Папки-передвижки

Проект «Осенние листочки» в старшей группе

Валентина Бурунова
Проект «Осенние листочки» в старшей группе

Участники проекта :

Старшей группы

Содержание проекта

Мы предполагаем, что у каждого дерева своеобразные листья, они отличаются цветом, формой, величиной. Но мы так мало об этом знаем, что решили разгадать эту тайну деревьев.

Проводя исследование, мы искали ответы на вопросы:

• Почему осенью листья меняют свою окраску?

• Что такое листопад?

Публикация «Проект „Осенние листочки“ в старшей группе» размещена в разделах

• Куда исчезают опавшие листья?

Цель проекта : изучить жизнь деревьев осенью.

Задачи:

1. Формировать представления: деревья - живые существа, у них есть потребность в определё нных условиях: тепло, свет, вода, питательная почва.

2. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов (деревьев).

3. Показать красоту природы осенью.

4. Развивать желание сохранять красоту родной природы.

Наш проект проходил в три этапа.

1. Подготовительный этап

Методы:

1. Чтение рассказов Г. Граубина «Почему осенью листопад

2. Прослушивание песни «Падают, падают листья»

3. Чтение и заучивание стихов об осенних листьях, деревьях.

4. Наблюдения на участке детского сада за деревьями.

2. Основной этап

Методы:

1. Рассматривание листьев (обратить внимание на форму,

цвет, с какого дерева.)

2. Сбор, сушка и подготовка листьев к работе.

3. Дидактические игры экологического содержания.

4. Загадки экологического содержания.

5. Проведение занятия.

3. Подведение итогов - цикл практических дел.

1. Проводился конкурс «Осенний букет» совместно с родителями.

2. Изготовление воспитателем и детьми гербария из листьев.

3. Изготовление аппликаций: «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».

4. Изготовление альбома с листочками и названиями деревьев, которые нашли в парке.

Наши открытия:

Занимаясь исследованием, мы подтвердили, что своеобразие листьев проявляется в осенний период, когда они окрашиваются разными красками. Листопад-это явление природы, которое бывает только осенью. Этому способствует изменение климата в осенний период.

Результаты исследования:

Чтобы передать красоту и своеобразие осенних листьев мы участвовали в выставке «Осенний букет», сделали гербарий своими руками, аппликации из листьев : «Птица счастья», «Ёжик», «Кораблик», «Бабочка», «Грибы», «Мышка».

Приложение №1

Конспект занятия по ознакомлению с природным миром

Старшая группа

Воспитатель Лямзина Р. Н.

«Путешествие в осенний парк»

Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени (приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают.)

Задачи:

1. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды,

2. Выявлять причины происходящих изменений в природе.

3. Воспитывать интерес к природе и бережное отношение к деревьям.

Материал: конверт с письмом от осени, лупы, карточки, листья.

Ход занятия

Воспитатель: -Сегодня к нам пришло необычное письмо, как вы думаете, от кого?

Дети: - от Незнайки, Лесовичка.

Воспитатель: давайте его прочитаем.

Здравствуйте, ребята!

Вы наверно удивились, получив такое необыкновенное письмо, и не знаете, от кого оно. Сейчас я загадаю вам о себе загадку.

Слушайте, внимательно, и тогда вы сразу догадаетесь, кто же я.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек… я (осень)

Дети: осень

Правильно, я - Осень. И не простая, а золотая. Я- самое красивое время года, которым все любуются, о котором пишут стихи и песни. Но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг нас. Поэтому я хочу пригласить вашу группу к себе в гости, чтобы вы полюбовались на мою красоту, понаблюдали, что интересного происходит в лесу.

В парке или на участке детского сада.

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно, как красив осенний лес! И послушайте, как описал эту красоту И. Бунин в своём стихотворении «Листопад»

Лес, точно терем, расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Воспитатель:

С чем сравнивает поэт лес?

Дети: с теремом расписным

Воспитатель: какие краски увидел он в лесу?

Дети: золотые, жёлтые, лиловые, багряные, синие.

Воспитатель: почему ёлочки темнеют на фоне остальных деревьев?

Дети: потому что они зелёные.

Воспитатель: докажите, что это стихотворение написано об осени, а не о другом времени года.

Дети: потому что лес как будто золотой.

Воспитатель: осень приготовила задания, которые вы должны выполнить.

Задание 1.

Собрать для гербария несколько листьев с разных кустарников и деревьев. Назвать их.

Листву каких деревьев можно назвать золотой?

Дети: берёзы, клёна.

Воспитатель: а какую -багряной?

Дети: рябина, осина.

Воспитатель: на каких деревьях нет разноцветных листьев?

Дети: тополь, сирень.

Воспитатель: на каких деревьях листья светло-коричневые?

Дети: липа, дуб, вяз.

Воспитатель: определите, каких листьев на деревьях больше- зелёных или разноцветных?

Дети: разноцветных.

Воспитатель: в листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски- и зелёные, и жёлтые, и красные. Самый сильный цвет- зелёный. Этот цвет придаёт листьям особое вещество- хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света даёт много, и поэтому листья остаются зелёными.

А почему осенью листья изменяют окраску?

Дети: осенью дни стали короче, солнце светит меньше.

Воспитатель: посмотрите, как это можно зарисовать (показывает карточки) Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зелёных листьев, зато много жёлтых и красных.

Задание 2.

Конкурс на самый необыкновенно раскрашенный лист.

Воспитатель: найдите такой лист, который осень раскрасила не так, как все остальные.

Дети: выполняют задание, рассматривают листья, отбирают самые интересные для гербария.

Воспитатель: опадают ли листья летом? Почему же зелёные листья не осыпаются, а жёлтые и красные осыпаются? Давайте проведём опыт.

Опыт: попробовать сорвать с ветки зелёный лист и жёлтый.

Воспитатель: какой лист легче отрывается?

Дети: зелёный.

Воспитатель: посмотрите через лупу на внутреннюю сторону листа. Она вся усеяна мелкими точечками, что же это такое? Оказывается, что листья- это «форточки»деревьев. Чтобы расти и жить дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся не нужны. И листья опадают. Так наступает листопад.

А теперь представьте себе, что вы- осенние листочки. Возьмите в руки по одному любому листочку и определите, с какого он дерева.

(дети выбирают листочки и рассказывают о них.)

Игра «лист, лети ко мне!» (дети свободно кружатся по дорожкам, пока воспитатель не скажет, например:»кленовый лист, лети ко мне!»Те, у кого кленовые листья, должны подбежать к воспитателю, а по сигналу»Найди своё дерево!»дети должны подбежать к дереву, с которого упал лист.)

Воспитатель: дети, давайте ещё раз посмотрим, какие стоят красивые разноцветные деревья. Но скоро листья опадут и мы не сможем любоваться этой красотой. Подумайте, как можно сохранить красоту осенних деревьев надолго, чтобы зимой мы могли вспомнить и посмотреть на неё.

Дети: собрать листочки и сделать букеты, поделки,засушить их.

В детском саду дети вместе с воспитателем разбирают принесенные с экскурсии листья.

Приложение №2

Стихи

Как обидно.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул.

Красный, жёлтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно:

Листьев нет-

Лишь ветки видно.

И. Михайлова

Октябрь.

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый.

Весь румяный, золотой,

Ты куда, листок, постой!

Осенние листья желты и красны

Прощаемся с лесом до новой весны!

А. Плещеев.

Листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

В. Вирович

Листопад.

Облетели листья с клена.

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит

Е. Авдиенко

Осень.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлтый – розовый - кленовый.

Народные приметы

Лес шумит - к непогоде.

Рябина цветёт - к долгому теплу.

Сильно цветёт черёмуха - к холодам.

Много ягод рябины - к дождливой осени и холодной зиме.

Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.

Если лист с дерева не чисто падает - будет холодная зима и знойное лето.

Листья с веток опадают - гуси к югу улетают.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега не выпало, оттепель его сгонит.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Приложение № 3

Загадки

Весной одевается, осенью раздевается. (лес)

Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)

Падают с ветки золотые монетки. (осенние листья)

Сидит -зеленеет, лежит- пожелтеет, падёт - почернеет. (листик)

Я - из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (берёза)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (рябина)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (осина)

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (лиственница)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (ива)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ёлка)

На верхушке- грозди,

А пониже - гвозди. (боярышник)

Летом в жару он в шубе пуховой,

В холод зимой-совершенно голый. (тополь)

Из лесочка деревцо

Пришло к дому, под крыльцо,

С доброй славой, с головой кудрявой,

С красными кистями,

С пернатыми гостями. (рябина)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (красная и чёрная смородины)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево)

Приложение №4

Дидактические игры

«Угадай, какой наш дом»

Цель: описать деревья и найти их по описанию.

Игровые действия: составление и отгадывание загадок о деревьях.

Правило: называть деревья надо только после описания

Ход игры

Игру проводят в лесу, парке, на участке детского сада. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево. Каждая подгруппа описывает своё дерево водящему, по очереди, а он должен узнать по описанию растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.

Например:

Дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нём.»

Затем один из них даё т описание:

Называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине его листьев, плодах и семенах.

«К названному дереву - беги»

Цель: тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Игровые действия: убегать от водящего к названному дереву.

Правила: воспитатель часто меняет название растений.

Около названного растения долго стоять нельзя.

Можно перебегать к разным деревьям одного названия.

Ход игры

Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева.

Педагог сначала называет те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, похожи по внешнему виду. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать по сигналу: «Раз- два- три- беги!»

«Каких листьев больше»

Дети расходятся и собирают по нескольку опавших с разных деревьев листьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по их форме в букеты, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше всего, а каких мало. Воспитатель объясняет, почему одних листьев оказалось много, а других мало. Если дети нашли лист с такого дерева, которое не растёт в этом месте, воспитатель спрашивает, как мог лист сюда попасть.

Найди такой же лист

Воспитатель показывает лист клёна или берёзы, предлагает детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении даётся задание каждый раз найти листья другого дерева.

Мы осенние листочки

Мы- листочки, мы- листочки, Дети стоят кружком с

Мы- осенние листочки. Листочками в руках.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул- полетели. Дети разбегаются.

Мы летали, мы летали, Дети бегают,

А потом летать устали! Помахивая листочками.

Перестал дуть ветерок- Дети приседают на

Мы присели все в кружок корточки, поднимая

Поднимая листочки

Над головой

Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются,

И листочки быстро сдул. Помахивая листочками.

Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки

И на землю тихо сели вверх и следят, куда они упадут

Публикации по теме:

Занятие по аппликации в младшей группе «Осенние листочки»Занятие по аппликации в младшей группе «Осенние листочки» Аппликация - это вид изобразительного искусства, в котором сначала вырезаются детали ножницами, а потом наклеиваются в правильном порядке.

Атрибут «Осенние листочки» для танцев в первой младшей группеАтрибут «Осенние листочки» для танцев в первой младшей группе Доброго времени суток, дорогие коллеги и гости моей страницы! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию атрибут "Осенние листочки" для танцев.

Фотоотчет о занятии во второй младшей группе «Осенние листочки»Фотоотчет о занятии во второй младшей группе «Осенние листочки» Вот и дождались наши ребята, когда наступила осень. Ведь теперь они могут наблюдать за разнообразием ее красок. С ребятами очень удобно.

Фотоотчет «Осенние листочки». Рисование в технике «пластилинография» в средней группеФотоотчет «Осенние листочки». Рисование в технике «пластилинография» в средней группе Пластилинография — нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти.

Конспект НОД по рисованию «Осенние листочки» в старшей группеКонспект НОД по рисованию «Осенние листочки» в старшей группе Цель:формирование навыков рисования. Задачи: * воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени * развивать наблюдательность, плавные.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Волшебные осенние листочки»Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Волшебные осенние листочки» Тема: «Волшебные осенние листочки» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие, физическое.

Конспект занятия по ИЗО во второй младшей группе «Осенние листочки»Конспект занятия по ИЗО во второй младшей группе «Осенние листочки» Осень - яркое время года, которое не сложно изобразить на бумаге разными способами, а также изображение осенних листьев, передавая осенний.

Конспект занятия по пластилинографии в младшей группе «Осенние листочки»Конспект занятия по пластилинографии в младшей группе «Осенние листочки» Конспект по пластилинографии в младшей группе по теме " Осенние листочки" Цель: Закреплять умение работать в технике пластилинографии Задачи:.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Осенние листочки» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Бурунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Осенние листочки» в старшей группе
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 17:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД