Лучший педагог года

Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)» (6 фото)

Ольга Конюхова
Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)»

Проект «Народная игрушка».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационно-творческий

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – воспитатели, дети, родители.

По продолжительности – краткосрочный.

По количеству участников – групповой

Участники проекта : Дети старшая группа, воспитатель, родители, сотрудники ДОУ

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Публикация «Проект „Народная тряпичная игрушка (кукла)“» размещена в разделах

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.

Цель:

• Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

• Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с тряпичной куклой.

Задачи:

1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.

2. Познакомить с техникой изготовления тряпичной куклы с элементами кубанского казачества, вызвать интерес к её созданию, обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д

4. Формирование позитивных установок к различным видам ручного труда и творчества.

Методы проекта : наглядный, словесный, практический.

Проект «Народная тряпичная кукла» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

I Основная часть. Теоретическое обоснование по формированию

духовно-нравственного развития детей через взаимодействие ДОУ, семьи и социума.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Особое внимание в деятельности ДОУ уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Важность выбранной темы также обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко обозначены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

1. Теоретическая значимость формирования духовно-нравственного развития детей в ДОУ

- Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития духовно-нравственного воспитания детей в совместной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими образовательными учреждениями

- Исследование корней народного творчества, а также анализ той или иной национальной традиции помогает воспитанникам развиваться в познавательной деятельности.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию;

- тематические занятия;

- беседы о культуре русского народа, знакомство с традициями, обычаями;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом;

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений;

- тематические выставки детского творчества.

II Практическая часть

2.1. Этапы работы по реализации проекта по формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы.

Этапы работы над проектом :

Организационный этап:

- Разработка плана по реализации проекта.

- Изучить технологию изготовления народной куклы

- Подобрать необходимые материалы для практической деятельности

- Составить анкету для родителей «Как и во что вы играете со своим ребенком»

- Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

Содержательный этап:

- рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).

- беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».

- знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «День и Ночь»; «Мартинички», «Кувадка».

- оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»

- продуктивная деятельность детей (изготовление куклы «Кувадка»).

- совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями

- анкетирование родителей: «Как и во что вы играете со своим ребенком»

- консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

- сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т. д.).

- мастер – класс «Изготовление куклы «Желанница».

- презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

Заключительный этап:

- посещение мини-музея «Народная кукла» в ДОУ;

- организация выставки «Народная тряпичная кукла»;

- презентация проекта «Народная тряпичная кукла».

Предполагаемые результаты проекта :

для воспитателей

• появится тесный контакт с родителями воспитанников

• повысится статус группы

• пополнится развивающая предметно-пространственная среда

• разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

для родителей

• родители станут активными помощниками в жизни группы

• отношения родителей и детей станут более близкими доброжелательными.

Заключение

Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России. В ходе исследования мы узнали, что тряпичная кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Раньше куклам придавали особое значение, так как они были не только для игр, но и участвовали в обрядах, служили оберегами для семьи. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, воспитывают, украшают дом, служат хорошим подарком. Выполняя эту работу, мы познакомились с разнообразием народных кукол и научились изготовлять их своими руками. Разные на свете куклы, разные у них имена, но кукла тряпичная будет актуальна всегда. Мы уверены, что созданные руками человека куклы доставят радость людям и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.

Итоговый продукт:

1. Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.

2. Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов «Пеленашка»; «Кувадка» с детьми.

3. Проведен мастер-класс для родителей и детей (изготовление куклы- оберега «Кувадки».

4. Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями совместно с детьми для выставки.

5. Презентация проекта и выставки кукол-оберегов родителям и педагогам ДОУ.

Изготовление тряпичной куклы «Кувадка» с детьми:

Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)»
Фото «Народная тряпичная игрушка (кукла)»
Проект - фото
Фото №1 Народная культура фольклор Народная игрушка Фото №2 ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта информационно творческий По предметно содержательной области общество культурные ценности По характеру участия воспитатели дети родители Фото №3 По продолжительности краткосрочный
Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик» Вот и близится к завершению реализация общесадовского проекта «Русская народная кукла». Коллективом детского сада «Колокольчик» проведена.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка» Автор: Черноусова Ирина Алексеевна, воспитатель, МДОУ №72, г. Раменское, Московской обл. Мастер класс  рассчитан на детей старшей группы.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт)«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт) Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети знали.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш»Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш» Эта кукла не простая, «Перевертышем» зовётся. Глянешь так – красна девица, Эдак – бабой обернётся! Кукла «Перевёртыш» - это особая народная.

Старинная тряпичная кукла «Желанница»Старинная тряпичная кукла «Желанница» Когда-то, давным-давно, у каждой деревенской девушки была такая кукла. А появлялась она тогда, когда девушка имела сокровенную мечту.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Конюхова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Народная тряпичная игрушка (кукла)»
Опубликовано: 14 июня 2022 в 22:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД