человек идти спокойно В красоте такой.

Педагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группеПедагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группе Имея множество готовых пособий и игр, у современного педагога всё же возникает потребность в дополнительных материалах, разработанных лично.

Предновогодние хлопоты — оформление группы. Дети, родители, воспитателиПредновогодние хлопоты — оформление группы. Дети, родители, воспитатели Зима. Ёлочка нарядная. Дедушка Мороз и Снегурочка. Новый год. Эта тема затрагивает всех жителей нашей планеты, особенно жителей страны.

Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги) Проект: «Мячи бывают разными» Пояснительная записка: ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Педагоги. Дети. Родители»
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 11:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД