Получи документы

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»

Елена Михайловна Конакова
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»

срок реализации 1 год

Тема проекта: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей»

Вид проекта:

воспитательно - образовательный, развивающий, творческий.

Образовательная область:

художественно-эстетическое развитие - изобразительная деятельность

Публикация «Проект „Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах

Предмет изучения:

нетрадиционные техники рисования.

Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, родители воспитанников.

Чем же хороши нетрадиционные техники?

Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Проблема:

Неумение детей использовать многообразие техник и способов для создания художественного образа.

Актуальность проекта:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы индивидуальные, психологические способности и творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить симпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя психологическая гармония восприятия цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».

Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психологического состояния, я использую разные техники нетрадиционного рисования.

Гипотеза:

Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного нетрадиционного художественного материала.

Цель:

Формирование творческих способностей, при использовании нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Развивающие:

- Развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Развивать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие, познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный:

• Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование).

• Пополнение материала, необходимого для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

• Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

2 этап - Основной:

• Развивать художественно - творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

• В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, показ технических приёмов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

• На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

• На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувания краски, рисования ватными палочками, рисования листьями, рисование манкой, рисование поролоном, рисование пластилином, рисование витражными красками.

• Пальчиковые игры.

3 этап - Завершающий:

• Выявить уровень художественно - творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

• Тематические выставки.

• Оформление детского альбома «Фантазёры».

Предполагаемые результаты:

Эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявления самостоятельности выборе материала и техники для рисования в свободное время. Стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования из доступного материала. Появления новых идей и желаний пополнить мир детей интересным и увлекательным.

Работа с родителями в реализации проекта:

• Информационно-наглядные материалы.

• Тематические выставки.

• Мастер-класс для родителей «Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования».

Работа с воспитателями:

• Консультация: «Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования».

• Мастер-класс: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей».

Перспективный план по нетрадиционному рисованию с детьми старшей группы:

Тема Техника Цель Материалы Методические приемы

Сентябрь

1 Бабочка Монотипия • Упражнять детей в технике монотипии.

• Закрепить умение использовать технику печатания.

• Развивать пространственное мышление. Силуэты симметричных и несимметричн ых предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги белый, гуашь, кисть, простой карандаш. Рассмотрение альбома с бабочками. Индивидуально тренировочный приём «Что отразилась в моём зеркальце». Наблюдение за отражением предметов в луже или водоёме во время прогулок. Чтение сказки Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Просмотр мультфильма «Крошка Енот» режиссёра О. Чуркин.

2 Лето Печать листочком • Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения;

• Знакомство с методом печати листьями.

• Закрепление знаний о теплой цветовой гамме.

• Формирование навыков создания несложной цветовой композиции. Гуашь, широкие кисти, клеенка для черновой работы, разнообразные по форме листья. Экскурсия в парк. Наблюдение за осенней природой во время прогулок. Разучивание стихотворений о лете. Беседа о приметах осени. Рассматривание иллюстраций с изображением летней природы. Дидактическая игра «С какого дерева листок?

Октябрь

1 Корзина с фруктами Печать по трафарету • Совершенствовать умение в художественных техниках печатания.

• Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках. Беседа о фруктах.

Разучивание стихотворений, чтение рассказов, отгадывание загадок о фруктах.

Рассматривание фотографий, открыток, репродукций картин, календарей с изображением фруктов.

Дидактические игры: «Садовник» с целью закрепления знания названий фруктов,

«Что где растет?».

Сделать с детьми заготовки рисунков.

2 Овощи Пластилинография • Научить новому приёму нетрадиционной техники.

• Развивать воображение и фантазию у ребёнка.

• Воспитывать интерес к новой технике. Плотный картон, пластилин, стек, простой карандаш, бумага для вытирания рук после занятий. Беседа по теме «Овощи». Загадки. Рисования «Осенние подарки». Игра «третий лишний» Сбор урожая в огороде детского сада.

Ноябрь

1 Красота осеннего леса Оттиск мятой бумаги • Учить детей комкать бумагу.

• Знакомить детей с разнообразием техник нетрадиционного рисования (рисование мятой бумагой).

• Дать понятия о тёплых цветах (жёлтый, красный, оранжевый).

• Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук.

• Развивать эстетическое восприятие, фантазию, будить воображение.

• Воспитывать самостоятельность и активность. Альбомный лист бумаги, лист для сминания, вода, кисть, гуашь, мисочка. Беседа об осени. Рассказ об осени. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева, И. Э. Грабаря. Загадки о признаках осени. Беседа о перелетных птицах. Загадки о перелётных птицах.

2 Дельфин ы Набрызг • Учить создавать образ, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету.

• Развивать цветовосприятие.

• Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Подготовлены ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа, трафареты. Беседа о морских обитателях, изготовление морского дна, изготовление детских масок. Просмотр фильмов о море и его обитателях рассматривание иллюстраций.

Декабрь

1 Зимний пейзаж Рисуем солью • Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства рисование солью.

• Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

• Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

• Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей. Альбомный лист, клей ПВА, кисть для нанесения клея, кисть для рисования, простой карандаш, соль, акварельные краски, баночка для воды с водой. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Беседы на экологические темы о правилах поведения в лесу, о жизни животных и птиц, о необходимости живых существ и растительности, об охране природы. Вечер загадок и отгадок о зиме рассматривание картин о зиме, снежинок в солнечную, пасмурную погоду, вечером под светом фонарей. Изготовление макета «Зимнего леса».

Январь

1 Дед мороз Рисуем манкой • Продолжить работу из сыпучих материалов (манной крупы).

• Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, раскрасить деде мороза красками, чтобы он стал ярким, красивым, нарядным.

• Развивать чувство цвета, прививать художественный вкус. Акварельные краски, альбомный лист, простой карандаш, кисти, вода, манка. Беседа о прошедшем празднике Нового года, впечатления детей.

Вспомнить стихотворения о Новом годе, дедушке морозе.

Просмотр мультфильмов с участием Деда мороза.

Чтения сказки «Морозко».

Февраль

1 Лес зимой Рисуем пекинской капустой • Продолжать учить передавать в рисунке картину зимнего пейзажа, используя нетрадиционные техники рисования.

• Закрепить умение рисовать деревья, животных используя разные приёмы и материалы, для создания выразительности рисунка.

• Воспитывать доброжелательное отношение к работам других детей.

Гуашь белая, зелёная, жесткая кисть, листы пекинской капусты, трафареты животных.

«Расскажи о зиме» Передает друг другу «комок снега» и называет признак зимы. «Подбери родственные слова» танец «Зимушказима». Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

2 Усатый полосатый Тычок жесткой кистью • Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).

• Показать новые способы получения абстрактных изображений.

• Знакомить с эскизом как с этапом планирования работы (создавать контурный рисунок карандашом, передавать цвет и фактуру необычным способом (методом «тычка»).

• Вызвать интерес к «оживлению» полученных форм.

• Развивать творческое воображение.

Лист белой бумаги, гуашевые краски, жесткая кисть, баночка с водой, кисть, простой карандаш. Беседа о типографии. Освоение изобразительной техники «монотипия» на предыдущих занятиях.

Беседа о любимых домашних питомцах детей.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Загадки о домашних животных.

Дидактические игры: “ “Чудесный мешочек”.

Рассматривание иллюстраций, книг, рисование и лепка животных, чтение книг, заучивание стихов.

Март

1 Ночной город Свеча + акварель • Закрепить умение рисовать свечой и акварелью.

• Учить создавать выразительный образ березовой рощи.

• Развивать чувство композиции. Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукци пейзажей, эскизы. Рассматривание иллюстраций к книгам, о городе Надыме. Составление схем, Д/И «Геометрическое лото», «Собери картинку» и др. С/Р. «Строитель», «Детский сад», и др. Конструктор – «Лого», развивающие игры с палочками Кюизенера, индивидуальный и напольный деревянный конструктор. Дать понятие о достопримечательностях города.

2 Бежит кораблик по волнам Пейзажная монотипия

• Учить складывать лист пополам, рисовать пейзаж.

• Развивать воображение и фантазию у ребёнка.

• Воспитывать интерес к новой технике. Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций, картинок. Конструирование этих вводов транспорта. Рассматривание репродукций русских художников.

Апрель

1 Закат солнца Цветной граттаж • Познакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике граттаж.

• Развивать воображение при составлении композиции.

• Развивать мелкую моторику и речь.

• Формировать творческую личность, умение смело и свободно мыслить. Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом. Познакомить с таким явлением природы, как закат. Беседа о солнце как источники жизни на земле. Наблюдения на прогулке.

2 Наш великий космос Граттаж • Познакомить с нетрадиционной техникой чёрно-белого граттаж.

• Упражнять в использовании средств выразительности. Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (1 капля на 1 ст. л. туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Беседа о космосе. Рассматривание макета вселенной. Чтение рассказов о космосе. Изготовление вместе с родителями поделок о космосе. Каскады о космосе. Рассматривание иллюстраций о космосе. Разучивание стихотворения «Юрий Гагарин» В. Орлов. Сюжетно-ролевая игра «Я космонавт».

Май

1 Ветка яблони Кляксография трубочкой • Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить направлять струю выдыхаемого воздуха.

• Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

• Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

• Воспитывать интерес к данному виду рисования. Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка. Беседы о весне и о подснежниках. Заучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений. Отгадывание загадок, повторение пословиц о весне. Чтение художественных произведений. Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций «Деревья в нашем парке».

2 Салют в городе Восковые мелки + акварель интерес к новой технике • Учить рисовать восковыми мелками, используя акварельные краски.

• Совершенствовать умения в данных техниках.

• Учить отображать наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

• Развивать изобразительные навыки и умения. Бумага для рисования, гуашь, кисти, восковые мелки, акварель. Беседы на военную тематику, прослушивание песен. Рассматривание иллюстраций «Этот День победы». Разучивание стихотворений, песен. Чтение «О мальчике Тишке и отряде немцев», Баруздин С. «Шел по улице солдат».

Анализ процесса деятельности

Высокий уровень - ребенок проявляет интерес нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности нетрадиционной техники рисования. Аргументирует выбор той или иной техники и правильно называет ее. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; располагает изображение по всему листу; цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого. При восприятии рисунка может дать эстетическую оценку. Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого.

Средний уровень - ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в данный вид деятельности. Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по всему листу; При восприятии рисунка может дать незначительную оценку деятельности. При восприятии рисунка может дать эстетическую оценку.

Уровень ниже среднего - ребенок проявляет слабый интерес к нетрадиционной технике рисования, неохотно вступает в данный вид деятельности. Ребенок путает и не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Затрудняется аргументировать свой выбор техники. Не всегда соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов; цветовое решение не соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого; не всегда располагает изображение по всему листу; При восприятии рисунка затрудняется дать эстетическую оценку.

Диагностическая карта развития художественных способностей детей в нетрадиционной технике (входная диагностика, 3 балла – высокий уровень, 2 – средний, 1 – ниже среднего).

18-27 баллов - высокий уровень

9-18 - средний уровень

0-9 - ниже среднего уровень.

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности:

• способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;

• стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;

• дает возможность экспериментировать;

• развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие;

• способствует развитию зрительно-моторной координации;

• не утомляет дошкольников, повышает работоспособность, развивает нестандартность мышления раскрепощенность, индивидуальность.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Михайловна Конакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»
Опубликовано: 24 июля 2020 в 14:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД