МААМ-картинки

Проект «Мы дружим с буквой Р»

Ольга Харламова
Проект «Мы дружим с буквой Р»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»

Руководитель: учитель-логопед

Харламова Ольга Ивановна

2016 г.

Актуальность темы:

Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Речь является важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Все знают, что ребенок с хорошо развитой речью, умеющий четко и последовательно излагать свои мысли, аргументировать свои желания и просьбы, легко общается со сверстниками, лучше учится, быстрее адаптируется к новой ситуации. Неясная речь накладывает негативный отпечаток на характер и психику ребенка, именно поэтому правильному развитию речи уделяется особое внимание. На современном этапе логопедии остро стоит вопрос о росте речевых нарушений у младших школьников. Речевые проблемы учащихся начальной школы часто препятствуют реализации поставленных целей. У школьников с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К одному из речевых навыков относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова. Звукопроизношение чаще всего бывает сохранней, чаще всего встречается искажение сонорных звуков (более двух третей от всех звуковых нарушений). Постановка звуков у детей группы риска по дисграфии не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требует длительной и систематической работы. Перед школьным учителем-логопедом встает задача-организовать образовательный процесс на этапе закрепления речевых навыков увлекательным, необычным для обучающихся. Сделать этот процесс интересным, максимально продуктивным для ребенка-логопата и результативным для учителя-логопеда поможет метод проектной деятельности. В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении и является метод проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, но и совершенствовать их речевые навыки, использовать различные источники информации, добывать и применять на практике знания, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. А самое главное: привлечь к данной работе родителей. Работа логопеда с родителями всегда бывает тесной, но недостаточно вариативной. Еще большие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам коррекции звукопроизношения, непосредственном вовлечении их в коррекционную деятельность. Родители не только оказывают помощь в оформлении и поиске нужной информации, но и сами выступают в роли источника информации. Организуя проектную деятельность на коррекционных занятиях, удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию ребенка, повысить заинтересованность на участие в оказании помощи ребёнку и логопеду.

Публикация «Проект „Мы дружим с буквой Р“» размещена в разделах

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : игровой, практический, творческий.

По содержанию: естественно-научный, психолого-педагогический.

По времени проведения: краткосрочный (сентябрь-октябрь)

По характеру контактов: в рамках ОУ.

Участники проекта : обучающиеся 1-х классов, родители.

Проблема: возможно ли методом проекта совершенствовать и развивать речевые навыки младших школьников?

Цель: формировать речевые навыки в процессе творческой деятельности, вовлечь родителей к коррекционно-развивающему процессу.

Задачи: -создать среду, побуждающую детей-логопатов к речевому общению через вовлечение в проектную деятельность; -формировать навыки устной речи; -обогащать словарный запас школьников; -развивать и совершенствовать умение вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу общения; -учить детей находить и использовать различные источники информации, сотрудничать и взаимодействовать в группе;

-развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, пространственную ориентировку на листе бумаги, внимание, наблюдательность; -вовлекать родителей в коррекционную работу учителя-логопеда, заинтересовать родителей в оказании помощи ребенку; -пропагандировать логопедическую работу среди родителей.

Методы реализации поставленных задач:

Исследовательские методы:

-изучение литературы,

-наблюдение, анализ.

Практические методы:

-практические упражнения, задания.

Наглядные методы:

-наблюдения,

-демонстрация альбомов,

-организация выставок, презентаций.

Словесные методы:

-беседа,

-составление рассказа,

-устная презентация.

Игровые методы:

-речевые игры,

-игровые действия

Материально-технические ресурсы: Техническое оборудование: компьютер, фотоаппарат.

Картинный материал: картинки, фотографии, иллюстрации, насыщенные звуками Р, Рь.

Материалы для творческой деятельности: шаблоны букв, картон, пластилин, ножницы, клей, листы бумаги.

Ожидаемый результат: автоматизация звуков Р, Рь в словах, предложениях, связной речи, совершенствование фонематического восприятия и слуха, навыков фонематического анализа, закрепление зрительного образа буквы, звуко-буквенных связей, обогащение словаря обучающихся, раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, коммуникативных навыков.

Практическая значимость: заключается в том, что речевые умения обучающихся будут закрепляться на занятиях и дома, а результат проекта (альбом "Картинки называем-звуки закрепляем") представляет практическую значимость и может быть использован для коррекции речевых нарушений. Трансляция опыта: презентация проекта : знакомство с идеей опыта на методическом объединении учителей-логопедов, участие в конкурсе.

Этапы реализации проекта :

I –подготовительный (информационно-подготовительный)

Цель: выявление проблемы в речевом развитии школьников, определение основных направлений, изучение литературы.

В ходе подготовительного этапа проекта решались следующие задачи:

Коррекционные: развивать умение работать с дополнительными источниками информации (книги, журналы, альбомы, интернет-сайты)

Исследовательские: узнать из каких дополнительных источников можно найти информацию, нужный наглядный материал (картинку). Воспитательные: воспитывать уважение к чужому труду.

II-основной (практический) Цель: совершенствование речевых навыков обучающихся в процессе реализации проекта, привлечение родителей к коррекционной деятельности. В ходе подготовительного этапа проекта решались следующие задачи:

Коррекционные: совершенствовать звукопроизношение в словах, предложениях, в связной речи, закрепить зрительный образ буквы, навыки звукового анализа, умение анализировать и ориентироваться в наглядном и речевом материале, обогащать словарный запас обучающихся, развивать мелкую моторику, пространственные представления.

Исследовательские: формировать умение находить несколько вариантов решения поставленной проблемы и выбирать из них наиболее подходящий. Воспитательные: воспитывать уважение к чужому труду.

III-заключительный (оценочный) Цель: анализ полученных данных, результата проектной деятельности.

Информационно-подготовительный этап.

Анкетирование родителей по проблеме.

Беседа с участниками проекта по данной проблеме.

Информирование родителей об участии в проекте.

Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Рассматривание и анализ существующих альбомов в школьной библиотеке, на логопедических занятиях.

Обсуждение плана деятельности, путей реализации проекта. Сентябрь

II-III неделя Руководитель проекта.

Основной (практический)

1. Подбор картинок, иллюстраций со звуками Р и Рь (вместе с родителями)

2. Анализ и отбор подобранного материала (картинок, фотографий со звуками Р и Рь) совместно с учителем-логопедом.

3. Оформление страниц альбома (совместно с учителем-логопедом)

4. Игровые упражнения по страницам альбома (на логопедических занятиях) :

«Назови картинку- определи место звука»,

«Передай соседу картинки со звуком Рь (Р,

"Найди самое короткое (длинное) слово со звуками Р и Рь.

"Придумай предложение с самым длинным (коротким) словом.

"Поменяемся словами" (работа в парах)

"Назови слово- название животного, фрукта, насекомого и т. д.

"Большой-маленький"

"Сьедобное-несьедобное"

"Один-много"

5. Пластилиновая аппликация буквы Р :

-анализ образа буквы;

-обводка буквы по шаблону;

-аппликация пластилиновой буквы используя разные техники (размазывания, мозаики)

6. Составление рассказа-описания о пластилиновой букве, используя слова со звуками Р и Рь (красивая, розовая, красная, разноцветная, оригинальная, сиреневая, оранжевая, прекрасная, ажурная) Октябрь

I-II неделя Руководитель проекта, обучающиеся, родители.

Заключительный

(аналитический, результативный)

1. Выставки пластилиновых букв. 2. Выставка страниц альбома.

3. Оформление альбома "Картинки называем-звуки закрепляем"

4. Устная презентация страниц альбома для учащихся логопункта (каждый учащийся демонстрирует свою страницу другим участникам проекта)

5. Фотоотчет о создании проекта в логопедическом уголке "Звукарик" на сайте класса. Октябрь

III-IV неделя Руководитель проекта, дети.

Заключение.

Главным критерием оценки является достижение цели и решение задач проекта. Цель проекта достигнута, поставленные задачи реализованы, можно считать, что получен качественный результат, выраженный в развитии познавательных и речевых навыков, компетентности обучающихся, личностных качеств, что особенно востребовано в новых социально-экономических условиях -возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. В результате проектной деятельности у обучающихся сформировались: Поисковые умения: самостоятельно находить информацию в информационном поле, запрашивать недостающую информацию у взрослого.

Коммуникативные умения: вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, задавать вопросы, вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения.

Навыки работы в сотрудничестве: с участниками проекта, умения находить и исправлять ошибки в работе других обучающихся группы

Презентационные умения и навыки: уверенно держать себя во время выступления, совершенствовать навыки монологической речи, умение отвечать на вопросы.

В работе над проектом у обучающихся повысилась мотивация к речевой деятельности, внимание к своей речи, повысилась самооценка, закрепились речевые навыки, расширился словарный запас. Участие в проектной деятельности -это возможность делать что-то интересное самостоятельно и в группе своих сверстников, участвовать в поисковой деятельности, позволяющей проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Проект заинтересовал детей, стимулировал их позитивное эмоциональное состояние. Обучающиеся осознали значимость своей работы, у них повысился интерес к коррекционным занятиям. Кроме того, они стали более дружными и получили навыки общения. Для учителя-логопеда использование метода проекта в коррекционно-развивающей работе - это создание условий, которые мотивируют к закреплению речевых умений, к самостоятельной работе с информацией, добыванию знаний, планированию последовательной деятельности. Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений с родителями. Использование проектной деятельности в коррекционном процессе возможно и даже необходимо для преодоления трудностей в речевом развитии, для более прочного, полноценного закрепления знаний.

Публикации по теме:

«Дружим с витаминами» МБДОУ «Детский сад№1 с. Перелюб» Праздник здоровья «Дружим с витаминами» (средняя группа) Провела воспитатель: Рахметова А. Н Действующие.

«Мы со спортом крепко дружим!»«Мы со спортом крепко дружим!» «Растить детей здоровыми, сильными и эмоциональными»-это задача каждого дошкольного учреждения. Но любое воспитание начинается с личности.

Физкультурно-оздоровительный проект «Мы со спортом дружим» (подготовительная группа) Физкультурно-оздоровительный проект «Мы со спортом дружим» Паспорт проекта Тема проекта: «Мы со спортом дружим» Проект: краткосрочный,.

Физкультурный проект для детей подготовительной группы «Дружим со спортом» Физкультурный проект: «Дружим со спортом». Сроки проекта: краткосрочный. Участники проекта: Инструктор по физкультуре, дети подготовительной.

Праздник «Мы со спортом крепко дружим» с родителями МКДОУ «Детский сад «Рябинка» Г. Спас-деменск Калужская обл. Физкультурный досуг для родителей и детей: «Мы со спортом крепко.

Проект коррекционной группы для детей с ЗПР «Всей семьей со спортом дружим» «Всей семьей со спортом дружим» Проблемное поле: Дети мало знакомы со здоровым образом жизни. Создать в ДОУ психологически комфортные условия.

С «Лыжней России» дружим!С «Лыжней России» дружим! «Лыжня России» проводится ежегодно и всегда является большим зимним праздником для любителей лыжного спорта. В нашем городе традиционная.

Спортивный час «Мы дружим со спортом» Цели: прививать детям основы ЗОЖ, развивать навыки двигательной активности, координации движений, способствовать сохранению и укреплению.

Стенгазета «Мы со спортом дружим — никогда не тужим»Стенгазета «Мы со спортом дружим — никогда не тужим» стенгазета приурочена к городской акции "Здоровое сердце" Здоровье – это богатство, это самая большая ценность, которая дана человеку. О.

Тема: «Всегда мы дружим с молоком» 4. Формировать способность к саморазвитию личности каждого ребёнка. 5. Развивать логическое мышление. Воспитывающие: 1. Развивать умение работать.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Мы дружим с буквой Р» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Харламова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Мы дружим с буквой Р»
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 14:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД