Лучший педагог года

Проект «Народная тряпичная кукла» (старший дошкольный возраст) (4 фото)

Наталья Мозговая
Проект «Народная тряпичная кукла» (старший дошкольный возраст)

Проект «Народная тряпичная кукла» (старший дошкольный возраст)
Фото «Народная тряпичная кукла»
Проект  (старший дошкольный возраст) - фото
Фото №1 Народная культура фольклор Народная тряпичная кукла ПАСПОРТ ПРОЕКТА Публикация Проект Народная тряпичная кукла старший дошкольный возраст размещена в разделах Куклы обереги

Проект

«Народная тряпичная кукла»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Публикация «Проект „Народная тряпичная кукла“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Название проекта : «Народная тряпичная кукла».

Вид проекта : творческий

Участники проекта : дети, родители, педагоги.

Возрастная группа : старший дошкольный возраст

Цели:

1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через ознакомление с народной игрушкой.

2. Исследовать влияние народной куклы на развитие ребенка.

3. Сблизить детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными видами народной тряпичной куклы, историей их возникновения, традициями изготовления и применения, с их использованием в современном мире.

2. Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.

3. Воспитать интерес и бережное отношение к народной кукле, уважительное отношение к истории и культуре своего народа, а также чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

4. Создать условия для творческого самовыражения детей, совершенствовать творческие способности, внимание, мышление, память и речь детей.

5. Развить мелкую моторику детей, обогатить сенсорную и тактильную сферы их деятельности.

6. Уовершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.

7. Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.

Образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Художественно-эстетическое развитие;

4. Речевое развитие;

5. Физическое развитие

Длительность: Долгосрочный

Сроки проекта

• Начало проекта : сентябрь 2022г.

• Окончание проекта : декабрь 2022г.

Результаты проекта

Дошкольники :

• проявляют интерес к народной культуре, традициям русского народа, обрядам и праздникам;

• знают названия традиционных тряпичных кукол, их назначение;

• умеют изготавливать самостоятельно и при помощи взрослого некоторые народные куклы;

Автор Проекта – Мозговая Н. И. воспитатель высшей категории.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит русская народная пословица. Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Наблюдая за играми детей с традиционными куклами – видно, что девочки относятся к куклам бережно, носят на руках, гладят, говорят ласковым голосом, им хочется приласкать куклу, одеть, накормить, уложить в кроватку и т. д. Во время игр с куклой Барби дети же вели себя совсем по-другому: бегали, громко кричали, копировали жизнь и поведение взрослой девушки.

Дети подсознательно тянутся к природе, к житейской мудрости предков, их спокойствию и опыту. Поэтому мне кажется, что нужно знакомить детей с народным творчеством своего народа, его самобытностью. И это можно реализовать через куклу.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.

Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У дошкольников :

• расширятся представления о русских народных куклах, промыслах, традициях, праздниках и обрядах, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

• повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

• дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;

• дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;

• овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

• появится тесный контакт с родителями воспитанников

• повысится статус группы

• пополнится предметно — развивающая среда

• разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

• родители станут активными помощниками в жизни группы

• отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1. Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.

2. Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы

3. Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.

4. Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.

5. Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол

6. Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы

7. Провести консультацию для родителей на тему работы над проектом (темы консультаций «Альтернатива Барби», «Мужская игрушка?»)

Подготовительный этап

1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т. д.).

3. Разработка плана по реализации проекта.

Основной этап

Работа с детьми:

1. Беседа «Мои любимые игры и игрушки»

2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы, «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки».

3. Занятия-эксперименты «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу.

4. Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».

5. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «Мартинички», «Подорожница», «Кувадка», «Параскева»

6. Чтение художественной литературы: «М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»

7. Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»

8. Продуктивная деятельность детей :рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»;изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка».

9. Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Кострома».

10. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями:

1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т. д.).

3. Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».

4. Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

Заключительный этап.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:

• принцип доступности изучаемого материала;

• принцип историзма, который реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;

• принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т. к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;

• принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.

Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» дополнит и расширит систему по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной славянской куклы.

Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд. Содержание проекта базируется на :

• русском народном фольклоре : сказках, пословицах, поговорках, закличках, потешках, народных мелодиях и песнях, введении русских народных игр и кукол в жизнь детей.

Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному В течение первого полугодия воспитанники знакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; учатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго года у детей расширяются представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

• Изучается история традиционной русской народной куклы и ее виды.

• Осваивается технология выполнения тряпичных кукол, изготовлены образцы кукол.

• проведен мастер-класс по изготовлению оберега - куклы «Кувадки» с родителями.

• оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги»

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст)Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст) Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный руководитель Проект «День Победы» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых.

Проект ко Дню защитника Отечества «Мой папа был солдатом» (старший дошкольный возраст)Проект ко Дню защитника Отечества «Мой папа был солдатом» (старший дошкольный возраст) Проект ко Дню защитника Отечества "Мой папа был солдатом" старший дошкольный возраст. Цель проекта: формировать у дошкольников готовность.

Проект «Мой любимый детский сад» (старший дошкольный возраст)Проект «Мой любимый детский сад» (старший дошкольный возраст) Педагогический проект «Мой любимый детский сад» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Шепелёва Н. В. Тип проекта –.

Проект «Наш огород» старший дошкольный возраст. Часть 1-АктуальностьПроект «Наш огород» старший дошкольный возраст. Часть 1-Актуальность Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В. А. Сухомлинский.

Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет.Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Проект " Овощи". Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. 1. Цель проекта: - Совершенствовать речь как средство общения. - Развитие свободного.

Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст) Проект: "Самая любимая, мамочка моя!" Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта:.

Проект «Всегда иди дорогою добра» (старший дошкольный возраст) «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Экологический проект «Сохраним ёлочку живой» (старший дошкольный возраст)Экологический проект «Сохраним ёлочку живой» (старший дошкольный возраст) Характеристика проекта: Участники проекта: педагог дополнительного образования, руководитель кружка "Окно в природу" Монастырчук И. А. ,.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Народная тряпичная кукла» (старший дошкольный возраст) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Мозговая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Народная тряпичная кукла» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 20:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД