Получи документы

Проект на тему «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Анна Абильмажинова
Проект на тему «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Проект

на темуРазвитие познавательного интереса у детей через экспериментирование».

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой, среднесрочный;.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Срок реализации проекта : 2 месяца

Место проведения: МАДОУ ЦРР д/с №66 «Яблонька»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Публикация «Проект на тему „Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование“» размещена в разделах

Задачи:

• -Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

• -Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

-Развивать наблюдательность;

-Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать;

-Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;

-Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

• - Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно-пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности;

• -Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при проведении опытов и экспериментов;

• -Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;

• -Повысить компетентность родителей в познавательном развитии дошкольников;

• -Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Актуальность:

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование. Опыты и эксперименты вызывают у детей огромный интерес. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Чем разнообразнее и интересней поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем самым его развитие происходит быстрее и полноценнее. Дети в дошкольном возрасте, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать и т. п.

В младшем дошкольном возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, о распространении звука в воздухе и воде, как замерзает вода зимой и т. д.

Опыты, которые самостоятельно проводятся детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.

Тимирязев Климент Аркадьевич российский естествоиспытатель писал так, что «люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Формы работы:

-Беседы;

- Занятия;

- Наблюдения и труд;

- Эксперименты.

Форма организации детей может быть :

1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2. Фронтальная работа.

3. Индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты

1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2. Умение использовать разные способы и приемы познания.

3. Интерес к экспериментированию у детей.

4. Готовность к логическому познанию.

Этапы реализации проекта

1 этап. Организационно – диагностический.

На первом этапе был проведён анализ необходимой литературы (научной и методической) по данной теме.

Разработан перспективный план по работе с детьми и родителями. Составлен план мероприятий с опорой на сетку ООД и подобрана детская литература.

Разработаны картотеки к данному проекту : опыты и эксперименты в средней группе; наблюдений за объектами неживой природы. Так же было проведено анкетирование родителей для того, чтобы выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

В результате этого анкетирования было выявлено, что у родителей очень низкая степень участия в поддержании познавательного интереса у детей. Для мотивации родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми было организовано посещение родителями наших занятий, подобран и оформлен консультативный материал в уголке для родителей «Экспериментируйте с детьми дома», «Чего нельзя и что можно», «Играем – значит познаём». Так же родители были привлечены к пополнению уголка экспериментирования в группе. Приборы помощники: микроскоп, магниты, пластиковые бутылки, ведёрки, стаканы, воронки.

Природные материалы:

: минералы, глина, крупный и мелкий песок разный по цвету. Ракушки различные по величине, камушки морские, кусочки коры, шерсть, мох.

Бросовый материал: проволока, пробки деревянные.

Прочие материалы: деревянные зубочистки, мука, соль, цветные стёклышки, формочки.

2 этап.

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

Один раз в неделю организуется ОД, в ходе которой младшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Дети делают самостоятельные умозаключения по результатам исследования в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.). Ребенку важно, если его мама и папа поддерживают его интересы, поэтому мы решили привлекать родителей своих воспитанников к помощи.

Родителям было предложено, проделать для своего ребёнка в домашних условиях, ряд опытов с водой, опыт с водой разной температуры. Опыты с цветом красочная лампа, радужная вода. Что растворяется в воде, а что нет и т. д. После того как родители проведут исследование им необходимо было задать вопросы своему ребёнку, например такие как, для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Где можно найти воду дома? и т. п. Родители помогали и направляли детей на выполнение заданий. Хотелось бы подчеркнуть, что сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

3 этап. Заключительный.

Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

Работа с родителями:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

Формы сотрудничества с родителями:

-ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта;

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Наглядная информация

-Обмен опытом.

Перспективный план:

1 месяц Февраль:

1 неделя «Волшебные картинки»

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы и оборудование: разного цвета стекла.

2 неделя «Все увидим, все узнаем» Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

Материалы и оборудование: увеличительные стекла, лупы по количеству детей, бинокль.

3 неделя «Песочные замки» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы и оборудование: совки, различные сита, ведерки, миски, песок, вода.

4 неделя «Куда пропала вода?»

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы и оборудование: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка.

2 месяц Март

1 неделя «Водяная мельница»

Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы и оборудование: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой.

Дидактическая игра «Вода и её свойства»

2 неделя «Звук и вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки.

Материалы и оборудование:

Дидактическая игра «Приключение Буратино»

3 неделя «Угадайка»

Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Материалы и оборудование: предметы из одного материала разных размеров, большие и маленькие машины, матрешки, мячи, мешочек, непрозрачные коробочки разных размеров.

4неделя

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы и оборудование: рукавичка с магнитом, бумажная салфетка,

стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической

пластиной внутри.

Дидактическая игра «Свойства бумаги»

Заключение

Разрабатывая проект, нужно уметь правильно ставить цель. Также важно спланировать и образовательный процесс на основе темы проекта, создать познавательную, безопасную, развивающую среду в группе, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность.

Подводя итоги необходимо подчеркнуть, что в ходе проекта был разработан цикл познавательных занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших дошкольников, также существенно был пополнен уголок «экспериментирования», где дети проводят простые и более сложные опыты. Мы проводили опыты с водой (льдом, песком и т. д. Ребята были очень заинтересованы и с восторгом рассказывали родителям о своих открытиях.

Проведенная нами педагогическая диагностика показала, что у большинства детей сформированы предпосылки познавательной деятельности, ребята сами инициируют наблюдения и задают вопросы.

С высоким уровнем развития - 27% (6 дет.)

У этих детей познавательное отношение устойчиво. Ребята видят проблему самостоятельно, активно выдвигают предположения, способы решения проблемы, стараются самостоятельно планировать деятельность, осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Доводят начатое до конца. Формулируют в речи: достигнут или нет результат. Стараются делать выводы.

Со средним уровнем – 64% (21 дет.)

Эти дети проявляют активный познавательный интерес. Ребята видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети высказывают предположения самостоятельно, иногда с помощью взрослого. Принимают активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовят материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляют настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития – 9% (7 дет.)

У этих ребят познавательный интерес не устойчив. Они не всегда понимают проблему. Редко проявляют самостоятельность и инициативу в выборе способа действия. Допускают ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из за недостаточного осознания их качеств и свойств. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, псевдо логические, дети ориентируются на внешние несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание.

Таким образом, результаты, предполагаемые нами педагогами в начале реализации проекта : «способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач; умение использовать разные способы и приемы познания; интерес к экспериментированию у детей; готовность к логическому познанию» в целом были достигнуты.

В результате повторного анкетирования родителей была выявлена высокая степень роста заинтересованности родителей в совместных занятиях с детьми по экспериментальной деятельности. Нам все - таки удалось заинтересовать родителей.

Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с огромным восторгом проводят опыты и эксперименты дома, а их мамы и папы активно в этом участвуют, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Родители поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать, что - то новое.

Литература:

1. Г. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»

2. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М. : Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.

3. Дахин А. Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009.

4. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»

. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»

Кларин М. В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М. : Народное образование, 2008. – 256 с.

6. Сивкова Н. И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения. 2010.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:

Публикация Проект на тему «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Абильмажинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект на тему «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 22:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД