Папки-передвижки

Проект «Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой»

татьяна
Проект «Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 196»

г. Хабаровск

Проект

«Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой»

Средняя группа № 8 «Аленький цветочек»

Срок реализации проекта 1 месяц

Воспитатели:

Алексеева С. А.

Аралбаева Т. В.

Г. Хабаровск

2022 г.

Публикация «Проект „Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой“» размещена в разделах

Тип проекта : Познавательно-творческий проект.

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Возраст детей : 4-5 лет.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Цель проекта :

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов (дымковская роспись).

Задачи проекта :

- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

- развивать связную речь детей при рассказывании потешек, закличек, песен;

- познакомить детей с разными видами народного творчества;

- развивать художественно — творческие способности детей;

- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :

- заучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- использование русских народных песен и танцев;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

Ожидаемые результаты:

Для воспитанников:

- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка, освоение техники рисования узоров;

- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Для педагогов:

- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

Для родителей:

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

На данном этапе проекта была определена тема проекта, цель и задачи, был составлен план дальнейшей работы. Была подобрана и проанализирована литература по теме проекта. Сделан подбор материалов по теме проекта, картотека физминуток к русским народным сказкам (Приложение 1). Перед переходом к следующему этапу проекта были просмотрены иллюстрации в книгах и журналах и рассмотрены предметы декоративно-прикладного искусства.

II этап – основной

Содержание проекта :

Познавательное развитие.

Знакомство с русским бытом.

Просмотр мультфильмов «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».

Задачи: познакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа, познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, самовар и тд).

Знакомство с фольклором.

Чтение русских народных сказок : «Гуси-лебеди», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и Медведь».

Разучивание потешек и частушек.

Знакомство с пословицами и поговорками.

Загадывание загадок.

Задачи: формировать любовь к устному народному творчеству, воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Цель: познакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой (приложение 1).

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».

Заучивание физминуток к русским народным сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь». (Приложение 2).

Задачи: познакомить детей с истоками русской народной культуры; познакомиться с народными играми; развивать физическую активность (закреплять умение бегать, не натыкаясь друг на друга, ориентироваться в пространстве).

Художественно-эстетическое развитие.

Знакомство с русскими народными песнями : «Два веселых гуся», «Каравай», «Метелица», «Как на тоненький ледок».

Хороводные игры: «Мороз Красный Нос», «Хоровод», «Карусели».

Знакомство с русскими народными инструментами : игра на ложках, знакомство с гуслями и балалайкой.

Задачи: развивать образное восприятие русских народных песен, развивать представление о народных музыкальных инструментах, обучить игре на ложках.

Творческое развитие.

Рисование: «Водоноска», «Веселые лошадки», «Петушок», «Русский сарафан»» (Приложение 3).

Лепка: по сказке «Репка» (Приложение 4).

Аппликация: «Узоры на тарелочках». (Приложение 5).

Задачи: развить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; воспитывать интерес к народной культуре, к рисованию; учить лепить предметы продолговатой формы, используя прием сплющивания, красиво располагать узор по всей поверхности тарелочки; способствовать развитию мелкой моторики рук,

Инсценировка.

Инсценирование русской народной сказки «Репка» (Приложение 6, песни «Два веселых гуся».

Настольный театр по сказке «Колобок».

Задача: развитие театральных способностей, развитие мелкой моторики.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры: собери матрешку, выкладывание пазлов на тему «Русские народные сказки», «Расскажем сказку вместе».

Задачи: учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы, развивать связную речь, развивать коммуникативные умения.

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы.

Консультация на тему «Приобщение к истории, традициям и культуре России».

Консультация для родителей "Потешки в помощь маме".

Задачи: приобщение родителей к реализации проекта, донести до родителей важность детского фольклора для развития речи детей.

III этап – заключительный

1. Фото отчёт (Приложение 7).

2. Показ сказки «Репка» для детей младших групп.

https://cloud.mail.ru/public/bMVd/B6Dstuc7n

Список используемой литературы

1. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 1/авт. -сост. С. Д. Томилова – Москва: АСТ,2013. – 702, [2]с., ил.

2. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2/авт. -сост. С. Д. Томилова – Москва: АСТ, 2013. – 702, [2]с., ил.

3. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

4. Чудесный короб: Русские народные песни, сказки, игры, загадки/Сост., запись и обработка. Г. М. Науменко; Рис. Л. Н. Корчёмкина. – М. : Дет. лит., 1988. – 206 с. : ил.

5. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.

6. Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2001г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург.

7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.

8. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.

9. Интернеи-ресурсы.

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Сценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 летСценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет Развлечение по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет. Цель: формировать связную речь через устное народное творчество.

Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет)Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет) Ребята поприветствовали гостей и друг друга - собрались в круг и улыбнулись друг другу. В гости к детям пришла Красная Шапочка. Она сообщила.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством. Раздел «Адаптация» СЕНТЯБРЬ 1. Чтение.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Знакомство детей с народным творчествомЗнакомство детей с народным творчеством Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Ознакомление детей с русским народным творчеством и культурой»
Опубликовано: 1 мая 2023 в 06:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД