Лучший педагог года

Информационно-познавательный проект «Мой край — Югра»

Прахова Елена Анатольевна
Информационно-познавательный проект «Мой край — Югра»

Актуальность проекта :

Воспитание патриотических качеств личности, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, и к каждому человеку в отдельности. А край где мы живём большой, многонациональной семьей, это и есть частица нашей Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих рядом народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Публикация «Информационно-познавательный проект „Мой край — Югра“» размещена в разделах

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.

Проблема: В процессе беседы с детьми было выявлено, что дети мало знают о своем крае. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в старшей группе, расширить представления о своей малой Родине – Югре.

Цели: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае.

Задачи:

1. способствовать формированию представлений детей о жизни и быте коренных жителей Югры; растительном и животном миром края

2. развивать познавательную активность, продолжать учить детей вести диалог, расширять кругозор

3. воспитывать любовь к своему краю, гордость за свой край.

Вид проекта : информационно - познавательный, долгосрочный.

Срок реализации проекта : с 01.10.22 по 10 декабря 2021 года.

Участники проекта : дети группы старшего дошкольного возраста с 5 - 6 лет, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня знаний у детей о родном крае –Югре.

Дети должны знать:

название родного края ХМАО- Югра;

город, в котором мы живём

природу и животный мир Югры;

о коренном народе и их быте.

Дети должны уметь:

Различать и называть ягоды севера, деревья, животных

Рассказать о своей малой родине.

2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по формированию знаний о родном крае.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап:

1. Выявление знаний детей о культуре и быта народов ханты и манси.

2. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом.

3. Разработка НОД по образовательным областям.

4. Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект

Приложение:

1. Подбор художественной литературы о коренных народах ХМАО.

2. Создание картотеки народных хантыйских подвижных игр.

3. Презентация «Игры и игрушки Севера».

4. Презентация «Красная книга».

5. Презентация «Природа родного края»

Основной этап:

Познавательное развитие НОД «Ханты и манси - таёжные жители».

Просмотр мультипликационных фильмов о северном народе. Знакомство с гербом и флагом округа.

Рассматривание альбомов «Животный мир Югры», «Растительный мир Югры».

Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в

корзинку»,

«Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний»

Социально – коммуникативное развитие Настольно – печатные игры: «Расскажи про свой город», «Прогулка по городу», «Профессии», «Животный мир»,

«Собери картинку», «Собери герб и флаг округа»

Сюжетно –ролевые игры «Поездка в тундру», «Переезд на новое стойбище»,«В гости в хантыйский чум», «Семья»,«Детский сад». Беседы: «Достопримечательности родного города», «Дом, в котором я живу».

Режиссерская игра «Улицы родного города».

Речевое развитие Чтение произведений авторов нашего города.

Заучивание наизусть стихотворений о родном крае и городе.

Заучивание поговорок и пословиц о Родине.

Составление описательных загадок о лесе, ягодах и грибах;

Чтение хантыйских сказок и загадок.

Художественно – эстетическое развитие НОД «Рисование» - «Тайга зимой»

НОД «Аппликация» - «Чум»

ООД «Конструирование» : «Животные нашего края».

Раскраски по теме; Рисование хантыйских узоров;

Разыгрывание народных сказок, легенд, используя элементы костюмов, декорации.

Развивающая среда Сказки, стихи, рассказы, иллюстрации, энциклопедии.

Наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал: набор открыток с достопримечательностями

родного города, округа, книги о Югре, серия сюжетных картин по темам: «Город», «Транспорт», «Деревья», «Дикие животные», «Деревья», «Ягоды», «Птицы», «Рыбы».

Материалы для продуктивной деятельности: образцы, схемы для рисования, лепки, аппликации; краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.

Уголок развивающих игр: настольные игры, логические задания.

Картотеки: «Загадки, стихи, пословицы и поговорки о Родине», «Физминутки, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастики».

Альбом: «Город Нефтеюганск», «Мой округ»

Физическое развитие Разучивание подвижных игр народов ханты и манси: «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Льдина, ветер и мороз»,

«Охота на волка», «Хэйро»

Работа с родителями Консультация о воспитании у детей любви к родному краю.

Рекомендации для родителей по теме «Наш город».

Маршрут выходного дня

Посещение детей совместно с родителями музея.

Фотовыставка «Мой край Югра».

Создание альбома «Животные и растения нашего края»

Приложение

Картотека подвижных игр народов Севера для детей дошкольного возраста

Игра - высшая форма исследования.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, а так же желание обладать силой, ловкостью и выносливостью.

Народные игры являются неотъемлемой частью не только физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, создается эмо-ционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все хантыйские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку, Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Основным условием успешного внедрения игр народов ханты в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в игры народов ханты.

Итак, хантыйские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования чувства патриотизма, активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Олени и пастухи

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них аркан (длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога аркан. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от аркана. Набрасывать аркан можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания аркана.

Каюр и собаки

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки, стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Хейро

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад, на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Информационно-познавательный проект «Мы помним, мы гордимся!» Ежегодно наша страна празднует великий праздник – 9 Мая День Победы в Великой Отечественной войне. Необходимо систематизировать знания детей.

Информационно-познавательный проект «Петушок и его семья» с детьми раннего возрастаИнформационно-познавательный проект «Петушок и его семья» с детьми раннего возраста .

Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…»Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…» Информационно – познавательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «На суше, в небе, на морях…» во 2 младшей группе Сроки.

Информационно-познавательный, проект посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне "Мы память бережно храним " информационно-познавательный, проект посвященный подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Информационно-познавательный стенд в ДОУ «Эколята — дошколята»Информационно-познавательный стенд в ДОУ «Эколята — дошколята» Проблемы экологического воспитания в наше время вышли на первый план, и мы педагоги, стараемся уделять больше внимания развитию экологического.

Информационно-познавательный уголок «Эколята-дошколята»Информационно-познавательный уголок «Эколята-дошколята» Создан воспитателями старшей группы "Совушки" МБДОУ Д / С "Теремок", Шухровой А. М., Юдиной Л. А., с целью формирования у детей дошкольного.

Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста).Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста). Организован с сентября по ноябрь. Актуальность: Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит.

Информационно-познавательный проект в средней группе «Дары осени»Информационно-познавательный проект в средней группе «Дары осени» Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (3 недели). Руководитель проекта: Рябова Светлана Владимировна Приоритетная образовательная.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра — мой край родной» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра – мой край родной» Цель: Побудить внимание и любовь детей к родному.

Автор публикации:
Информационно-познавательный проект «Мой край — Югра»
Опубликовано: 29 января 2023 в 20:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД